Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.
статья по музыке по теме
В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключается работа музыканта-аккомпаниатора?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.
Концертмейстер – одна из главных профессий для пианистов. Невозможно представить обучение игре на многих музыкальных инструментах без поддержки фортепианной партии. Духовики, скрипачи, виолончелисты и т.д. не обходятся без концертмейстера. От музыканта – аккомпаниатора зависит насколько грамотно, точно будет исполнено произведение. Хотя роль концертмейстера зачастую принижается. Кажется, что игра «под солистом» и по нотам не требует большого мастерства. Так ли это на самом деле? И сокращается ли задача концертмейстера только успешным выступлением с учеником на сцене?
В своей статье я рассматриваю специфику работы концертмейстера в классе инструменталистов (духовые инструменты, струнные). Какова же роль музыканта – аккомпаниатора в обучении детей музыкальному исполнительству? Исходя из своего собственного опыта, я выделяю следующие направления:
- Помощь педагогу в развитии музыкальных способностей ученика, творческом овладении изучаемого произведения, поднятии культурного уровня воспитанника. Концертмейстер вместе с педагогом – инструменталистом находят наиболее верную трактовку сочинений, темп, динамику, наиболее полно раскрывающие художественный замысел произведений. Таким образом, аккомпаниатор наравне с педагогом помогает ученику грамотно «расшифровать» нотный текст, разучить свои партии. Своевременная подсказка, указание правильного пути при работе над пьесами способны разбудить в воспитаннике музыкальную отзывчивость, творческие способности и, порой, решить технические проблемы.
Концертмейстер настраивает ученика на ансамблевую игру, т.е. вырабатывает особую чуткость, слуховое внимание по отношению к намерениям партнера. Как известно, духовые, струнные – все эти инструменты являются оркестровыми. Поэтому концертмейстер выполняет важную роль в формировании у ученика навыков, необходимых для дальнейшей игры в оркестрах, ансамблях, музыкальных коллективах.
- Следующие направление в работе концертмейстера – подготовка ученика к выступлению и собственно исполнение программы на сцене. Известно выражение Дж. Мур: «Каждый хороший аккомпаниатор спасает жизнь певцу чаще, чем это можно представить». Данные слова можно с легкостью отнести не только к певцам, но и к солистам-инструменталистам. В классе ученик чувствует себя комфортно , так как рядом находится наставник – педагог. Но на сцене его роль сводится к минимуму. Выступающий остается один на один со зрителями. Психологический комфорт ученика приобретает при этом первостепенное значение. Так, уверенный квалифицированный концертмейстер должен обеспечить удобство для игры ученика. Хороший аккомпаниатор видит, охватывает произведение в целом, чутко реагирует на нюансы в исполнении солиста.
Конечно, нередки потери нотного текста при выступлении со стороны маленьких учеников. Поэтому важно дать ребенку почувствовать опору при концертном исполнении и не растеряться при малейшей неудаче.
В начале игры имеет большое значение выбор темпа со стороны концертмейстера, ведь случаются потери именно из-за чрезмерно быстрого движения, когда ученик не способен проиграть и охватить нотный текст. Реже из-за замедленной игры, когда теряется целостное восприятие произведения.
Выход на сцену для многих детей очень волнителен и тревожен. Грамотный концертмейстер своей игрой может помочь подсказать динамические изменения, темповые отклонения для более полной и точной передачи образов исполняемого произведения.
Как мы видим, роль концертмейстера весьма важна и многопланова при работе с учеником в классе и на концертном выступлении. Квалифицированный специалист помогает развить и реализовать творческие способности маленьких воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.
В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-109744-1360595240.jpg)
Ситуационный подход в индивидуальной учебной деятельности в детской музыкальной школе
Методы преподавания современного педагога должны изменяться, обновляться с учетом новых требований. Эти изменения необходимо вносить в ежедневный труд преподавателя музыкальной школы. Педагог до...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363662-1386521498.jpg)
Основные задачи концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами.
В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-304063-1392553404.jpg)
Название работы: « Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами в хоровой школе мальчиков и юношей.»
Концертмейстер должен обладать профессиональным набором исполнительского мастерства, знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, широ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-754654-1459439760.jpg)
Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования
Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835656-1477220758.jpg)
Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с вокалистами
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом колле...
Специфика работы концертмейстера в вокальном классе Детской музыкальной школы.
Специфика работы концертмейстера...