Музыка 5 класс Тема. Фольклор в музыке русских композиторов
Цель урока: Привить интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке. Используемые учебники и учебные пособия: учебник музыки Сергеева. Критская, Шмагина 5 класс. Используемое оборудование: интерактивная доска. Краткое описание: Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения. Ход урока: российские композиторы часто обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. На интерактивной доске портрет композитора А.К.Лядова (1855-1914), ученик Н.А.Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказочная картина "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора".Кикимора - злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего встречается Кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.Литературной основой Лядовской "Кикиморы" стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым. Именно его текст открывает партитуру. На интерактивной доске слайд: изображение и описание Кикиморы. "Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора: тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова у неё малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора со утра и до вечера, шипит с утра до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной. И в России и в Европе к началу ХХ века была масса музыкальных средств, чтобы создать нечто фантастическое, таинственное и страшноватое: Лядов мастерски пользуется ползучими и завывающими гаммами, стонущими колыбельными припевками, уколами и прыжками, шуршанием и присвистом, чтобы нарисовать свою кикимору – существо одновременно жалкое и пугающее. Его музыка – торжество музыкально-декоративной фантазии в духе стиля модерн, где многочисленные штрихи и детали, прорисованные внимательной и тонкой музыкальной «кистью», напоминают изразцы русских теремов, палехскую лаковую миниатюру или хохломские росписи. Лядов пленяет пластикой и красотой музыкальных красок, завораживающим звучанием оркестра; после радетелей о счастье народном, после передвижников и «Могучей кучки», Лядов не утомляет философским подтекстом, ни к чему не призывает и не пытается достучаться до души или совести. Этой отстраненной прозрачностью он подобен искусству Виктора Васнецова, своего современника и собрата по художественным убеждениям. Как никто другой, Лядов знает и любит характер своего народа: музыка Лядова передает поэзию «Емели на печи», поэзию ленивого созерцания, воспетую Гончаровым в бессмертном Обломове. Его мысли изящны, но отрывочны, они нанизываются друг на друга, но не претендуют на развитие: этой музыке, как и русской истории, как будто не хватает совсем чуть-чуть, чтобы распрямиться в полный рост. Музыка Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось. Вопрос : какую музыку вы бы сочинили о героях сказа, какие тембры оркестра использовали? Слушание "Кикиморы А.К.Лядова, в сопровождении слайдов сказочных персонажей. Вопросы на закрепление пройденного материала: - Какой из образов запомнился ярче, совпали ли ваши представления с музыкальным изображением композитора?
2. Как завершает Лядов свою миниатюру и что хочет сказать? Вывод: сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку. Что вам наиболее понравилось? Домашнее задание: нарисовать одного из сказочных персонажей: Кикимору, Кота-Баюна или сказочника.
|