«Механизм развития восприятия музыки у учащихся коррекционной школы 8 вида»
статья по музыке (6 класс) по теме
В данной статье рассматриваются приёмы активизации восприятия, этапы формирования восприятия музыкального произведения, этапы развития способности восприятия, система установок в настройке на музыкальное восприятие, последовательность развития у школьников восприятия музыки, отмечается объём слухового внимания учащихся разного возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Механизм развития восприятия музыки у учащихся коррекционной школы 8 вида»
Важнейшей задачей музыкального воспитания школьников является развитие восприятия музыки. По мнению Д.Б.Кабалевского, понятие «восприятие музыки» нельзя отожествлять с термином «слушание музыки». «Пользуясь этим привычным термином, - писал он, - мы не должны забывать всю его условность. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащихся», как это обычно делается по отношению к слушанию музыки. Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней…Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство
вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы».
Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
«Восприятие музыки, – по утверждению известного венгерского композитора Ференца Листа, - это познание самого себя».
Психологическими механизмами восприятия являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление как обобщённое качество музыкального восприятия, а также сформированность способности к творчеству.
Процессы восприятия музыкального произведения во многом зависят от различных факторов: индивидуальных особенностей ребёнка-слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, склонностей, типа высшей нервной деятельности, от социального окружения (радио, телевидение, посещение концертов, организация музыкальной среды в школе и дома и других), а также от установки на восприятие. Под установкой здесь понимается состояние психики в целом, зависящее от потребностей слушателя, задач его деятельности, условий, в которых она происходит, жизненного и слухового опыта воспринимающего музыку.
Важно создать позитивную установку на восприятие музыкального произведения. Она может складываться из разных факторов, например организационных: школьники слушают музыку в атмосфере, приближенной к атмосфере концертного зала («как на настоящем концерте»), процесс восприятия и исполнения любого сочинения возникает из тишины и тишиной заканчивается; методических – учитель предвосхищает слушание музыки точно сформулированным вопросом-проблемой, предлагает ряд словесных характеристик музыки, из которых нужно выбрать наиболее соответствующее образу данного сочинения и т.п.
Для умственно отсталого ребёнка характерна замедленность и узость восприятия, кратковременность слухового внимания, выраженная недифференцированность восприятия, инактивность этого психического процесса, неточность проприоцептивных ощущений, следствием которых являются плохо координированные движения. Способность различать звуки речи, высоту и длительность музыкальных звуков у детей с неполноценной нервной системой возникает с затруднением и опозданием. Все выше перечисленные специфические особенности восприятия умственно отсталых детей требуют от учителя музыки применения разнообразных приёмов и форм работы на уроке, направленных на активизацию и развитие устойчивого познавательного интереса к музыке.
В настройке на музыкальное восприятие можно различить следующую систему установок:
Эстетическая установка, которая связана с представлением прекрасного и безобразного; возвышенного и низменного; правдивого, искреннего и фальшивого, ложного в музыке.
Познавательная установка, которая настраивает психику на познавательное отношение к музыкальному произведению (определению образного строя, характера, идейной концепции произведения).
Аксиологическая (оценочная) установка, определяемая музыкальными вкусами и потребностями человека.
Перцептивная установка, представляющая собой сложную систему настройки слухового аппарата, мобилизации внимания, памяти, актуализации знаний об использованном в произведении музыкальном языке, которая позволяет соотносить произведения с известным из музыкального опыта стилем, предугадывать движение мелодии, развитие формы и т.д., то есть подобрать нужные стереотипы музыкального мышления.
Практика работы в школе показала, что не смотря на взаимовлияние и взаимосвязь различных установок, в деятельности музыкального восприятия ведущими являются установки на отдых, разрядку, двигательную активацию. Поэтому в процессе учебно-воспитательной работы над развитием музыкального восприятия учащихся основное внимание я стараюсь уделить формированию эстетических и познавательных установок, а через них стремлюсь повлиять на аксиологическую и перцептивную.
Как любая способность, способность восприятия формируется не сразу; развитие её проходит через определённые этапы.
Первый этап 1- 3 классы.
Восприятие ярко эмоциональное и в значительной степени обобщённое. Дети воспринимают общий характер, настроение; восприятие конкретное; слабая ориентировка в средствах выразительности. Учащиеся 7 –10 лет особенно нуждаются в радостном, эмоциональном подъёме. Эта естественная потребность детей лучше реализуется в игре, а через игру формируются эстетические и познавательные установки. Младшие школьники с радостью слушают весёлую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвящённые героической тематике, их привлекают пьесы, выражающие детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы.
Второй этап 4 – 6 классы.
Эмоциональность восприятия учащихся постепенно дополняется стремлением понять о чём музыка, в чём её смысл.
Четвероклассники хорошо воспринимают в музыке образы героической тематики прошлого и настоящего, музыку разных народов.
Учащиеся пятых-шестых классов проявляют интерес к сочинениям, выражающим сложный внутренний мир человека, образы любви, борющегося героя и враждебного ему рока.
Объём слухового внимания
дети 6-7 лет - 1 – 1,5 минуты;
учащиеся 3 класса – около 3 минут;
ученики 4 класса - до 5 минут.
учащиеся 5-6 классов – до 10 минут.
Приёмы активизации восприятия
- Вступительное слово учителя (рассказ, беседа, загадки, стихотворения, проблемные вопросы и задания)
- Использование произведений других видов искусств
(устное народное творчество, изобразительное искусство,
театральное искусство, телевидение)
- Вокализация тем инструментальных сочинений.
Этапы формирования восприятия музыкального произведения:
- Знакомство с произведением (вступительное слово учителя, «живое» исполнение, слушание музыки в грамзаписи)
- Анализ музыкального произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже известными).
- Восприятие произведения на более высоком уровне, т.е. на основе полученного опыта.
- Восприятие произведения на последующих уроках, сравнение его с другими, ранее не слышанными.
Приведённая схема не применяется формально. В каждом конкретном случае многое зависит от своеобразия произведения, а также от музыкального опыта учащегося.
Последовательность развития у школьников восприятия музыки.
1.Осознание жанровой особенности произведения (песня, марш, танец)
2.Раскрытие выразительности музыкального образа (настроение – весёлое, грустное, ласковое, нежное, торжественное; характер – волевой, свирепый, шутливый, беззаботный)
3.Формирование представления об изобразительности в музыке (образы природы, движения, звукоподражание)
4.Сравнение музыкальных образов (определение различия в контрастных произведениях, определение более тонких особенностей в произведениях, схожих по настроению)
5.Знакомство с элементами музыкального языка и их выразительной сущностью (темп, динамика, регистр, тембр, лад, мелодия, аккомпанемент)
6.Формирование представлений об интонации как «ядре» музыкальной мысли. Сравнение музыкальной интонации с речевой.
7.Формирование представления о теме в одночастной, двухчастной, трёхчастной форме.
8.Расширение представлений о форме рондо, вариации.
Знания музыкальных интересов и особенностей слухового внимания детей разного возраста, тщательно продуманная последовательность различных видов деятельности и форм их проведения, грамотный подбор музыкального, стихотворного, иллюстративного материала создают на уроке положительный эмоциональный фон, атмосферу доверия и творческой свободы, способствуют формированию навыка осознанного восприятия музыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Рубинштейн C.Я. Психология умственно отсталого ребёнка.
М.: Просвещение,1986.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология.
М.: ВЛАДОС, 1997.
- Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов начальных отделений факультетов и факультетов средних педагогических учебных заведений.
М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для муз. самообразования.
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение».
М,: Просвещение, 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
специфика урока музыки в специальной коррекционной школе 8 вида.
Опыт работы учителя музыки в коррекционной школе 8 вида дан в сравнении с опытом работы в общеобразовательной школе. полезная информация для учителей музыки, начинающих работу в специально...
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида
В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....
Система мониторинга произносительной стороны речи и слухового восприятия обучающихся в специальной (коррекционной) школе II вида.
Выступление на педсовете на тему: "Система мониторинга качества образования в специальной (коррекционной) школе: опыт работы и перспективное планирование"....
Структура и специфика урока музыки в специальной коррекционной школе VIII вида.
«Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»Б.С.Рачин . ...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...