Рабочая программа по музыке в 8кл.
рабочая программа по музыке (8 класс) по теме

Бажанова Татьяна Петровна

Рабочая программа  по музыке в 8 кл.составлена с учетом РНК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8klss_2011.doc168 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

ШМО  учителей технологии  и искусства

Заместитель директора школы по УВР

Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ А.И. Романов

____________Е.В. Чудаева

_______________Т.А. Иванова

Протокол №1    от 26.08.2011 г

29.09.11

Приказ №___  от 01.09.2011г

                                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                            УЧЕБНОГО КУРСА

Музыка

  8 класс

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы 17

Количество часов в неделю 1

Составитель:

Бажанова Татьяна

 Петровна,

учитель музыки

2011 — 2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа, составленная на основе  программы основного общего образования по музык ,соответствует БУП, ориентирована на учащихся  8 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

3.3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;

4.утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

5.требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008год).. Данная рабочая программа  рассчитана на17 часов.

Учебник:

В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (. «Музыка» 8класс; Алеев В.В., Науменко Т.И.,. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке,а также учебно-методическое пособие Л.П.Карпушиной,Н.Б.Абудеевой «Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях» разработанное для обеспечения реализации регионального(национально-регионального) компонента содержания музыкального образования учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений республики. В репертуар учащихся можно включать мордовские, татарские хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни доступные для восприятия и интонирования.

Для слушания используются наиболее интересные и высокохудожественные произведения композиторов Мордовии.

       Содержание регионального компонента может быть реализовано:

-на одном уроке музыки каждой четверти;

-на части каждого урока музыки

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

 СД: Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва

CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx

СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2007. «Кирилл и Мефодий»

СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий.

    СД: Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Group.

СД: Обучающе - развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2008. Alisa Group.

Гришанович Н.М., Суханова А.И. Музыка. 8 класс. – М.: Просвещение,2007.

 Искусство в школе, № 5, 2005; № 6, 2006.

Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл. – М.: Дрофа,

Школьное музыкальное образование ставит следующие цели обучения:

  1.  Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
  3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,  музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
  4. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
  5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

 

Цели  программы:

  1. Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
  3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,  музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
  4. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
  5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира

Основные задачи:

  1. Приобретение знаний о музыке,
  2. Освоение компетенции.
  3. Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
  4. Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  5. Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
  6. Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
  7. Воспитание слушательской и исполнительской культуры

Межпредметные и межкурсовые связи:  При работе широко используются:

темы по литературе: М.Ю.Лермонтов «Маскарад»Люк Пламонд «Нотр-Дпм де Пари»,А.Вознесенский «Юнона и «Авось»,П.Мериме «Кармен»,А.С.Пушкин «Борис Годунов»,У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, наблюдение,  работа по карточке.

Место курса «Музыка» в учебном плане школы

На изучение учебного курса музыки в 8 классе отводится 1 часов в неделю.

Курс рассчитан   18 ч -  (18 учебных недель).

Количество часов в 1-й четверти -

Количество часов во 2-й четверти -

Количество часов в 3-й четверти - 10.

Количество часов в 4-й четверти - 8.

Теоретической основой данной программы являются:

 методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод создания «композиций»;
  6. метод перспективы и ретроспективы;
  7. метод создания «композиций»;
  8. метод игры.
  9. метод проектов

 В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о вечном?» и др.

     Образова тельные и воспитательные задачи обучения музыке должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащих ся. Законом об образовании учителю предоставляется право са мостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач, поэтому считаю целесообразным использовать в работе следующие виды уроков:

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические  движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений),    в художественных  импровизациях  (сочинение стихов, рисунки на темы   полюбившихся   музыкальных     произведений),   самостоятельной индивидуальной и коллективной        исследовательской   (проектной)       деятельности   и др.  В   качестве  форм контроля   могут  использоваться     творческие    задания,   анализ     музыкальных   произведений, музыкальные   викторины, уроки-концерты,      тестовая работа,   рефераты  о творчестве композиторов. Тестовые задания проводятся в   конце   каждой четверти учебного года, на уроке. 

                           Содержание учебного предмета

Название разделов программы:

Современность в музыке-10ч.

Взаимопроникновение « серьезной» и « легкой»  музыки-8ч.

Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:

  1. по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;
  2. по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2010 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  1. творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);
  2. многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).

Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема третьей четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.

Тема четвертой четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». В четвертой четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

                               Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знать/понимать:

  1. знать имена выдающихся композиторов и исполнителей Республики Мордовия,(М.Фомин,Д.Буянов,Е.Уварова,А.Аверкин,Г.Г.Сураев-Королев,Е Кузина)
  2.  узнавать и исполнять их произведения
  3. понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
  1. иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
  2. иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
  3. знать направления современной музыки
  4. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).

Уметь:

  1. определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
  2. владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
  3. анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  4. раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  5. развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  2. проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

                                           Содержание учебного курса

Учебно-тематический план курса

глава

              Раздел,тема

часы

          В том числе

Кол-во уроков

Кол-во уроков контроля

1

Современность в музыке

10

10

2

2

Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки

8

8

2

                                                       Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

       

II

Четверть

III четверть

10 ч

2

Тестовая работа

1

Практическая работа «Угадай-ка»

1

IV четверть

2

Тестовая работа

1

Практическая работа «Угадай-ка»

1

                                               

                                           

                                               

                                                   Календарно-тематический план

                                              программы по музыке для 8 класс

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Часы

план

факт

                                    Современность в музыке 10 ч.

1

Что значит современность в музыке?

1

2

Автобиографическая соната Л. Бетховена

1

3

Современна ли музыка И.С.Баха?

1

4

Музыка в драматических спектаклях.Р.К.Щедрин.

А.Хачатурян

1

5

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского.

1

6

Диалог культур: русская , мордовская, татарская народная музыка.

1

7

Традиции и новаторство в творчестве С.С Прокофьева.

1

8

Новые краски музыки 20 века.

1

9

Урок контроля знаний.Тестовая работа

1

10

Практическая работа.

1

              Взаимопроникновение «серьезной» и « легкой» музыки

                                                    8 ч.

11

Музыка «легкая» и «серьезная»

1

12

Бардовская-авторская песня

1

13

Ансамбль-значит вместе.

1

14

Истоки и современность джазовой музыки. Слияние двух стилей в музыке симфоджаза.

2

15

Мюзикл.Периоды развития.

От оперы- к рок-опере.

1

16

Творчество композиторов Мордовии:М.Фомин,Д.Буянов,Е.Уварова,А.Аверкин,Г.Г.Сураев-Королев,Е Кузина.

1

17

Урок контроля знаний. Тестовая работа.

1

18

Практическая работа.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...