Направленность личности на художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе.
статья по музыке по теме
Материалы выступления на школьном методическом обединении учителей предметников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_interesa_k_muzyke_u_shkolnikov.docx | 22.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Направленность личности на художественное саморазвитие как основная задача музыкального обучения в школе.
Выступление на МС Радченко С. А.
Потребность в самовыражении, творчестве, эмоциональных впечатлениях всегда была свойственна человеку. Музыка сегодня звучит повсеместно. Детей, подростков, молодежь, слушающих музыку при помощи плеера, радиотелефона, можно встретить везде: на улице, в транспорте, на перемене в школе. Школьники активно обмениваются записями. Все это, конечно, не классическая музыка, но именно эта музыка вызывает бурю эмоций у подрастающего поколения. А занятия уроками музыки ассоциируются у школьников не с яркими эмоциональными впечатлениями, а с усвоение необходимого по программе произведениями. Вот такое противоречие мы наблюдаем сегодня.
Результаты опроса молодежи в 8 областных центрах России показали, что 84% респондентов, указывают на музыку, как на самый значимый вид искусства в современной жизни, стоящий на 1 месте из всех доступных видов искусства. Как сделать так, чтобы музыкальные интересы детей и подростков были более притязательными и избирательными. Как развивать музыкальный вкус и формировать интерес школьников к высоким вершинам музыкального творчества, направляя подростков на истинно художественное саморазвитие – вот задача современного музыкального образования.
Итак, творческий интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности.
Уровней интересов много. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом, школьники переживают самые различные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и удивление. Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия, и не сухое вдалбывание музыкального материала, а уроки, которые вызывают гамму чувств.
Сегодня известны такие уровни развития учебных интересов:
- Любопытство по отношению к урокам музыки. Перед уроком дети с интересом расспрашивают, какую песню мы будем изучать или слушать музыку. Однако, стремление глубже узнать что – то о музыке на стадии любопытства не возникает. Здесь привлекает занимательная сторона (какая песня: веселая или грустная или о чем она).
- Любознательность возникает в процессе музыкального обучения как определенный показатель его результатирующего уровня. Учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: произведении, композиторе, жанре. Сразу возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке. Именно на этом этапе у меня были такие ситуации . слушаем в 1 классе «Рассвет на Москве реке» Мусоргского Елеусинова Д. спрашивает : «Где мы уже это слышали». Я даю задание, наводя учащихся на программы канала НТВ, через неделю дети отвечают: «Эта заставка канала». Или в этом году изучая музыку барокко, 6 –классники сразу сказали, что музыка Вивальди звучит в программе «Жди меня»
- Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно активное внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. Высшей степенью познавательного интереса к музыке связано с развитием музыкальных чувств, использование на практике приобретенных умений. (слушание, пение, музицирование)
- Занимательность, одна из сторон познавательности, возникает на основе яркости впечатления, новизны. Такой интерес всегда нестойкий и всегда вытесняется новыми впечатлениями
- Частный узкий интерес побуждает школьника к активной деятельности (вступление в вокальный, танцевальный кружок, эстрадную студию).
Урок – основная форма музыкального образования. В школе он не потерял своего значения. По большому счету детям все равно чему их будут учить в школе. На их взгляд, то чему их учит конкретный учитель, им нужно, а главное, интересно, то никаких проблем с мотивацией не будет. Особенно интересными бывают обобщающие уроки. В таких уроках используются различные формы и методы и приемы обучения. Я использую такие приемы:
- Соревнования между мажориками и минориками; знайками и незнайками ( в начальной школе),
- уроки – концерты,
- представление детских проектов.
Использую метод проблемного обучения как метод формирования интереса и приобщения к музыке. Оно основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые открываются при выполнении заданий. Многие вопросы вызывают споры, размышления, вызывая интерес к музыке. Например, изучая тему лады, мы выясняем, что есть минорный и мажорный лад. Слушаем трудовую народную песню «Сеяли девушки ленок» и сразу проблемный вопрос «Что за лад». По настроению песня грустна, почему исполняется с притом?. В результате размышлений появился ответ – наверное, какой – другой лад. Я поясняю, что возможны и народные лады. Или изучая звукоряды, смотрим какая музыка похожа на европейскую? Слушая разную музыку выясняем, есть восточный звукоряд: китайский, японский; а есть ни на что не похожий джаз. Джаз – это что за музыка? задаю вопрос. И дальше пошла работа. Слушаем музыку, изучаем историю стиля и музыкальных инструментов. И выясняем, что джаз - это особый музыкальный стиль, свой особенный звукоряд.
Есть такой прием «афористические сочинения» (поясни цитату) заключается в истолковании известного высказывания. Эта работа, тоже оживляет атмосферу урока, внося элемент дискуссионности, новизны. Так в 5 классе высказывание Нейгауза «Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слушать, это тоже музыка», или эпиграф к уроку «Вокальная музыка в 6 классе» «Что значит хорошо петь? Это значит хорошо себя слышать». Обсуждая, приходим к выводу, что эти высказывания призыв к развитию вокальной наблюдательности, развитие музыкальной культуры.
Занимательные факты из жизни музыкантов сопровождаются с проблемным увлекательным заданием, и вносит определенный настрой на урок. Изучая творчество Моцарта, обязательно знакомимся с легендами, связанными с его именем, подтверждаем или развенчиваем легенды.
Ну и конечно, использование различных видов деятельности, также способствует формированию интереса к музыке. Включение их в урок помогает школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение
- Пение. Пение Ушинский считал средством воспитания. Как коллективная форма творчества, пение к ласе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных детей. Затрудняясь спеть индивидуально, они с удовольствие присоединяются к своим одноклассникам. Интерес вызывают такие приемы пения, кроме хорового,
- Запевала и хор
- Пение цепочкой
- Эхо
- Соревнование, высотный дом
- Представь, что перед тобой иностранец
- Эффективным средством обучения является импровизация. Здесь уместно использовать игровые формы работы «Узнай мой голосок», «Перекличка»
- Слушание музыки. Здесь важно соблюдать прием от простого к сложному и от небольших фрагментов к более продолжительным. Слушание музыки и ее восприятие сложное дело для детей любого возраста. Музыка может не совпадать с настроением ребенка, может вызывать даже отторжение в связи с темпераментом ученика. В зависимости от настроя класса, слушание провожу на разных этапах урока, с пояснением и без. Главная задача побудить интерес к изучаемому произведению.
- Еще один вариант пробуждения интереса- обращение к литературным образам. С интересом воспринимается опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Слтане», «Романс» к повести Пушкина «Метель», тема родителей из балета Прокофьева «Ромео и Джульета» и др.
- Пластическое интонирование – показ музыкальных звуков
- Инсценировка песен
- Игра на музыкальных инструментах
Изучая стандарты 2 поколения, которые направлены на
- развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения к музыке и жизни;
- воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности;
- освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- формирование устойчивого интереса к музыке, к различным формам ее бытования;
- развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на элементарных музыкальных инструментах).
а в результате изучения музыкального искусства ученик должен
знать
- особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные музыкальные инструменты;
- имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;
- роль и значение музыки в синтетических видах творчества;
уметь
- эмоционально-образно воспринимать содержание музыкальных произведений;
- узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;
- определять основные средства музыкальной выразительности;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- исполнять народные и современные песни самостоятельно, в ансамбле и в хоре;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
- петь и распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- выражать свои впечатления от прослушанных произведений в пении, в пластическом и танцевальном движении, цветовом и графическом изображении;
- участвовать в художественной жизни школы (музыкальные вечера, музыкальная гостиная, концерт для младших школьников и др.), стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.
Считаю, что я двигаюсь в правильном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.
В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...
Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.
В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...
Основные задачи концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами.
В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...
Основные задачи начального обучения и значение предмета "Общее фортепиано" в ДШИ
В работе говорится о предмете "Общее фо-но",как о важном компоненте музыкального обучения в ДШИ, Из истории дисциплины,описываются общие принципы работы над музыкальным произведением,рассказывае...
Формирование лингвистической компетенции как одна из основных задач при обучении иностранному языку
В данной статье рассматривается, как формирование лингвистической компетенции помогает обучающимся правильно конструировать грамматические нормы и синтаксические построения в соответствии с нормами яз...
Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....