Рабочая программа по музыке в 7 кл.
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Бажанова Татьяна Петровна

Рабочая программа по музыке в 7 кл.составлена с учетом РНК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.2011.doc207.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

ШМО  учителей технологии  и искусства

Заместитель директора школы по УВР

Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ А.И. Романов

____________Е.В. Чудаева

_______________Т.А. Иванова

Протокол №1    от 26.08.2011 г

29.09.11

Приказ №___  от 01.09.2011г

                                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                            УЧЕБНОГО КУРСА

Музыка

  7 класс

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю 1

Составитель:

Бажанова Татьяна Петровна,

учитель музыки

2011 — 2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа, составленная на основе  программы основного общего образования по музык ,соответствует БУП, ориентирована на учащихся  7 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

3.3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;

4.утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

5.требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008год).. Данная рабочая программа  рассчитана на 34 часа.

Учебник:

В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (. «Музыка» 7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И.,. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке,а также учебно-методическое пособие Л.П.Карпушиной,Н.Б.Абудеевой «Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях» разработанное для обеспечения реализации регионального(национально-регионального) компонента содержания музыкального образования учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений республики. В репертуар учащихся можно включать мордовские, татарские хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни доступные для восприятия и интонирования.

Для слушания используются наиболее интересные и высокохудожественные произведения композиторов Мордовии.

       Содержание регионального компонента может быть реализовано:

-на одном уроке музыки каждой четверти;

-на части каждого урока музыки;

Дополнительная литература:

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

  1.  СД: Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва
  2. CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx
  3. СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2007. «Кирилл и Мефодий»
  4. СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий.
  5. СД: Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Group.
  6. СД: Обучающе - развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2008. Alisa Group.
  7. Воспитание музыкой. – М.: Просвещение, 2006.

8.Гришанович Н.М., Суханова А.И. Музыка. 6класс. – М.: Просвещение,2007.

10. Искусство в школе, № 5, 2005; № 6, 2006.

11.Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл. – М.: Дрофа,

Школьное музыкальное образование ставит следующие цели обучения:

  1.  Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
  3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,  музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
  4. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
  5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

 

Цели  программы:

  1. Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
  3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах,  музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
  4. Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
  5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира

Основные задачи:

  1. Приобретение знаний о музыке,
  2. Освоение компетенции.
  3. Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения  учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
  4. Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  5. Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
  6. Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
  7. Воспитание слушательской и исполнительской культуры

Межпредметные и межкурсовые связи:  При работе широко используются:

темы по литературе: «Лесной царь», «Руслан и Людмила», «Золушка»

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, наблюдение,  работа по карточке.

Место курса «Музыка» в учебном плане школы

На изучение учебного курса музыки в 7 классе отводится 1 часов в неделю.

Курс рассчитан   34  ч -  (34 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти - 9.

Количество часов во 2-й четверти - 7.

Количество часов в 3-й четверти - 10.

Количество часов в 4-й четверти - 8.

Теоретической основой данной программы являются:

 методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод создания «композиций»;
  6. метод перспективы и ретроспективы;
  7. метод создания «композиций»;
  8. метод игры.

Образова тельные и воспитательные задачи обучения музыке должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащих ся. Законом об образовании учителю предоставляется право са мостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач, поэтому считаю целесообразным использовать в работе следующие виды уроков:

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений),  в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тестовая работа,  рефераты о творчестве композиторов. Тестовые задания проводятся в конце каждой четверти учебного года, на уроке. 

                                       Содержание учебного предмета

Название разделов программы:

«Музыкальный образ»  - 16 часов

«Музыкальная драматургия» - 18 часов

В 7 классе мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия» У Д.Б. Кабалевского эти темы определены по полугодиям. что дает возможность учителю творчески подходить к каждому занятию, выбирать тему, согласно поставленной цели. В планировании уроки выстроены от простого к сложному, начиная с определения музыкально образа урока «Музыкальный образ России» к образам огромного внутреннего содержания Образ войны»,Образы выдающихся личностей- И.Сусанина, М.Кутузова».Подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла. Для того чтобы помочь ребятам в освоении той или иной темы в уроки включены проблемно-творческие задания. Например, выбрать из 2-х стихотворений наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению)

Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении, т.е.к музыкальной драматургии. Подчеркиваем то, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.  Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса.

-понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

-умение определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

-умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

-умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике 7 класса;

-осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

-понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение песен с разными видами аккомпанемента, умение исполнять более сложные ритмические рисунки).

должны уметь:

  1. ориентироваться в народной музыке и музыкальной культуре различных народов
  2. региона,страны,мира.
  3. исполнять народные песни.
  4. исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;
  5. пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений;
  6. импровизировать музыку на заданною тему;
  7. выявлять связь музыки с другими видами искусства;
  8. осуществлять поиск и отбор музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними; 
  9. применять приобретения и навыки в области музыкального самообразования.

                                                   

                                                         Содержание учебного курса

                                                           Учебно-тематический план

программы по музыке для 7 класса

глава

Раздел, тема

Кол.час

         В том числе

Кол-во

уроков

Кол-во уроков контроля

1

«Музыкальный образ»

16 часов

16

4

2

«Музыкальная драматургия»

18часов

18

4

Всего

34

34

8

                                                            Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

2

       Тестовая работа

1

Практическая работа «Угадай-ка»

1

II

Четверть

2

Тестовая работа

1

Практическая работа «Угадай-ка»

1

III четверть

10 ч

2

Тестовая работа

1

Практическая работа «Угадай-ка»

1

IV четверть

2

Тестовая работа

1

Практическая работа «Угадай-ка»

1

                                               

                                               Календарно-тематический план

                                              программы по музыке для 7 класса

1 полугодие « Музыкальный образ» 16 часов

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Часы

Музыкальный материал

урока

план

факт

1

Песенно-хоровой образ России

1

Р.Н.П. «Милый мой хоровод»-пение

2

Образ покоя и тишины

1

С.Рахманинов. «Островок»-слушание.

3

Образы воспоминаний о подвигах сов. людей в годы В.ОВ.

Образы войны и мира

1

«Дороги» Муз.А.Новикова,сл.Л.Ошанина.-пение

С.Прокофьев опера «Война и мир»-слушание. Муз.А.Новикова,сл.Л.Ошанина.-пение

нрк

4

Композиторы Мордовии.Г.Г.Вдовин.

Драматический образ.

1

Г.Г.Вдовин. «Сонатина»-слушание.

Ф.Шуберт. «Лесной царь»-слушание.

5

Лирический образ

1

Ф.Шуберт. «Серенада»-слушание

6

Образ страдания

1

А.Н.Скрябин. «прелюдия №4»-слушание

7

Образ борьбы и победы

1

Л.В.Бетховен. увертюра «Эгмонт»-слушание

8

Урок проверки знаний,умений

Тестовая работа.

1

Тестовые задания за 1 четверть.

9

Практическая работа.

«Угадай-ка»

1

Прослушивание произведений для угадывания за 1 четверть.

10

Картины народной жизни.М.Равель «Болеро»

1

М.Равель «Болеро»-слушание

11нрк

Композиторы Мордовии.Н.Н.Митин.С.Терханов.

1

Н.Н.Митин. «Мамины руки»-слушание.С.Терханов. «Что такое доброта»-слушание.

12

Образы современной молодежи

1

Гимн демократической молодежи.А.Новиков-слушание.

13

Романтические  образы

1

Ф.Шопен. «Вальс №6,№7»-слушание.

14

Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти.

2

И.С.Бах. «Органная фуга»-слушание.Я.Сибелиус. «Грустный вальс»-слушание.

15

Тестовая работа.

1

Тестовые задания за 2 четверть.

16

Практическая работа.

«Угадай-ка»

1

Произведения для прослушивания за 2 четверть.

               2 полугодие «Музыкальная драматургия» 18 часов

17

Музыкальная драматургия. Развитие муз.образа.

1

Ф.Шопен. «Вальс №6,№7»-слушание

18

Жизнь музыкальных образов, в одном произведении

1

М.И.Глинка. Увертюра «Руслан и Людмила»-слушание.

19

Противоборство муз. образов в одном произведении

1

Л.Бетховен. увертюра «Эгмонт»Н.А.Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце»-слушание

20

Контраст и взаимовлияние муз-х образов в одном произведении.

1

Э.Григ. «Соната для виолончели»-слушание.

21нрк

Наши святыни.С.Д.Эрьзя.

Сонатная форма

1

Презентация урока по творчеству С.Д.Эрьзи.

Э.Григ. «Соната для виолончели»-слушание. Л.Бетховен. увертюра «Эгмонт. М.И.Глинка. Увертюра «Руслан и Людмила»-слушание.

22

Противостояние муз.образов в одном произведении.

1

П.И.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»-слушание

23

 Драматургия контрастных сопоставлений

1

Ф.Лист. «Рапсодия №2».А.Эшпай. «Венгерские напепы»

24

Интонационное единство балета(оперы)

1

С.С.Прокофьев.балет «Золушка»-слушание.Д.Тухманов. «День Победы»-пение.

25

Тестовая  работа.

1

Тестовые задания за 3 четверть.

26

 Практическая работа. «Угадай-ка»

1

Прослушивание произведений для  угадывания за 3 четверть.

27

Столкновение 2-х образов-основа драматургии.

1

Д.Д.Шостакович. «Симфония № 7»-слушание.

28

Жизненное содержание и форма муз.произведений.

1

Д.Д.Шостакович. «Симфония № 7»-слушание.

29

«А значит,нам нужна одна Победа!»

1

Д.Д.Шостакович. «Симфония № 7»-слушание Д.Тухманов. «День Победы»-пение.

30

Жизненное содержание и форма муз.произведений

1

В.А.Моцарт. «Симфония №40»-слушание

31нрк

Известные исполнители Мордовии.Театры Мордовии.

1

Презентация урока Известные исполнители Мордовии.Театры Мордовии.

32

Жизнь полонеза(обобщение)

1

Полонез «Прощание с Родиной»М.Огинский.

33

Тестовая работа.

1

Тестовые задания за 4 четверть.

34

Практическая работа. «Угадай-ка»Урок-концерт.

1

Прослушивание произведений для угадывания за 4 четверть.

Всего за год

34ч

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...