Музыкальная нотация или о видах нотной записи
методическая разработка по музыке (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Осминина Наталья Викторовна

Музыкальная нотация - это презентация об истории развития нотной записи с древних времен до современности. В ней даны главные виды и типы записи музыки. Данная презентация предназначена для использовать на уроках музыки, МХК, уроказ музыкальной литературы в специализированных учебных заведениях, во внеклассной работе в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1.pptx2.88 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная нотация

Слайд 2

Какой бывает нотная запись? Буквенная (графемы) на основе греческого и латинского алфавита Невменная (мнемоническая) без обозначения звуковысот , указывает на исполнительские ньюансы . Использовалась для пения Линейная (квадратная) с точной высотой звука. Табулата (сокращенная запись для струнных и органа. Смешанная ( дасийная ) буквенно-линейная. Для многоголосия эпохи Барокко и в Джазе . Компьютерная - MusicXML Экспериментальная Мензуральная с точной высотой звука и с ритмом. Для записи многоголосия

Слайд 3

Вавилон. III тысячелетие до н.э. Для записи музыки использовались клинопись или пиктографическая запись

Слайд 4

Древняя Греция – слоговая запись Гимн Аполлону записанный в системе буквенной вокальной нотации. IV век до н. э

Слайд 5

Самые древние, т.н. невменные нотации - это знаки, написанные над текстом песнопений. Они обозначали приемы звукоизвлечения : например, "тянуть", "коротко", "спеть с повышением", "понизить", "остаться на том же звуке". При этом не обозначали ни четкой длительности, ни абсолютной высоты тона. Образец невменной нотации

Слайд 6

Фрагмент Всенощного бдения – крюковая запись

Слайд 7

Квадратная нотация (линейная) - готическая Для хоралов – многоголосного пения с 12-13 вв

Слайд 8

Двоезнаменник с квадратной нотацией Попытка перевести крюковую запись в квадратную с закреплением длительностей. На Руси ее называли киевской или «топорики»

Слайд 9

Нововведения Гвидо д'Ареццо Звукоряд в те времена был не семи-, а шестиступенным: " ut ", " re ", " mi ", " fa ", " sol ", " la " (" ут-ре-ми-фа-соль-ля "). Это первые слоги первых шести строк неканонического латинского гимна св. Иоанну. " ут " сменили на " до ", скорее всего, от слова dominus " господь ". Ut queant laxis re sonare fibris , Mi ra gestorum fa muli tuorum , Sol ve polluti la bii reatum , Sancte Iohannes . " Да восхотят слуги твои слабыми голосами восхититься славным деяниям твоим. Очисти вину с нечистых губ, Святой Иоанн ." Альтернативная версия предложенная Франциском Менинским (1680) . Названия нот восходят к арабской системе нотной записи دُرر مفصَّلات durr mufassalat (" разделенные жемчужины "), в которой ноты обозначались арабскими буквами ‎ ﻡ мим, ﻑ‎ фа, ﺹ дад, ﻝ‎ лам, ﺱ‎ син, ﺩ‎ даль, ﺭ‎ ра

Слайд 10

Графемы мензуральной нотации (только ноты, слева направо, в порядке уменьшения длительностей)

Слайд 11

Образец маньеристской мензуральной нотации с высотой и длительностью звука Ронд ό . Бода Кордье « Belle bonne » ( ок . 1400)

Слайд 12

Смешанная ( дасийная ) нотация. Органум « Rex caeli domine ». Фрагмент анонимного трактата. IX в.

Слайд 13

Хорезмская табулатура Хорезмская табулатура хорезмская нотация, - система нотной записи для танбура (3-струн. щипкового плекторного инструмента), созданная хивинским музыкантом Пехлеваном Ниязом Мирзабаши Камилом в 80-х гг. 19 в.

Слайд 14

Табулата ( табы ) - сокращенная запись для струнных, органа

Слайд 15

Современная нотация К. Штокхаузен. Из цикла для ударных

Слайд 16

Вселенская симфония. Чарльз Айвз

Слайд 17

Сонорными музыкально-шумовыми звучаниями начинается "Трен" Пендерецкого H. H. Сидельников. Русские сказки, 4-я часть

Слайд 18

Сериальная или серийная музыка. Разновидностей серийной техники, при которой применяются серии различных параметров: высот и ритма или высот, ритма, динамики, артикуляции, агогики и темпа

Слайд 19

Немецкий композитор Karl Peter (Roehl) Röhl (1890-1975) в 1926 году создал несколько графических партитур, под воздействием творчества Кандинского

Слайд 20

Спектральная музыка Брайена Фернехоу Пьес Time and Motion Study II /Время и Движение,

Слайд 21

Образцы графической музыкальной нотации XX-XXI вв Джон Кейдж , Карлхайнц Штокгаузен , Мортон Фельдман, Фредерик Ржевски , Эрл Браун и др.

Слайд 22

Электронная музыка Акустический материал ( синусоидные чистые тоны; разного рода шумы - "белый", "цветной"; импульсы, щелчки и др.) обрабатывается, а также комбинируется, превращаясь в многообразные смеси, тембро-красочные звучания. Аппаратура - генераторы, фильтры, модулирующие устройства, объединяющиеся в электронных синтезаторах, а также магнитофоны, усилители, динамики. Исходным материалом может служить и любое другое записанное звучание (включая и муз. звуки, и натуральные звучания, по выбору композитора). Оба типа материала могут совмещаться.

Слайд 23

Виктора Екимовского. Жанр Baletto - "инструментальный театр-буффонада с Каденцией-монологом". Техника музыкального письма – как всекомпонентная алеаторика . Весь материал сочинения, включая звуковую и ритмическую ткань, темп, характер и состав инструментов, при каждом его новом исполнении создаются заново Композиция 44. В созвездии "Гончих псов"Форма произведения – "ограниченно-алеаторические свободно-канонические вариации.

Слайд 24

Адам Гумпельшаймер . Партитура Кошачьей симфонии Эту пьесу можно исполнить. Мелодию нужно считывать по головам кошек, а кошачьи усы - добавочные линейки нотного стана. Написана для скрипки .

Слайд 25

Метод композитора Ксенакиса - « стохастическая музыка ». Создание музыки через к математические меметоды . Соответствующая область математики называется статистикой, а музыку, сочинённая или, лучше сказать, - сгенерированная, с применением статистических методов, композитор назвал « стохастической » графическая партитура пьесы Mycenae Alhpa (1980). изображённый фрагмент длится 46сек. пьеса Phithoprakta. партитура для большого симфонического оркестра. фрагмент партитуры пьесы Metastaseis


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого музыкального занятия по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"

Открытое музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"...

Алгоритм, его формы записи записи, виды алгоритмов

Рекомендуется использовать презентацию на начальном уровне знакомства с алгоритмами 5-6 класс...

Открытый урок - "звучание музыкальный форм в других видах искусства"

-Итак, сколько же музыкальных предложений прозвучала в этом периоде.(4)-Молодцы!-Оказывается, что эту музыкальную форму можно услышать и в других видах искусства. Как вы думаете, в каких? (Архитектура...

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды деятельности

В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятель­ность - это форма актив­ности ребенка, дающая ему возможность выби­рать наиболее близкие и успешные в реализации...

5класс.ТРЕНАЖЕР:Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной

Тренажер. Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной...

5класс.ПР: Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной

Проверочная работа: Записать обыкновенную дробь в виде десятичной и записать и десятичную в виде обыкновенной.2 варианта...

Сообщение "Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности"

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности...