Направленность личности на художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе.
статья по музыке по теме

Радченко Светлана Анатольевна

Материалы выступления на школьном методическом обединении учителей предметников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_muzyke_u_shkolnikov.docx22.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Направленность личности на художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе.

Выступление на МС Радченко С. А.

Потребность в самовыражении, творчестве, эмоциональных впечатлениях всегда была свойственна человеку. Музыка сегодня звучит повсеместно. Детей, подростков, молодежь, слушающих музыку при помощи плеера, радиотелефона, можно встретить везде: на улице, в транспорте,  на перемене в школе. Школьники активно обмениваются записями. Все это, конечно,  не классическая музыка, но именно эта музыка вызывает бурю эмоций у подрастающего поколения. А занятия уроками музыки ассоциируются у школьников не с яркими эмоциональными впечатлениями, а с усвоение необходимого по программе произведениями. Вот такое противоречие мы наблюдаем сегодня.

Результаты опроса молодежи  в 8 областных центрах России показали, что 84% респондентов, указывают на музыку, как на самый значимый вид искусства в современной жизни, стоящий на 1 месте из всех доступных видов искусства. Как сделать так, чтобы  музыкальные интересы детей и подростков были более притязательными и избирательными. Как развивать музыкальный вкус и формировать интерес школьников к высоким вершинам музыкального творчества, направляя подростков на истинно художественное саморазвитие – вот задача современного музыкального образования.

Итак, творческий интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности.

Уровней интересов много. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное  внимание, сосредоточенность. При этом, школьники переживают самые различные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и удивление. Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия, и не сухое вдалбывание музыкального материала, а уроки, которые вызывают гамму чувств.

Сегодня известны такие уровни развития учебных интересов:

  1. Любопытство по отношению к урокам музыки. Перед уроком дети с интересом расспрашивают, какую песню мы будем изучать или слушать музыку. Однако, стремление глубже узнать что – то о музыке на стадии любопытства не возникает. Здесь привлекает занимательная сторона (какая песня: веселая или грустная или о чем она).
  2. Любознательность возникает в процессе музыкального обучения как определенный показатель его результатирующего уровня. Учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: произведении, композиторе, жанре. Сразу возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке. Именно на этом этапе у меня были такие ситуации . слушаем в 1 классе «Рассвет на Москве реке» Мусоргского  Елеусинова Д. спрашивает : «Где мы уже это слышали». Я даю задание, наводя учащихся на программы канала НТВ, через неделю дети отвечают: «Эта заставка канала». Или в этом году изучая музыку барокко, 6 –классники сразу сказали, что музыка Вивальди звучит в программе «Жди меня»
  3. Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно активное внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. Высшей степенью  познавательного интереса к  музыке связано с развитием музыкальных чувств, использование на практике  приобретенных умений. (слушание, пение, музицирование)
  4. Занимательность, одна из сторон познавательности, возникает на основе яркости впечатления, новизны. Такой интерес всегда нестойкий и всегда вытесняется новыми впечатлениями
  5. Частный узкий интерес побуждает школьника к активной деятельности (вступление в вокальный, танцевальный кружок, эстрадную студию).

Урок – основная форма музыкального образования. В школе он не потерял своего значения. По большому счету детям все равно чему их будут учить в школе. На их взгляд, то чему их учит конкретный учитель, им нужно, а главное, интересно, то никаких проблем с мотивацией не будет. Особенно интересными бывают обобщающие уроки. В таких уроках используются различные формы и методы и приемы обучения. Я использую такие приемы:

  1. Соревнования между мажориками и минориками; знайками и незнайками ( в начальной школе),
  2.  уроки – концерты,
  3.  представление детских проектов.

Использую метод проблемного обучения как метод формирования интереса и приобщения к музыке. Оно основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые  открываются при выполнении заданий. Многие вопросы вызывают споры, размышления, вызывая интерес к музыке. Например, изучая тему лады, мы выясняем, что есть минорный и мажорный лад. Слушаем трудовую  народную песню «Сеяли девушки ленок» и сразу проблемный вопрос «Что за лад». По настроению песня грустна, почему исполняется с притом?. В результате размышлений появился ответ – наверное, какой – другой лад. Я поясняю, что возможны  и народные лады. Или изучая звукоряды, смотрим какая музыка похожа на европейскую?  Слушая разную музыку выясняем, есть восточный звукоряд: китайский, японский; а есть ни на что не похожий джаз. Джаз – это что за музыка? задаю вопрос. И дальше пошла работа. Слушаем музыку, изучаем  историю стиля и музыкальных инструментов. И выясняем, что джаз  - это особый музыкальный стиль, свой особенный звукоряд.

Есть такой прием «афористические сочинения» (поясни цитату) заключается в истолковании известного высказывания. Эта работа, тоже оживляет атмосферу урока, внося элемент дискуссионности, новизны. Так в 5 классе высказывание Нейгауза «Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слушать, это тоже музыка», или эпиграф к уроку «Вокальная музыка в 6 классе» «Что значит хорошо петь? Это значит хорошо себя слышать». Обсуждая, приходим к выводу, что эти высказывания призыв к развитию вокальной наблюдательности, развитие музыкальной культуры.

Занимательные факты из жизни музыкантов сопровождаются с проблемным увлекательным заданием,  и вносит определенный настрой на урок. Изучая творчество Моцарта, обязательно знакомимся с легендами, связанными с его именем, подтверждаем или развенчиваем легенды.

Ну и конечно, использование различных видов деятельности, также способствует формированию интереса к музыке.  Включение их в урок  помогает школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение

  1. Пение. Пение Ушинский считал средством воспитания. Как коллективная форма творчества, пение к ласе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных детей. Затрудняясь спеть индивидуально, они с удовольствие присоединяются к своим одноклассникам. Интерес вызывают такие приемы пения, кроме хорового,
  1. Запевала и хор
  2. Пение цепочкой
  3. Эхо
  4. Соревнование, высотный дом
  5. Представь, что перед тобой иностранец
  1. Эффективным средством обучения является импровизация. Здесь уместно использовать игровые формы работы «Узнай мой голосок», «Перекличка»
  2. Слушание музыки. Здесь важно соблюдать прием от простого к сложному и от небольших фрагментов к более продолжительным. Слушание музыки  и ее восприятие сложное дело для детей любого возраста. Музыка может не совпадать с настроением ребенка, может вызывать даже отторжение в связи с темпераментом ученика. В зависимости от настроя класса, слушание провожу на разных этапах урока, с пояснением и без. Главная задача побудить интерес к изучаемому произведению.
  3. Еще один вариант пробуждения интереса- обращение к литературным образам. С интересом воспринимается опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Слтане», «Романс» к повести Пушкина «Метель», тема родителей из балета Прокофьева «Ромео и Джульета» и др.
  4. Пластическое интонирование – показ музыкальных звуков
  5. Инсценировка песен
  6. Игра на музыкальных инструментах

Изучая стандарты 2 поколения, которые направлены на

  1. развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения к музыке и жизни;
  2. воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности;
  3. освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  4. формирование устойчивого интереса к музыке, к различным формам ее бытования;
  5. развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на элементарных музыкальных инструментах).

а  в результате изучения музыкального искусства ученик должен

знать

  1. особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства;
  2. основные жанры народной и профессиональной музыки;
  3. основные музыкальные инструменты;
  4. имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
  5. роль и значение музыки в синтетических видах творчества;

уметь

  1. эмоционально-образно воспринимать содержание музыкальных произведений;
  2. узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;
  3. определять основные средства музыкальной выразительности;
  4. различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
  5. исполнять народные и современные песни самостоятельно, в ансамбле и в хоре;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
  2. петь и распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  3. выражать свои впечатления от прослушанных произведений в пении, в пластическом и танцевальном движении, цветовом и графическом изображении;
  4. участвовать в художественной жизни школы (музыкальные вечера, музыкальная гостиная, концерт для младших школьников и др.), стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.

Считаю, что я двигаюсь в правильном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Основные задачи концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Основные задачи начального обучения и значение предмета "Общее фортепиано" в ДШИ

В работе говорится о предмете "Общее фо-но",как о важном компоненте музыкального обучения в ДШИ,  Из истории дисциплины,описываются общие принципы работы над музыкальным произведением,рассказывае...

Формирование лингвистической компетенции как одна из основных задач при обучении иностранному языку

В данной статье рассматривается, как формирование лингвистической компетенции помогает обучающимся правильно конструировать грамматические нормы и синтаксические построения в соответствии с нормами яз...

Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....