программы по музыке 5-7кл
рабочая программа по музыке на тему
рабочие программы по музыке 5-7кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_po_muzyke_5-7kl.doc | 279 КБ |
programmy_po_muzyke_5-7kl.doc | 279 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кварцитная основная общеобразовательная школа
муниципального образования Троицкий район Челябинской области
«УТВЕРЖДАЮ»
________________
Директор школы
Н.Е.Брюханова
«____» ______20_11_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке (5-7 классы)
Н.Е.Мартыненко., учитель музыки высшей кв. категории
Обсуждена и согласована на методическом объединении Протокол №___1__ от «___»_____2012__г. | Принята на методическом совете Протокол №__1___ от «___»______2012_г. |
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Использовались нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-Ф3 от 01.12.2007 №313-Ф3;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 № 1089);
- Примерные образовательные программы для общеобразовательной школы;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Уровень: базовый
Направленность рабочей программы: основная общеобразовательная.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью музыкального воспитания в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи музыкального образования учащихся 5 – 7 классов:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений).
Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы:
Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;
Метод интонационно – стилевого постижения музыки;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод концентричности музыкального материала;
Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;
Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)
Метод игры;
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Метод моделирования художественно – творческого процесса.
Форма работы: классно – урочная.
В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом. В рамках темы урока вводится музыкальный и теоретический материал, знакомящий с истоками, традициями, культурой саамского и поморского народов. В песенный репертуар включены песни Мурманских композиторов, игры северного фольклора.
Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. В основе различных форм приобщения
школьников к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитывающую роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнить (петь, играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное
пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ | ЧАСЫ | КОНТРОЛЬ |
1 полугодие «Музыка и литература» | 16 |
1 четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» | 9 | викторина |
2 четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» | 7 | тест |
2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство | 18 |
3 четверть «Можем ли мы увидеть музыку» | 10 | кроссворд |
4 четверть «Можем ли мы услышать живопись» | 8 | концерт |
6 КЛАСС
Разделы и темы | часы | контроль |
1 полугодие «Преобразующая сила музыки» | 16 | концерт |
2 полугодие «В чем сила музыки» | 18 | викторина |
7 КЛАСС
Разделы и темы | часы | контроль |
1 полугодие «Музыкальный образ» | 16 | викторина |
2 полугодие «Музыкальная драматургия» | 18 | концерт, игра |
5 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»
1четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.
2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»?
Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,
музыкантов – исполнителей. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку»
Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.
Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.
4 четверть: «Можем ли мы услышать живопись»
Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).
Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.
Учебно – тематическое планирование
Класс – 5, количество часов – 34, в неделю – 1 час.
1 полугодие «Музыка и литература» - 16 часов.
1 четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» - 9 часов
№ | дата | тема | содержание программы | музыкальный материал |
1 | Музыка как вид искусства | Искусство в нашей жизни | «3 концерт», «Вокализ» Рахманинова, Гимн РФ, гимн школы. |
2 | Музыка и литература | Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. | «Жаворонок» Глинки, «Горные вершины» Рубинштейн, «Жаворонок» Балакирев. |
3 | Вокальная музыка | Богатство музыкальных образов в вокальной музыке | «Поет зима, аукает» Свиридов, «У зори – то у зорюшки» р.н.п. «Моя Россия» Струве. |
4 | Вокальная музыка | Образная природа в русской музыке | «Осень» Кюи, «Осень» Чайковского, «Родная земля» Дубравина. |
5 | Первое путешествие в музыкальный театр. Балет. | Русская музыка наших дней | Сцена из балета Морозова «Доктор Айболит», «Песенка северного олененка» Ярмак. |
6 | Второе путешествие в музыкальный театр. Опера. | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы | Глинка опера «Руслан и Людмила», «Песенка северного олененка» Ярмак. |
7 | Фольклор в музыке русских композиторов | Народные истоки русской профессиональной музыки | «Кикимора» Лядов, «Сказки гуляют по свету». |
8 | Музыкальные сказки | Стилевое многообразие музыки 20 века | Хачатурян «Чиполлино», «Сказки гуляют по свету». |
9 Обобщающий урок Викторина
2 четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» - 7 часов
№ | дата | тема | содержание программы | музыкальный материал |
1 | Музыка в сказке. Чонгурист. | Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры, как способа самовыражения. | «У лукоморья» - разучивание, «Чела» - слушание, «Волшебный смычок» - разучивание. |
2 | Музыка в сказке. Музыкант – чародей. | Народное творчество как художественная самоценность | «У лукоморья», «Мелодия» Аладова, «Волшебный смычок» - исполнение. |
3 | Чахкли | Р.К. Инсценировка народных сказок. | «Сказки гуляют по свету», «Чахкли» - исполнение, «Снежная тундра» саамская песня – слушание, «Бедный и скупой» - инсценировка сказки. |
4 | Музыка в басне | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы. | «Квартет» - басня, «Квартет №2» Бородина – слушание, «Чахкли» - исполнение. |
5 | Писатели о музыке и музыкантах | Классицизм в западноевропейской музыки | «Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта, «Жаворонок» Глинки. |
6 | Музыка в рассказе | «Жаворонок» Глинка, «Судьба барабанщика» Гайдар (фрагмент рассказа), «Северное сияние» Ярмак – исполнение. |
7 | Музыка в кино | Романтизм в западно – европейской музыки | «До – ре – ми» - фрагмент из кинофильма «Звуки музыки», «Вальс» Шопен. Викторина |
2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство» - 18 час.
3 четверть «Можем ли мы «увидеть музыку» - 10 час.
№ | дата | тема | содержание программы | музыкальный материал |
1 | «Что роднит музыку с изобразительным искусством» | Интонационно – образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами | «Островок», «Весенние воды» Рахманинов – слушание, «Добрый Мурман» Попов - разучивание |
2 | «Небесное и земное в звуках и красках» | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Знаменный распев как музыкально – звуковой символ Древней Руси. | Рахманинов «3 концерт», знаменный распев – слушание, «Добрый Мурман» Попов – исполнение. |
3 | Песни гражданской войны | Богатство музыкальных образов | «По долинам и по взгорьям», «Песня о тачанке» Листова, «Добрый Мурман» - исполнение. |
4 | «Богатырская» тема в музыке и живописи | Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы | «2 симфония» Бородина, «Погоня» - слушание, «Три парня» - исполнение. |
5 | Героические образы в музыке и живописи | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в симфонической музыке | «2 симфония» Бородина, увертюра «Кориолан» Бетховена – слушание, «Рисунок» Куклин – исполнение. |
6 | «Любить, молиться, петь. Святое назначенье… | Отечественная и зарубежная музыка в синтезе с храмовым искусством | «Любовь святая» Свиридов, «Аве, Мария» Гуно, И.С.Бах – слушание, «Мама» Гаврилин – исполнение. |
7 | Мусоргский «Борис Годунов» | Интонация как носитель смысла в музыке. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы | «Песня Варлаама» - слушание и исполнение, «Мама» Гаврилин – исполнение. |
8 | Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» | Картинность как характерное свойство русской классической музыки | «Рассвет на Москве – реке» - слушание, «Моя Россия» Струве – исполнение, «Песня о Мурманске» Матвеева – исполение. |
9 | «Прокофьев опера «Война и мир» | Стилевое многообразие музыки 20 века: развитие традиций русской классической музыкальной школы | «Ария Кутузова», «Вальс» Прокофьева – слушание, «О погоде» Адамовского. |
10 | Обобщающий урок | Выявление связей музыки с другими видами искусства, историей и жизнью | Урок - кроссворд |
5 класс 4 четверть «Можем ли мы «услышать» живопись – 8 часов
№ | дата | тема | содержание программы | музыкальный материал |
1 | Можем ли мы «услышать» живопись» | Жизнь как главный источник связей между различными видами искусства | «Вечерний звон» сл. Козлова, «Ростовские звоны» - слушание, «Моя Родина» Харитонова - исполнение |
2 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыки | Рахманинов «Сюита для двух фортепиано» - слушание, «Моя Родина» Харитонова – исполнение. |
3 | Древние храм своей вершиной блещет ярко… | Стилевое многообразие музыки 20 века. Народные истоки профессиональной музыки | Кикта «Фрески Софии Киевской» 4 часть «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» - слушание, «Моя Родина» - исполнение. |
4 | Импрессионизм в музыке и живописи | Стилевое многообразие музыки 20 столетия: импрессионизм. Особенности трактовки лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия) | «Море», прелюдия «Лунный свет» Дебюсси – слушание, «Что такое тундра» Попов – исполнение. |
5 | Музыка народного праздника | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. | Дебюсси «Празднества» - слушание, «Что такое тундра» Попов – исполнение. |
6 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. | «Музыкант» Зарицкой – исполнение, «Чакона» И.С.Баха, «Мелодия» Чайковского, «концерт №1» Шнитке – слушание. |
7 | Музыкальная живопись Мусоргского | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы | «Мусоргский «Картинки с выставки»: «Баба Яга», «Лиможский рынок», «Балет невылупившихся птенцов» - слушание, «Сказка по лесу идет» Никитин – исполнение. |
8 | Обобщающий урок | Взаимодействие изобразительного искусства и музыки, их стилевое сходство и различие | Урок – концерт. |
Формы контроля: викторины, тестовые задания, музыкальные кроссворды.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки пятиклассник должен:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;
- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.
6 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 полугодие «Преобразующая сила музыки»
На протяжении пяти лет обучения, ребята учились слышать в каждом произведении частицу жизни. Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры.
Музыка отражает жизнь и рождена самой жизнью: музыка о школе рождена
самой школьной жизнью, музыка революции – самой революцией, музыка о войне – самой войной, спортивная музыка – самим спортом. Музыка веселая,
радостная – отражение человеческих радости и веселья, музыка печальная,
грустная – отражает человеческую грусть и печаль. В 6 классе вопрос ставится глубже: если жизнь рождает музыку, то, как музыка воздействует на жизнь? Музыка сама по себе, непосредственно, не может оказывать какое – либо воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека. Рождать в нем те или иные чувства и мысли, воспитывать в нем высокие человеческие качества или, наоборот, возбуждает низкие, примитивные чувства. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношение к миру, к людям, на его труде, на том, как он сам влияет на жизнь, как воздействует на нее. Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила. На новом и знакомом музыкальном материале усваивается основная мысль о связи музыки с жизнью – жизнь рождает музыку и музыка воздействует на жизнь. Хорошо усвоенное ребятами представление о жизненном содержании музыки значительно обогатится пониманием ее преобразующей роли. Во много раз расширится представление учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.
2 полугодие «В чем сила музыки»
После того, как ребята усвоили о влиянии музыки на человека, надо выяснить, в чем же заключается способность музыки оказывать это влияние.
Прежде всего, в самой музыке, в красоте ее звучания, которая определяется средствами музыкальной выразительности, а также ее правдивостью. Противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь.
Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, успокоить или наоборот, подбодрить, развеселить человека. А что может сделать музыка уродливая и лживая? Только лишь вред принести человеку, изуродовать его духовный мир. Ребята учатся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту ее художественной формы в разных музыкальных жанрах: в вокальном сочинении, где важным помощником становится слово, а также и в симфонической музыке без «программных» заголовков, то есть учимся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс, за год – 34 часа, в неделю – 1 час.
1 полугодие «Преобразующая сила музыки» - 16 часов.
1 четверть «Музыка и жизнь» - 9 часов.
№ | дата | тема | содержание программы | музыкальный репертуар |
1 | Жизнь и музыка | Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства | «Матушка, матушка» Мартынов, «Вальс» Ж.Бреля – слушание, «Мальчишки, девчонки» Островского – исполнение. |
2 | Р.К. Поморские исторические песни | Знакомство музыкой поморов. | «Англичане в Белом море», «Я ли в поле да не травушка была» - слушание, «Мальчишки, девчонки» - исполнение. |
3 | Такие разные вальсы | Русский и западно – европейский романтизм | «Вальс» Чайковского, «Вальс» Шопена – слушание, «Мальчишки, девчонки» - исполнение. |
4 | Музыка, приносящая подпору и утешение | Особенности романтизма в русской музыке. Психологизм как характерное свойство музыки Чайковского. Обращение русских композиторов к народному фольклору. | «Мелодия»,«1 концерт» Чайковского – слушание, «Чудо – музыка» - разучивание. |
5 | «Молчащие» песни | Богатство музыкальных образов в вокальной музыке | «На побережье тайном», «Я – фронт» М.Теодоракис – слушание, «Чудо – музыка» - исполнение. |
6 | Ему подвластны звуки космоса | Музыка И.С.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека | «Органная фуга», «Весенняя песня» Бах – слушание, «Чудо – музыка» - исполнение. |
7 | Полифония и гомофония | Выразительные возможности различного склада письма | «Прелюдия» Баха, «Менуэт» Бетховен – слушание, «Весенняя песня» Баха – исполнение. |
8 | Героическая личность – героическая музыка | Романтизм в западноевропейской музыке | «5 симфония» Бетховена – слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение. |
9 | Обобщающий урок | Жизнь как главный источник музыки | Урок - концерт |
6 класс
2 четверть «Преобразующая сила музыки» - 7 часов
№ | дата | тема | содержание программы | музыкальный репертуар |
1 | Музыка революции | События истории и музыка | «Интернационал» Дегейтер, «Марсельеза» Руже де Лиль, «Рабочая марсельеза» - слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение. |
2 | Мир музыки Рахманинова | Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы | «2 концерт», «Сирень» Рахманинов - слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение. |
3 | Музыкальный сказочник | Наиболее значимые особенности русской классической музыкальной колы | «Шествие» из оперы «Золотой петушок» Римского – Корсакого – слушание, «Песня о Мурманске» Малкина – исполнение. |
4 | Революционный этюд | Сравнительная характеристика восприятия мира композиторами разных стран | «Этюд» Скрябина, «Этюд» Шопена – слушание, «Песня о Мурманске» - исполнение. |
5 | Песни военного Заполярья Р.К. | Знакомство с творчеством композиторов Заполярного края | «Прощайте, скалистые горы» Жарковского – слушание и исполнение. |
6 | Глюк «Орфей и Эвридика» | Особенности драматургического развития в оперном искусстве | «Мелодия», хор фурий – слушание, «Во кузнице» р.н.п. – исполнение. |
7 | Обобщающий урок | Интонационно – образная, жанровая и стилевая основы музыки | Урок - концерт |
6 класс
2 полугодие «В чем сила музыки» - 18 часов
3 четверть – 10 часов
№ | дата | тема | программное содержание | музыкальный материал |
1 | Глинка опера «Иван Сусанин» | Героические музыкальные образы в русской оперной музыке | «Ария Сусанина», хор «Славься» - слушание, «Баллада о солдате» - исполнение. |
2 | Юмор в музыке | Богатство музыкальных образов, вариации как способ развития музыкального образа. Знакомство с творчеством выдающихся русских пианистов Зилотти, Рихтером. | «Шутка», «Прелюдия» Баха – слушание, «Канон» - исполнение. |
3 | Небесное и земное в музыке Баха | Духовная музыка западно – европейской традиции: григорианский хорал. Музыка Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека | Григорианский хорал, «Хорал» Баха – слушание, «Канон» - исполнение. |
4 | Стравинский «Сюита № 2» | Стилевое многообразие музыки 20 века: И.Ф.Стравинский. | «Вальс», «Марш», «Полька», «Галоп» Стравинского – слушание, «Ты слышишь, море?» Зацепина – исполнение. |
5 | «Весенняя сказка» Р.К. | Обращение русских композиторов к народному фольклору. Знакомство с творчеством региональных народных коллективов. | «Ария Снегурочки». «Песня Леля» Римского – Корсакого. Поморские календарные песни в исполнении хора с. Варзуга. |
6 | «Весенняя сказка» | Оперная музыка русских композиторов | Сцена таяния Снегурочки – слушание, «Веснянка» - исполнение. |
7 | «Солнечный свет в музыке» | Сравнительная характеристика восприятия мира композиторами – классиками. | «Лакримоза», «Рондо» Моцарта – слушание, «Колыбельная» Моцарта – исполнение. |
8 | Музыка новой эпохи | Развитие традиций русской классической музыкальной школы 20 века: Свиридов. Авторская песня. | Увертюра «Время, вперед» Свиридов – слушание, «Как здорово» Митяев – исполнение. |
9 | Музыка юности и молодежи | Стилевое многообразие музыки 20 века: Кабалевский – педагог и композитор. | «3 концерт» для фортепиано с оркестром Кабалевский – слушание, «Как здорово» - исполнение. |
10 | Обобщающий урок | Урок – викторина. |
6 класс 4 четверть «В чем сила музыки» - 8 часов
№ | дата | тема | программное содержание | музыкальный материал |
1 | Музыка Прокофьева | Стилевое многообразие музыки 20 века | «Отъезд» из сюиты «Зимний костер», «Болтунья» Прокофьева – слушание, «Быть мальчишке капитаном» Ярмак – исполнение. |
2 | Лебединая песня | Способы обращения современных композиторов к народному фольклору | «Увели нашу подружку» Салманов, «Лебединая верность» Мартынов – слушание, «Быть мальчишке капитаном» - исполнение. |
3 | Весна идет | Вокальное творчество русских композиторов | «Весенние воды» Рахманинов – слушание, «Хорошо, что есть каникулы» - исполнение. |
4 | Музыка в отечественном кино | Творчество отечественных композиторов – песенников: И.О.Дунаевский | «Песенка о капитане», «Песенка о веселом ветре» Дунаевский – слушание, «Хорошо, что есть каникулы» - исполнение. |
5 | Музыка оперетты | Западно – европейская музыка 19 века | «Вальс» Штрауса из оперетты «Летучая мышь» - слушание, «Песня про жирафа» - разучивание. |
6 | Концерт для фортепиано | Способы обращения композиторов к народной музыке: варьирование. Развитие жанров светской музыки: концерт | «Веснянка» - исполнение, «1 концерт» 2, 3 части Чайковского – слушание, «Песня про жирафа» - исполнение. |
7 | Инструментальный концерт | Развитие жанров светской музыки: концерт | «Времена года» Вивальди – слушание, «Песня про жирафа» - исполнение. |
8 | Обобщающий урок | Выявление связей жизни и музыки на примерах различных интонационно – образных, стилевых основ музыкального искусства. | Урок - концерт |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки шестиклассники должны:
- понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- различать полифоническую и гомофонную музыку;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.
- развивать навыки исследовательской художественно – эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования
7 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 полугодие «Музыкальный образ»
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает то или иное содержание,
частицу жизни. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведение, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношения и развитие. На протяжении шести лет, знакомясь с музыкой, слушая ее, исполняя и размышляя о ней, мы, в сущности, знакомились с различными музыкальными образами. Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Благодаря своей интонационно – временной природе, музыка выражает переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями. Чтобы понять музыкальный образ в целом, нужно выявить выразительно – смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, проследить за развитием музыкальных образов. Круг музыкальных образов, с которыми знакомятся шестиклассники в первом полугодии, весьма широк: лирические, драмати –
ческие, образы, раскрывающие картины народной жизни, романтические образы, героические. Содержание темы полугодия раскрывается на отечественной и зарубежной музыки.
2 полугодие «Музыкальная драматургия»
Во втором полугодии мы будем вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как друг на друга воздействуют, как при этом музыка развивается и к чему это развитие приводит. Так, от наблюдения за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа мы придем к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного, т. е. к тому, что называется музыкальной драматургией. В наблюдении за музыкальной драматургией очевидно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни: явления контрастные, противоречивые приводят к возникновению качественно новых явлений. Музыкальный образ, не содержащий в самом себе никаких противоречий и не сопоставленный с другим контрастным образом, не может вызвать к жизни какие – либо сложные музыкальные формы. Такой образ обычно мы встречаем в одночастной форме (Прелюдии Шопена). Наоборот, острый контраст внутри одного или между несколькими музыкальными образами всегда приводит к развитию крупных, значительных событий и вызывает к жизни крупные музыкальные произведения – сонату, симфонию, ораторию, оперу, балет.
7 класс количество часов – 34, в неделю – 1 час
1 четверть «Музыкальный образ» - 9 часов
№ | дата | тема | программное содержание | музыкальный материал |
1 | Образы войны и мира | Богатство музыкальных образов в театральной музыке | «Вальс», ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир» - слушание, «Гимн школы», «Гимн России» - исполнение. |
2 | Драматический образ | Романтизм в западно – европейской музыке | «Лесной царь» Шуберт – слушание, «Песня туристов» Молчанов – исполнение. |
3 | Мир образов музыки Скрябина | Стилевое многообразие музыки 20 века | «Прелюдия» №4, «Революционный этюд» Скрябина –слушание, «Песня туристов» - исполнение. |
4 | Образы природы в вокальной музыке Рахманинова | Русская вокальная музыка | «Островок», «Весенние воды» Рахманинова – слушание, «Милая моя» Визбор – исполнение. |
5 | Образ борьбы и победы | Особенности трактовки драматической музыки | Увертюра «Эгмонт» Бетховена – слушание, «Милая моя» - исполнение. |
6 | «Болеро» Равеля | Стилевое многообразие музыки 20 века | «Болеро» Равеля – слушание, «Северный вальс» Ярмак – исполнение. |
7 | Картины народной жизни | Романтизм в западно – европейской музыке | «2 рапсодия» Листа (фортепиано) – слушание, «Северный вальс» Ярмак – исполнение. |
8 | Картины неродной жизни | Романтизм в зарубежной музыке | «2 рапсодия» Листа (оркестр) – слушание, «Северный вальс» - исполнение. |
9 | Обобщающий урок | Урок – викторина. |
7 класс 2 четверть – 7 часов «Музыкальный образ»
№ | дата | тема | программное содержание | музыкальный материал |
1 | Образ молодежи новой эпохи | Связь музыки с жизнью | «Гимн демократической молодежи мира» Новиков, «Песня о молоте» Пит Сигер – слушание, «Давайте дружить» Галь – исполнение. |
2 | Образы, которые изображают | Знакомство с музыкой ближнего зарубежья | «В путь» Лаурушас, «Деревянная лошадка» Дварионас – слушание, «Давайте дружить» Галь – исполнение. |
3 | Романтические образы | Романтизм в западноевропейской музыке | «Вальсы» Шопена – слушание, «Звездопад» Пахмутова – исполнение. |
4 | Жизнеутверждающий образ музыки Баха | Выразительные возможности полифонического письма | «Органная фуга» Баха – слушание, «Звездопад» Пахмутова – исполнение. |
5 | Образ войны | Стилевое многообразие русской музыки 20 века | «Эпизод нашествия» из 7 симфонии Шостаковича – слушание, «До свидания, мальчики» Окуджава – исполнение. |
6 | Образы русской духовной музыки | Духовная музыка русских композиторов | «Богородице, Дево. Радуйся!» Рахманинов, «Да исправится молитва моя» Чесноков – слушание, «В минуту трудную сию» иеромонаха Романа – исполнение. |
7 | Обобщающий урок | Богатство музыкальных образов в инструментальной и вокальной музыке | Урок - викторина |
7 класс, 3 четверть «Музыкальная драматургия» - 10 часов
№ | дата | тема | программное содержание | музыкальный материал |
1 | Жизнь музыкальных образов | Особенности драматургического развития в оперном искусстве 19 века | «Увертюра», «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила» - слушание, «Песни наших отцов» Дубравин – исполнение. |
2 | Космический пейзаж | Стилевое многообразие музыки 20 столетия: экспрессионизм | «Космический пейзаж» Чарльз Айвз – слушание, «Утренняя гимнастика» Высоцкий – исполнение. |
3 | Вся природа – мозаика цветов | Стилевое многообразие музыки 20 столетия: авангардизм | «Мозаика» Артемьев – слушание, «Утренняя гимнастика» Высоцкий – исполнение. |
4 | «Легкая» и «серьезная» музыка | Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка | «Вальс» Штрауса, «Вальс цветов» Чайковского, пример из попмузыки – слушание, «Вечерний Мурман» Якимчук – исполнение. |
5 | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства | «2 рапсодия» Дж. Гершвин – слушание, «Вечерний Мурман» Якимчук – исполнение. |
6 | Музыкальные иллюстрации | Русская музыка 20 столетия: Свиридов | «Метель» Свиридов: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Пастораль» - слушание, «Звезды» Высоцкий» - исполнение. |
7 | Драматургия контрастных сопоставлений | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития | «Венгерские напевы» Эшпай – слушание, «День победы» Тухманов - исполнение |
8 | Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении | Композиционные особенности музыкальных форм | «Соната» Григ – слушание, «День Победы» Тухманов - исполнение |
9 | Сонатная форма | Композиционные особенности музыкальных форм | «Эгмонт» Бетховен, Соната» Григ, «Увертюра» Глинки – слушание, «День Победы» Тухманова - исполнение |
10 | Обобщающий урок | Урок – викторина, тестирование. |
7 класс 4 четверть «Музыкальная драматургия» - 8 часов
№ | дата | тема | программное содержание | музыкальный материал |
1 | Чувства, выраженные в танце | События истории – главные темы музыки | Полонез «Прощание с Родиной» Огинского – слушание, «Сочинение о весне» Дубравин – исполнение. |
2 | Мир музыкальных образов симфонической музыки | Познание мира в уникальной музыкально – образной форме. | «40 симфония» 1, 2 части Моцарта – слушание, «Сочинение о весне» Дубравин – исполнение. |
3 | Мир музыкальных образов симфонической музыки | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами - классиками | «40 симфония» 3,4 части Моцарта – слушание, «Сочинение о весне» Дубравин – исполнение. |
4 | Мюзикл | Современное музыкальное искусство | Номера из мюзикла «Кошки» Э. Л. Уэббера – слушание, «Облака» Егоров – исполнение. |
5 | Противопоставление музыкальных образов в одном произведении | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития | Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского – слушание, «Облака» Егоров – исполнение. |
6 | Урок – плакат «Нам нужна одна победа» | События истории в музыке | «Священная война» Александров, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «7 симфония» Мурадели – слушание, «День победы» Тухманов – исподлнение. |
7 | Музыкальная драматургия балета | Стилевое многообразие музыки 20 века | «Золушка» Прокофьев – слушание, «Пора золотая Крылатов - исполнение |
8 | Обобщающий урок | Особенности драматургического развития в симфонической, сценической и инструментальной музыке | Заключительный урок - концерт |
Формы контроля: викторины, музыкальные кроссворды, игра «Угадай мелодию», тесты.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки семиклассники должны:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель, слушатель);
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
- уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- уметь эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения и в ситуации выбора;
- уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации, ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи
- уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполняя творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.
Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;
«Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,
Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.
Музыка: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2003
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.
Программа «Музыка» 1 – 7 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Г.П.Сергеева Е.Д.Критская «Уроки музыки» 5 – 6 классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2007.
Музыка: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2006.
Музыка: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Уроки музыки» 7 класс. Пособие для учителя.
2007. Москва «Просвещение».
Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;
«Музыка» 8 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,
Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.
Музыка: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение, 2003
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 8 кл.:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 кл.:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.
Дополнительная литература:
Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 1994;
Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2001;
Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2001;
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005;
Медущевский В.В. «Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993
Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2003;
Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2003;
Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация» - М.. 2005;
Стулова Г.П. «Акустико – физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М., 2005;
Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе»: учебное пособие для студентов – М..2003.
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение:
Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия, Энциклопедический словарь юного музыканта.
Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр.
Портреты композиторов.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеофильмы о Чайковском, Мусоргском, Прокофьеве. Шостаковиче.
Видеофильмы: балет «Лебединое озеро» Чайковского, Прокофьев балет «Ромео и Джульетта», опера Глинки «Руслан и Людмила», опера Бизе «Кармен», Щедрин «Кармен – сюита», рок – опера «Иисус – суперзвезда».
Методическое пособие с электронным приложением «Уроки музыки» 1-8 классы, автор – составитель Л.В.Золина И., «Глобус» 2009.
Музыкальный центр, ДВД – плеер, фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты: металлофоны, маракасы, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...