Музыкальная "Лесная сказка" Ф. Яруллина
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Урок проводится для учащихся 5 классов при закреплении темы "Путешествие в музыкальный театр. Балет" по программе "Музыка" Критской.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыке в 5 классе
по теме: «Музыкальная «Лесная сказка»
учитель музыки
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №4»
г. Елабуга, Республики Татарстан
Дранкова Юлия Юрьевна
Учебная цель урока:
- познакомить учащихся с содержанием балета Ф. Яруллина «Шурале»
- раскрыть музыкальными и художественными средствами образы героев балета- Былтыра, Сююмбике, Шурале.
- обобщить и закрепить понятия «музыкальный театр», термины «опера», «балет», «либретто», термины «лад», «темп», «динамика», «мелодия «, «контраст», «регистр»;
Воспитательная цель:
- Формировать толерантное сознание, воспитывать интерес и уважение к творчеству и культуре татарского народа
- научить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
- формировать культуру посещения театра оперы и балета, классических спектаклей.
Развивающая цель:
- Развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных образов.
- формировать культуру посещения театра оперы и балета, классических спектаклей.
Развивающая цель:
Оборудование: фортепиано, ауди-видеоаппаратура, портреты поэта Г. Тукая и композитора Ф. Яруллина, фрагмент фильма-балета «Лесная сказка» киностудии «Ленфильм».
№ | Используемый материал | Ход урока | Экран |
1. | Песня «Музыка, здравствуй!» ( фортепиано, аккомпанирует учитель) | Приветствие учителя - Распевка ( исполняют дети и учитель) | Слайд №1 Заставка «Музыка, здравствуй!» |
2. | Музыкальная заставка «Симфонический Оркестр настраивает свои инструменты» Звучит « Вальс» Муз. Р. Валиева
Звучит татарская народная плясовая Слова и музыка Л. Валитовой «Песня о Елабуге» (фортепиано, аккомпанирует ученик) | Учитель: Ребята, вы любите путешествие? Дети: Да! Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в музыкальный театр! А что такое музыкальный театр? Дети: Это театр, где действие происходит благодаря музыки. Учитель: А какие музыкальные театры вы знаете? Дети: Театры оперы и балета Учитель: Какие музыкальные спектакли идут в данных театрах? Дети: Оперы и балеты.
Учитель: А что такое опера? Дети дают определение понятию «Опера» Учитель: Что такое балет? Дети дают определение понятию «Балет» Учитель: Молодцы! Учитель: Ребята, а назовите композиторов, которые писали оперы и балеты, чьи произведения мы слушали? Дети: называют композиторов и запомнившиеся им произведения. Учитель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, кто исполняет музыку в театре оперы и балета? Дети: Симфонический оркестр. Учитель: Вспомним, какие группы входят в состав симфонического оркестра? Дети отвечают. Учитель: Назовите, какие инструменты входят в состав данных групп - струнная;- ударная; -духовая; - клавишная; Учитель: Ребята, а что нужно композитору, чтобы написать балет или оперу? Дети: Либретто Учитель: Что такое «Либретто» Дети дают определение. Учитель: Молодцы! Спасибо! Сегодня нас пригласили на музыкальный спектакль великий поэт-певец татарской литературы Габдулла Тукай и композитор Фарид Яруллин. Эти два талантливых человека подарили миру первый татарский балет «Шурале», где воспета красота музыки, танцев, обычаев татарского народа. В основу либретто легли сказки Г. Тукая «Шурале» и « Сказка о девушках-птицах»». Предлагаю вам познакомиться с либретто Дети и учитель читают вслух
Учитель: А сейчас, предлагаю провести динамическую паузу ( Под музыку вальса предлагается сделать движения на растяжку тела) Ученик ( рассказывает и показывает): «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише... Деревцо растет все выше, выше..» Ритмические упражнения, плясовые движения (дети хлопают в ладоши под музыку- целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями- ведущий- ученик) Учитель: Итак, мы познакомились с либретто балета. Ребята, назовите его главных героев. Дети называют- Былтыр, Сююмбике, Шурале. Учитель: Ребята, а наши герои похожи друг на друга? Почему? Дети отвечают и дают характеристики героям. Учитель: Спасибо. Предлагаю посмотреть всем на экран. Нас встречает ромашка- где на лепесточках мы видим знакомые нам средства музыкальной выразительности- «ритм», «регистр», «темп», «тембр», «динамика», «лад», «мелодия». При просмотре балета вам необходимо внимательно слушать муз. темы главных героев, а потом мы с вами нарисуем муз. портрет каждого из них. Итак, внимание, мы с вами в театре оперы и балета им. Кирова( ныне это Мариинский театр) в городе Санкт-Петербурге Просмотр фрагментов балета Ф. Яруллина «Шурале» Учитель: Ребята, мы побывали с вами в музыкальном путешествии, вам понравилось? Дети отвечают Учитель: А сейчас я предлагаю вам обратиться к образу Шурале и назвать какие средства музыкальной выразительности использует композитор. Дети отвечают какие лад, регистр, ритм, динамику, темп, тембр использовал композитор для создания образа Шурале. Учитель: А образы Былтыра и Сююмбике вы разберете самостоятельно. Это будет вашим домашним заданием. Подведем итог нашего путешествия: -Что мы узнали нового? Дети отвечают. - Можно ли считать Г. Тукая и Ф. Яруллина патриотами своей Родины? Почему? Дети отвечают. Учитель: А вы, ребята, считаете себя патриотами своей родины, города. Дети отвечают Учитель: Спасибо, ребята! Действительно, мы любим свою родину, свой край. И как великие поэты и композиторы мы тоже будем воспевать ее сегодня «Песней о Татарстане и Елабуге» под аккомпанемент своего одноклассника. Учитель: Оценки за урок... Всем спасибо за урок! | Слайд № 2 «Театральный занавес»- с приглашением в путешествие по музыкальному театру»
Слайды №3,4,5 после ответа о театрах оперы и балета (Большой театр, Мариинский театр, театр оперы и балета им. М. Джалиля) Слайд №6 после ответа « Опера- это...» Слайд №7 после ответа «Балет-это...» Слайды №8,9,10,11 после ответа детей на вопрос Слайд № 12,13 « Музыканты симфонического оркестра» После ответа детей демонстрируются слайды групп симфонического оркестра, где представлены инструменты Слайд № 14,15 Фото Г. Тукая и ФЯруллинна Слайд № 16 «Либретто балета «Шурале» Слайды с№17 по №26 Слайд № 27 Слайд № 28 «Волшебный цветик-семицветик» Фрагмент фильма 15 минут Слайд № 29 Памятник Г.Тукаю Со слайда № 30 по слайд № 40 Виды Казани и Елабуги во время исполнения песни Слайд № 41 |
Предварительный просмотр:
Творческая визитка
VII региональной научно-практической конференции «Наше наследие»
Дата проведения:27 апреля 2013 года, 9.00 ч.
Место проведения: МБОУ «Гимназия №4» ЕМР, актовый зал
Звучит песня «Чудо-Земля»- исполняет ансамбль «Веселые нотки»
Фанфары
Выход ведущих:
Ведущий 1-й: Указом Президента Российской федерации Владимиром Владимировичем Путиным 2013 год объявлен Годом окружающей среды в Российской федерации.
Ведущий 2-й: Указом Президента Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннехановым 2013 год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан.
Ведущий 3-й: Если скажут слово, Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной любимый двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
4.-6.Тат. текст
Ведущий 1-й: Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые горы первых лет
И первые уроки,
Сто вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя. (В. Жуковский)
( Без объявления) Экологическая сказка «Без чистой воды и не туды, и не сюды»-
Ведущий 2-й: Из поколения в поколение на родной земле передаются талант, опыт, стремление к познанию и творчеству.
Ведущий 3-й: Сегодня с гордостью мы смотрим в зал
На дружных и талантливых детей,
Покажете сегодня результат,
Достойный образованных людей.
Ведущий -й: Вы остроумны, любознательны, смелы,
Ваш разум полон замечательных идей.
И вы прославите страну свою,
Как Пушкин в творчестве восславил свой лицей.
Ведущий -й: Право зажечь факел науки предоставляется:
-Хакимову Эдуарду, учащемуся 11 класса,
- Зиннатуллиной Гузель, учащейся 9 класса, призеру республиканского этапа олимпиады по татарской литературе.
Ведущий -й: Да здравствует прекрасная традиция,
Которую мы будем продолжать:
Дерзать, творить, изобретать, учиться,
Стихи писать и знанья пополнять!
Ведущий 1-й:Слово для приветствия предоставляется директору гимназии №4 Рафаэлю Рахимовичу Хамитову.
- Гимны РФ,РТ.
Ведущий 1-й: К клятве верности науке приготовиться:
- Клянемся быть честными и справедливыми,
Друг другу всегда и во всем помогать!
Клянемся!
Ведущий 1-й:
Клянемся упорными быть и стараться
Заветную цель лишь умом добывать!
Клянемся!
Ведущий 1-й:
-Клянемся трудиться на благо России,
Осваивать знания, дух закалять!
Клянемся!
Ведущий 1-й:
-Работать, учиться и мир познавать!
Пусть факел науки нам светит опять и опять!
Клянемся!
Ведущий 1-й:
- Клянемся всегда и во всем непременно
Честь россиянина никогда не терять!
Клянемся!
Ведущий –й:
Звучит гимн науки «Гаудеамус»
Песня «Лесной марш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Яруллинның “Яралы язмышлар” әсәре буенча дәрес-конференция план-конспекты,11 класс,татар әдәбияты.Тема. "Һәрбер ятим - җәмгыятьнең күз яше".
укуДәрестә укучыларны күренекле язучы, шагыйрь һәм др аматург Ф. Яруллин иҗаты, балалар йортында тәрбияләнүчеләр язмышы һәм тормышы белән таныштыру; укучыларның әсәргә анализ ясау күнекмәлә...
Ф Яруллин
Урок посвящен изучению жизни и творчества известного татарского поэта,писателя Ф Яруллина.Ф Яруллин -лауреат премии Г. Тукая.Он из поколения кочагинцев.В жизни он был прикован к постели.Жизнь его не с...
Ф.Яруллин "Кояштагы тап"әкияте.
1. Укучыларны Ф.Яруллинның тормышы һәм иҗат юлыбелән кыскача таныштыру; аларда әсәрләрен укуга кызыксыну уяту.«Кояштагы тап» әкиятенең эчтәлеген ачу; әсәрдә күтәрелгән мәсьәләләргә укучыларның ...
Фәнис Яруллинны искә алу кичәсе
21 февраль-Халыкара туган тел көне уңаеннан безнең мәктәптә төрле кичәләр,конкурслар үткәрелде.Татар теле укытучылары Фәнис Яруллинны искә алу кичәсе уздырдылар.Шул кичә турында "Чистай хәбәрләре" газ...
Әдәби-музыкаль кичә "Фәнис Яруллинны искә алу"
Бу кичә Фәнис Яруллинның туган көненә багышлап үткәрелде.Исән булса 9 нчы февральдә аңа 74 яшь тулган булыр иде....
Ф.Яруллин. Презентация
Ф.Яруллин. Презентация. 9 сыйныф, татар төркеме....
ф. Яруллин. тормыш юлы һәм иҗаты. 9 сыйныф.
Ф. Яруллинның тормыш юлы һәм иҗатя. 9сыйныф, татар төркеме өчен....