Возвышенное и земное в творчестве И.С. Баха
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Урок музыки в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_a.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Возвышенное и земное в творчестве И.С.Баха.


Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Цель:

  1. Показать, какое воздействие оказывает музыка И.С. Баха на человека. Познакомить с творчеством композитора,  особенностью его стиля. Раскрыть понятия: токката,

фуга, хорал, полифония.

  1. Развивать музыкальный слух, образное мышление, певческий голос, чувство ритма.
  2. Воспитывать интерес к музыкальному искусству, музыкальный вкус, слушательскую и исполнительскую культуру.

         

   

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Дети и учитель музыкально приветствуют друг- друга на  русском  и тувинском языках).

2. Проверка домашнего задания.

         Учитель: 3 человека работают с карточками, а остальные показывают свою музыкальную  импровизацию на слова:

Коляда, коляда! На пороге Рождества.

Блин да лепешка на красном окошке.

(Дети исполняют и защищают свои музыкальные темы).

3. Вступительная беседа.

        - Кто такая  коляда? (ответы детей)

        Слово «коляда» связано с лат. словом «календа», что означает первое число каждого месяца. Отсюда и произошло слово «календарь». Кликанием коляды отмечали начало жизни человека и поворот природы к солнцу. Вряд ли кто-нибудь сможет объяснить, как выглядит «коляда», зато в специальных песнях-колядках, пелось о том, что «коляда» приносит людям богатство и счастье.  

- Когда принято петь колядки? (под Рождество)

        - Кто сможет рассказать об этом празднике? (ответы детей)

         Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена.  Потому что рожденный младенец нес  на Землю мир и благодать, спасая грешные души людей.

 Рождество Христово у православных празднуют  7 января, а у католиков - 25 декабря. Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются рождественские святые дни или  Святки.  

На Святках прославляют Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляют родных, знакомых, соседей. Песни, пляски, игры – скучать некогда.

- Мы тоже не будем скучать и сейчас поиграем.

Музыкально-дидактическая игра «Зимнее рондо».

- Что такое рондо?  (музыкальная форма).

- Из каких частей состоит рондо? (из эпизодов и рефрена)

-  Как называется повторяющаяся часть? (Рефрен. Рефрен  этой игры - «Едем, едем на лошадке») .                  

                       

(Проводится игра)

(Звучит музыка И.С.Баха)

        4. Сообщение темы урока.

- Ребята, кто узнал эту музыку? (ответы)

-  Кто композитор?  (И.С.Бах)

                                         ( слайд)

- Тема нашего урока: Возвышенное и земное в творчестве И.С. Баха.

-  Как вы думаете, почему музыка  Баха  звучит в канун Рождества? (ответы)

- А теперь сами попробуйте поставить себе задачи на урок (ответы)

- Да, ребята, вы правы, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством                     И.С.Баха и познакомимся с особенностями его музыкального стиля; а также раскроем такие понятия, как «барокко», «токката», «фуга», «хорал», «полифония».

4.Объяснение нового материала.

                                     

( Слайд )

-  Расскажите, что вы уже знаете о композиторе (ответы).

1 ученик: Бах Иоганн Себастьян (1685-1750 гг) – выдающийся немецкий композитор, органист, представитель эпохи барокко. Непревзойденный мастер полифонии. За свою жизнь написал более 1000 произведений. Среди них: "Хорошо темперированный клавир" (ч.1 – 1722 г, ч.2 – 1744 г.), "Страсти по Матфею" (1727 г), "Страсти по Иоанну" (1724 г), шесть "Бранденбургских концертов" (1711-1720 гг) и пр. Его музыка оказала сильнейшее влияние на творчество последующих композиторов

2 ученик: Бах был глубоко верующим человеком. И.С.Бах был убежденным протестантом. Это нашло отражение и в его произведениях: "Высокая месса си минор", оратории "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею". Кроме того, он написал около 200 церковных и светских кантат, а также пьесы для органа, среди которых знаменитая "Токката и фуга ре минор".

3 ученик: Бах стал известным композитором при жизни. При жизни Бах был известным органистом, но не композитором. Слава композитора пришла к нему лишь спустя пол столетия после его смерти. Более того, большинство его произведений после смерти были забыты и лишь в 1829 году после исполнения Мендельсоном "Страстей по Матфею", началось возрождение произведений и возвеличивание имени великого композитора.

-  И.С.Бах был ярким представителем стиля «барокко»

В эпоху «барокко»…

Орган был любимым инструментом композитора и поэтому органная музыка занимает центральное место в его творчестве.

Он работал в таких жанрах как  токката,  фуга, хорал.

- Давайте с каждым из них познакомимся более подробно.

 

            (Звучит фрагмент Токкаты и фуги ре минор)

-  Кто назовет произведение?

-  Что означает слово «токката»? (ответы детей)

 Слово «токката»- означает трогать, дотрагиваться. В 14-15 веках- это были аккордовые фанфары, которые открывали торжественные выходы.

 - Скажите, какая по характеру «токката» у Баха? (ответы детей)

-  «Токката» строится на секундовых интонациях, которые создают напряженность, проблему над которой стоит задуматься.

(Звучит небольшой отрывок произведения)

-  А как объяснить слово «фуга»? (ответы детей)

«Фуга»- с латинского означает «бег», это сложное музыкальное  произведение, где один голос как бы догоняет другой. В основе большинства  фуг лежит одна тема. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. В зависимости от числа голосов фуга может быть 2-х, 3-х, 4-х, 5-тиголосной.

Фуга до минор 3-хголосная.

(Звучит фрагмент до минор)

-  Кто объяснит термин «хорал»? (ответы детей)

«Хорал»- это старинное духовное песнопение, основанное на народных мелодиях. Чаще всего хорал был 4-хголосным.

                (Звучит фрагмент)

  -  Прослушав столько произведений И.С. Баха, какую особенность его стиля вы могли  бы выявить? (ответы детей)

-  Особенностью Баховского стиля является полифонический склад его произведений.

-  А что такое полифония? (ответы детей)

 -  «Полифония» переводится как многоголосие». Каждый голос самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны. В полифонии все голоса развиваются по принципу имитации или подражанию. В музыке это прием поочередного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему, с некоторым опозданием, повторяя ту же мелодию.

(слайд)

Ноты инвенции до-мажор, фрагмент.)

                                             Дети поют.

5. Итог урока

-  Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

-  Какое воздействие оказала на вас музыка И.С. Баха.

                      (Выставление оценок)

6. Домашнее задание:

Закрепить понятия: «токката», «фуга», «хорал», «полифония».

- В преддверии Католического рождества хотелось бы всех вас от души поздравить с праздником и пожелать вам добра, мира и любви.

                        (Раздает ангелочки)

     

               А всем гостям подарить песню.

                         

                          (Песня «2 крыла»)

                             (Слайд-шоу)

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

 

Учитель:

Музыка- это лекарство, которое делает человека добрым, щедрым и красивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Земное и Небесное в творчестве И.С. Баха"

  Открытый урок музыки, посвящённый органному и хоральному творчеству И.С. Баха....

"Небесное" и земное в музыке И. С. Баха.

Конспект к уроку для 6 класса «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга....

Разнообразие и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха

Урок посвящён многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха....

Классный час в 6 классе "Возвышенная и Земная"

Классный час разработан для обучающихся 6 класса и их мам. Классный час посвящён Дню матери и проводится либо накануне, либо в этот праздник. На классный час ученики приглашают своих мам....

Тематическая разработка урока: "Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.С.Баха".

Сформировать представлений об особенностях композиторского творчества  И.С.Баха....