Система мониторинга произносительной стороны речи и слухового восприятия обучающихся в специальной (коррекционной) школе II вида.
учебно-методический материал по теме
Выступление на педсовете на тему: "Система мониторинга качества образования в специальной (коррекционной) школе: опыт работы и перспективное планирование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы по мониторированию качества образования | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
октябрь 2012 года
Тема педсовета: «Система мониторинга качества образования в специальной (коррекционной) школе: опыт работы и перспективное планирование»
Доклад на тему:
Система мониторинга произносительной стороны речи
и развития слухового восприятия обучающихся
в специальной (коррекционной) школе II вида
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания.
Актуальность этой проблемы определена важной ролью полноценного общения в становлении и развитии личности ребенка, имеющего недостаток слуховой функции.
Чем выше уровень развития словесной речи выпускника специальной школы, тем больше у него возможностей для выбора профессии, трудоустройства, достижения определённого социального статуса.
Существенно ограниченные возможности у лиц с нарушением слуха в устном общении со слышащими людьми затрудняют реализацию их прав и социальную адаптацию. Поэтому состояние произношения, ритмико-интонационная сторона речи, сформированность языковой системы родного языка неслышащего ученика, всегда были и остаются в центре внимания учителя-дефектолога.
Обучение учащихся может быть успешным лишь в том случае, если учитель ведет систематический мониторинг состояния их знаний. Обучение неслышащих учащихся не является исключением из общего правила.
Мониторинг состояния речи и слуха необходим для коррекции содержания образования, выбора более эффективных методических приёмов и предполагает определение качества усвоения учащимися различных элементов произношения, звуковой и ритмической структуры слов, оформление фразы, темпа речи, словесного и логического ударения, норм орфоэпии и эмоциональной окраски речи.
Мониторинг развития слуховой функции и устной речи слабослышащих учащихся представляет собой диагностику и анализ качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики развития слуховой функции и устной речи. Чтобы качественно проводить сравнительный анализ умений и навыков, мы при поступлении в школу проводим комплексное педагогическое обследование слуховой функции, состояния устной речи (ее восприятия и воспроизведения) каждого учащегося.
Комплексное педагогическое обследование мы начинаем с:
- изучения особенностей психофизического развития ребенка,
- состояния его здоровья, времени, причины и характера нарушения слуха,
- данных аудиометрического обследования на основе медицинского заключения,
- педагогической характеристики дошкольного учреждения, а также
- беседы с родителями.
Особое значение мы придаем выявлению уровня речевого развития, а также уровню речевого общения в семье.
В комплексное педагогическое обследование слуховой функции, состояния устной речи (ее восприятия и воспроизведения) учащихся с нарушенной слуховой функцией на начало обучения в школе включается:
- педагогическое обследование состояния слуха (без ЗУА);
- педагогическое обследование состояния и резервов развития слухового восприятия устной речи (с помощью ЗУА);
- выявление возможностей понимать собеседника и быть понятым им при устном общении на материале элементарных фраз разговорного характера, а также на материале связной речи;
- изучение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация).
Важное значение мы придаем выявлению у детей базовых способностей для развития слуховой функции:
- умению вычленять звуковой сигнал (наличие устойчивой условной двигательной реакции на речевые и неречевые стимулы) и
- дифференцировать речевые стимулы, прежде всего по их длительности и интенсивности.
Данные обследования мы заносим в Карты первичного обследования устной речи (заполняются при поступлении в школу) (Приложение 1) и Карты учета состояния слуха и устной речи (заполняются на протяжении всех лет обучения в школе) (Приложение 2).
Кроме того, в карту первичного обследования устной речи вносим заключения психолога и учителя класса.
Анализ данных такого углубленного обследования позволяет нам сделать заключение о состоянии устной речи (ее восприятия и воспроизведения), написать рабочую программу и составить план работы на каждого учащегося.
Одной из составляющих эффективности развития слухового восприятия является отслеживание результатов работы.
В начале каждого учебного года проводится входящая диагностика по состоянию слуха и произношения учащихся. Все данные вносятся в фонетический дневник ученика. На основании этих данных определяется способ предъявления речевого материала и осуществляется контроль за произносительной стороной речи каждого ученика. Таким образом, реализуется индивидуальный (личностно-ориентированный) подход к обучению.
Кроме того, учителями, ведущими индивидуальные занятия, систематически проводятся итоговые контрольные работы по полугодиям, в конце учебного года по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Результаты анализируются как учителем, так и учителем-дефектологом и так же вносятся в Банк данных.
В конце каждого года мы проводим мониторинг динамики развития слухового восприятия учащихся класса, ведем учет формирования навыков произносительной стороны речи, данные заносим в Карты учета состояния слуха и устной речи и в Банк данных.
Звукопроизношение в Банке данных представлено в виде профилей произношения, каждого ученика с подготовительного до выпускного одиннадцатого (двенадцатого) класса, а развитие слухового восприятия – в таблицах. В этой же копилке содержатся данные по ритмико-интонационной стороне речи и общей внятности произношения.
Таким образом, прослеживается динамика формирования звукопроизношения и развития слухового восприятия каждого ученика за все годы обучения. Наш Банк данных существует много лет и позволяет более объективно оценивать результаты при проведении предварительного, итогового, текущего и периодического контроля.
Данные мониторинга представлены так же и в электронном варианте в виде графиков и диаграмм состояния устной речи и развития слухового восприятия обучающихся.
Созданный нами Банк данных позволяет:
- сконцентрировать всю информацию по развитию слухового восприятия (РСВ) и обучению произношению (ОП) на каждого ученика;
- проводить педагогическое обследование состояния и резервов развития слуха и речи;
- проводить изучение уровня владения фонетической системой языка (звуковой состав, словесное ударение, интонация);
- отслеживать результативность работы по формированию произношения и развития остаточного слуха учащихся;
- получать информацию в нужный момент;
- осуществлять необходимый контроль;
- разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей;
- оказывать методическую помощь педагогам.
Нами сделан вывод о необходимости продолжения работы по пополнению Банка данных, расширения границ индивидуализации обучения и составления рекомендаций педагогам по выбору форм и методик при работе с детьми над произношением и развитием слухового восприятия, используя данные Банка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В статье представлен практический опыт работы по гражданскому воспитанию в коррекционной школе VIII вида....
«Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида»
Методический материал к урокам чтения и развития речи...
Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...
«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...
«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...