Урок ИЗО "Весенний пейзаж"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Бурова Анна Владимировна

Цель урока: развитие эмоционально-образного восприятия весенней природы средствами изобразительного искусства. На уроке обучающиеся научатся смешивать краски, получать новые оттенки и  создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока  «Весенний пейзаж»  5 класс.

Тип урока

Открытие нового знания.

Цель

Развитие эмоционально-образного восприятия весенней природы у обучающихся средствами изобразительного искусства.

Задачи

- показать связь двух видов искусств: музыки и ИЗО;

- обобщить знания о средствах выразительности: о холодной и теплой цветовой гамме и тональных отношениях;

- передать своё эмоциональное впечатление, через образ весеннего состояния природы;

- создать  рисунок, используя выразительные средства гуаши;

- познакомить с силуэтной техникой рисования деревьев;

- представить результат творческой деятельности.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- должны научиться смешивать краски, получать новые оттенки и  создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала.

Метапредметные:

познавательные УУД: - развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающей природы,  формирование навыков владения художественным материалом;

 регулятивные УУД: развивать способности к творческому самовыражению, оценивание результата своего труда;

коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждать результаты художественно – творческой деятельности;

Личностные: получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации, осознание роли искусства в жизни человека.

Формы

Фронтальная,  индивидуальная и работа в парах.

Приемы и методы обучения

Методы: наглядно-зрительный,  проблемно-поисковый, деятельностно-практический, объяснительно – иллюстративный, рефлексивно-оценочный.

 Интегративный прием, «Синквейн»

Используемые технологии:

личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка

Оборудование

Ноутбук, проектор, экран, колонки.

Гуашь, кисти тонкая и широкая, палитра, баночка для воды, салфетка (тряпочки)

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Цель  этапа

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметн.

УУД

I.  Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать направленное внимание  на начало урока.

1 сл.

- Я предлагаю сегодня отправиться в удивительную страну Искусств.

    Расслабьтесь, сядьте удобно, можно положить руки на колени, почувствуйте себя комфортно.

2 сл.

- Сейчас мы послушаем музыку  П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

(на экране видеоряд весенних пейзажей, остановить на последнем слайде)

 развитие эмоционально-образного восприятия музыки.

II.  Целеполага-ние

Цель: сформировать представление детей о том, что они узнают на уроке.

Дети сформулировали тему урока.

   - Какое время года описал в музыке композитор? (весну)

    - В альбоме «Времена года»  всего 12 пьес. Знаете ли вы, что  названия каждой пьесы даны по названию месяцев.  

    - Как вы думаете, как называется эта пьеса? (Апрель. Подснежник)

    - Какие образы вы услышали в музыке? И увидели в видео зарисовке?   

3 сл.   - Послушайте, как поэт в своем стихотворении описать образ весны:

  Голубенький, чистый 

  Подснежник-цветок!   

  А подле сквозистый, 

  Последний снежок... 

    - Как вы думаете, что мы будем рисовать?

     - Какая тема урока? (Ответы детей … )

4 сл. «Весенний пейзаж»

     - Пейзаж –  не только жанр искусства, это отзвук души человека и его отношение к природе.

    - Ребята, а вы любите природу?

    -  Бережно ли вы к ней относитесь?

    -  А любите наблюдать за её изменениями, и любоваться красками времен года?

   - Композиторы, поэты, писатели, художники передают чувства и свое отношение к природе в разных видах искусства. И мы тоже сегодня изобразим это в рисунке. А помогут нам разные средства выразительности!

развивать ассоциативно-образное мышление детей.

III. Актуализа-ция знаний

Цель: сравнить средства выразительности музыки и ИЗО, определить их взаимосвязь.

Определить взаимосвязь музыки и ИЗО

5 сл.  На экране слова, которые обозначают средства выразительности в музыке и живописи. Вы будите работать в парах, достаньте слова из конвертов разложите их на парте посередине.

   Задание: разделите их на две группы: средства музыки и средства живописи.

Ритм     Динамика    Лад    Тембр    Форма    Регистр     Гармония    Темп  НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА       НАСТРОЕНИЕ      ЦВЕТОВАЯ ГАММА  КОМПОЗИЦИЯ    СЮЖЕТ   ЛИНИЯ       КОЛОРИТ        КОНТРАСТ             (Время выполнения задания 1 мин)

- Прочитайте.

Музыка

Ритм

Динамика                              

   Лад                                              

   Тембр                                    

   Форма

   Регистр

   Гармония                                  

   Темп    

Живопись

НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА

НАСТРОЕНИЕ

ЦВЕТОВАЯ ГАММА  

КОМПОЗИЦИЯ

СЮЖЕТ

ЛИНИЯ

КОЛОРИТ     КОНТРАСТ

- Есть ли такие понятия, которые подходят и для музыки, и для живописи.  (ритм, динамика, настроение, гармония)

     - Музыканты и художники создают художественный образ, используя общие средства выразительности.   (Уберите слова в конверты)

      - Какие средства мы оставим на доске? (группу – живописи и общие средства выразительности)

   - Эти средства помогут нам на уроке передать настроение, чувства и эмоции в рисунке.

показать

общность двух видов искусства через средства выразительности

IV. Объяснение и изучение нового

Цель: повторить холодную и теплую цветовую гамму, обсудить тоновые отношения в живописи.

   - Сегодня мы нарисуем «Весенний пейзаж» - впечатление.  

В работе главное передать личное отношение к природе, создав образ весны, пробуждения природы.

   - Для этого важно подобрать правильную цветовую гамму.

6 сл.    - Какие цвета будем использовать, теплые или холодные?

  - А звонкие или глухие? (Ответы детей … )

7 сл.  - Глухие цвета получаются при смешении с белой и черной краской. Это спокойные, ненасыщенные, пастельные цвета.

         - Это группа, каких цветов? Теплых или холодных?  

(Переход на 8сл.)

       - Какое состояние весны передал художник в картине?  (Он передал раннюю весну. Пасмурная погода, солнце за облаками. Для передачи настроения художник использовал  глухие холодные цвета.)  

 (Переход на 7 сл. глухие цвета) 

      - Кто может назвать эту цветовую гамму (теплые цвета).

(Переход на 9сл.)

      - Какое состояние весны передал художник в картине?  Обратите внимание, как меняются цвета. (Солнечный денёк. Состояние ранней весны, ещё лежит снег.)

 10 сл. звонкие цвета.

      - С каждым весенним деньком природа просыпается, всё чаще в красках весны мы встречаем звонкие цвета. Яркие, чистые, насыщенные.

11 сл.   –  Какое состояние природы на картине художника? (Поздняя весна, вся земля в покрыта травой, деревья в цвету)

     - Какие цвета мы будем использовать, чтобы передать образ ранней весны. Месяц апрель?

(Переход на 7 сл. глухие цвета)  Глухие цвета.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

12 сл.    

V. Формирование УУД

Практическая работа

Цель: изобразить цветом, разными оттенками цветов весеннее состояние природы. 

13 сл.    

  - Настроимся на работу: вспомните видеоролик, музыку П.И.Чайковского или посмотрите в окно, нарисуйте в своем воображении картину природы.

  - Сначала мы нарисуем фон для будущего пейзажа, передав цветом общее настроение рисунка.

   - Для этого вы должны подобрать цветовую гамму, выбрать тон рисунка.

   - Работать надо активно, быстро широкими мазками, заполняя всю поверхность листа.  Сегодня предлагаю не пользоваться палитрой, а смешивать цвета сразу на листе.

   - Начинаем работу сверху вниз. Небо – легкие горизонтальные мазки, передать пространство.

   - Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под снега.

      -  Приступайте к работе. (Пояснения учителя при работе гуашью)

 (работа предполагает два этапа). Учитель  индивидуально контролирует выполнение задания.

На фоне звучания музыки учащиеся  передают свои образно-зрительные ассоциации в изображении весеннего пейзажа.

VI. Закрепление  нового

Цель: научить рисовать дерево в виде силуэта.

     - Мы подготовили основу для рисунка, задали общий колорит красками.

- Что надо добавить в рисунок, чтобы получился пейзаж? (деревья)

14, 15 сл.    

- Какие деревья можно изобразить? (березу, сосну, елку, рябину, черёмуху)

       - Коричневым цветом покажите стволы и скелетные ветки деревьев. Вдалеке светлым цветом, вблизи более насыщенным.

- Обратите внимание на строение дерева: снизу оно шире, чем сверху. На толстых ветках растут более тонкие, на тех – совсем тоненькие веточки. Толстые ветки должны постепенно утончаться, на них должны быть более тонкие веточки. Красота лиственного дерева в том что, у него много изящных веток.

- После того как деревья готовы,  можно усилить впечатление весенней природы, возьмите белую гуашь и нарисуйте на небе облака, снег, лежащий кое где на земле, подснежники. 16,17 сл.

VII.

Практичес-кая работа (завершаю-щий этап)

Цель: завершить композицию рисунка.

     - Включите воображение, проявите творчество и закончите пейзаж. Что еще можно изобразить на рисунке? Дополните свою композицию самостоятельно.

Завершите свою картину природы.

(Убрать экран, отключить проектор)

- Кто закончил рисунок прикрепите его на доску.

развить внутреннее зрение, воображение детей.

VIII.

Рефлексия

учебной деятельнос-ти на уроке.

Цель: увидеть результат своей работы.

Приём "Синквейн"

Цель: выразить эмоции, оценить работу.

Учащиеся демонстрируют свои работы на выставке. Рисунки вывешивают на доску по мере их выполнения. Кто первый справился, может придумать название своему рисунку.

- В заключении составьте стихотворение из пяти срок, которое называется «Синквейн».

 Достаньте из конвертов листы с «Синквейном»

1 строка – одно главное слово, которое определяет тему урока и отвечает на вопрос что?; 

2 строка – два прилагательных, которое характеризует главное слово – какой? какая?

3 строка – три глагола, показывающие действия. (Что делает это ключевое слово?);

4 строка – составьте короткое предложение с основным словом.

5 строка – подобрать одно слово, которое передаёт ваше впечатление от проделанной работы. (или от увиденного результата-рисунка)

сделать анализ выставки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства Бурова Анна Владимировна учитель МАОУ «СОШ №80» город Северск

Слайд 2

Петр Ильич Чайковский Альбом «Времена года»

Слайд 3

« ВЕСНА » Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок... Аполлон Майков

Слайд 4

Тема урока «Весенний пейзаж»

Слайд 5

НАСТРОЕНИЕ ЦВЕТОВАЯ ГАММА НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА ЛАД ФОРМА ДИНАМИКА РИТМ СЮЖЕТ ГАРМОНИЯ ЛИНИЯ КОНТРАСТ РЕГИСТР ТЕМБР

Слайд 6

ГЛУХИЕ ЦВЕТА

Слайд 7

«Грачи прилетели» Алексей Саврасов

Слайд 8

Исаак Левитан. Март.

Слайд 9

ЗВОНКИЕ ЦВЕТА

Слайд 10

Жан-Марк Янячик

Слайд 12

Фон. правила работы гуашевыми красками правила смешивания правила передачи пространства,

Слайд 13

Силуэты деревьев

Слайд 14

2 . Деревья Контуры деревьев на заднем плане - ствол дерева на переднем плане Проработка тонких веток, коры, теней 3. Проработка деталей - цветы - птицы

Слайд 16

« Синквейн » Стихотворение из пяти строк 1 строка – одно основное слово , которое определяет тему урока (что?); 2 строка – два прилагательных , которое характеризует основное слово (какой? какая); 3 строка – три глагола , показывающие действия понятия (Что делает?); 4 строка – короткое предложение , с основным словом; 5 строка – подобрать одно слово , которое передаёт ваши впечатление от результата – рисунка (что чувствуете, видя выставку работ?)

Слайд 17

Ссылки на источники изображений http:// sikdesign.nl/wp-content/uploads/2014/11/123a57feea_1340821634_Wave-and-stars-1-PNG1.png ; http:// hqtexture.com/uploads/posts/2012-09/1348922186-2382025-green_abstract_background-2.jpg ; http:// s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/04/5503c526897d542434f654fb0c72374b.png ; http:// www.playcast.ru/uploads/2014/02/28/7637460.png ; http:// www.playcast.ru/uploads/2014/12/01/10883122.png ; http:// s54.radikal.ru/i144/1105/54/d5ba824e6097.png ; http:// s40.radikal.ru/i087/1203/8f/24edf65ac2ad.png ; http:// by-anna.ucoz.ru/sad/48.png ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"

Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...

Урок рисования ПЕЙЗАЖ

МЕтодическая разработка урока рисования для дошкольников...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

8 класс Тема урока: Выполнение пейзажа, натюрморта.

Тема:  Вышивание натюрморта, пейзажа.Цели:  познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать ...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...