Рабочая программа по музыке в 5 кл.
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Рабочая программа по музыке в 5 классе составлена с учетом РНК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_2011.doc | 222 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района Республики Мордовия
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
ШМО учителей технологии и искусства | Заместитель директора школы по УВР | Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
_________ А.И. Романов | ____________Е.В. Чудаева | _______________Т.А. Иванова |
Протокол №1 от 26.08.2011 г | 29.09.11 | Приказ №___ от 01.09.2011г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
Музыка
5 класс
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
Составитель:
Бажанова Татьяна
Петровна,
учитель музыки
2011 — 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная на основе программы основного общего образования по музык ,соответствует БУП, ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3.3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
4.утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
5.требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008год).. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Учебник:
В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И.,. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке,а также учебно-методическое пособие Л.П.Карпушиной,Н.Б.Абудеевой «Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях» разработанное для обеспечения реализации регионального(национально-регионального) компонента содержания музыкального образования учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений республики. В репертуар учащихся можно включать мордовские, татарские хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни доступные для восприятия и интонирования.
Для слушания используются наиболее интересные и высокохудожественные произведения композиторов Мордовии.
Содержание регионального компонента может быть реализовано:
-на одном уроке музыки каждой четверти;
-на части каждого урока музыки;
Дополнительная литература:
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
- СД: Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва
- CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx
- СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2007. «Кирилл и Мефодий»
- СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий.
- СД: Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Group.
- СД: Обучающе - развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2008. Alisa Group.
7.Воспитание музыкой. – М.: Просвещение, 2006.
8.Гришанович Н.М., Суханова А.И. Музыка. 5класс. – М.: Просвещение,2007.
10. Искусство в школе, № 5, 2005; № 6, 2006.
11.Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл. – М.: Дрофа,
Школьное музыкальное образование ставит следующие цели обучения:
- Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
- Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
- Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
- Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
- Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»; IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Цели программы:
- Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.
- Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения, певческого голоса.
- Освоение музыки и знаний о музыке, ее инонационально – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, музыкальном фольклоре, о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства.
- Овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкальной деятельности.
- Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира
Основные задачи:
- Приобретение знаний о музыке,
- Освоение компетенции.
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
- воспитание слушательской и исполнительской культуры
Межпредметные и межкурсовые связи: При работе широко используются:
темы по литературе:
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, наблюдение, работа по карточке.
Место курса «Музыка» в учебном плане школы
На изучение учебного курса музыки в 5 классе отводится 1 часов в неделю. В связи с
Курс рассчитан 34 ч - (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 9.
Количество часов во 2-й четверти - 7.
Количество часов в 3-й четверти - 10.
Количество часов в 4-й четверти - 8.
Теоретической основой данной программы являются:
методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций»;
- метод игры.
Образова тельные и воспитательные задачи обучения музыке должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащих ся. Законом об образовании учителю предоставляется право са мостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач, поэтому считаю целесообразным использовать в работе следующие виды уроков:
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие заданиия, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тестовая работа, рефераты о творчестве композиторов. Тестовые задания проводятся в конце каждой четверти учебного года, на уроке
Содержание учебного курса
Учебно-тематический план
программы по музыке для 5 класса
Глава | Раздел,тема | Кол-во часов | В том числе | |
Кол-во уроков | Кол-во уроков контроля | |||
1 | «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» | 9 час. | 9 | 2 |
2 | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» | 7 час. | 7 | 2 |
3 | «Можем ли мы увидеть музыку» | 10 ч. | 10 | 2 |
4 | «Можем ли мы услышать живопись» | 8 ч. | 8 | 2 |
Всего | 34ч | 34 | 8 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть 9ч | 2 | Тестовая работа за 1 четверть. | 1 |
Практическая работа «Угадай-ка»за 1 четверть. | 1 | ||
II Четверть 7ч | 2 | Тестовая работа за 2 четверть. | 1 |
Практическая работа «Угадай-ка» за 2 четверть | 1 | ||
III четверть 10 ч | 2 | Тестовая работа за 3 четверть. | 1 |
Практическая работа «Угадай-ка» за 3 четверть. | 1 | ||
IV четверть 8ч | 2 | Тестовая работа за 4 четверть. | 1 |
Практическая работа «Угадай-ка» за 4 четверть. | 1 |
Календарно-тематический план
программы по музыке для 5 класса
I. « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы 9ч»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основное содержание урока | Материал урока | |||
план | факт | ||||||
1. | Искусство в нашей жизни. | Виды искусства: музыка, и литература, изо, кино, театр. | Гимн России.-разучивание. Гимн Мордовии-разучивание. Г.Струве «Моя Россия».-разучивание | ||||
2. | Что я знаю о песне? Как сложили песню? | Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Специфика средств художественной выразительности литературы. Как мелодия, сочиненная для пения со словами превращается в инструментальную мелодию. Интонационные особенности инструментальной песни. Богатое развитие песенной мелодии в симфоническом оркестре. Народные истоки профессиональной музыки (концерты, симфонии, оперы). Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. | М.И. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Р.н.п. «Мы пойдем погулять». П.И. Чайковский «Грустная песенка». Г.Струве «Моя Россия». | ||||
П. И. Чайковский Симфония № 4, финал. Д. Б.Кабалевский Концерт для фортепиано с оркестром, песня «Наш край». Н. Мясковский Симфония №6, финал. | |||||||
3 | Песни без слов | Вокализ. Значение слова в вокальной музыке (песни, романсы). Стилистические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова. Роль вокализа в русской народной песне. . | С.В.Рахманинов «Вокализ». С.В. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, 1 часть. | ||||
4 | Другая жизнь песни | Либретто–литературная основа жанра оперы, в которой кратко излагается сюжет оперы. Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). | С.Баснер «С чего начинается Родина?». Н.А. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко». М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила». Я.Дубравин «Про Емелю». | ||||
5 нрк | Моя Родина-Россия и Мордовия. Превращение песен в симфонические мелодии. | Гимн России и Мордовии. «симфония»,симфонический оркестр. | Памятник «Навеки с Россией»Музыка композиторов республики о Мордовии. Н.А.Римский –Корсаков. Симфоническая картина Сеча при Керженце» | ||||
6 | Жанр кантаты | Особенности жанра кантаты. Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Роль поэзии в развитии музыки. | Г. Свиридов, сл. Есенина. Кантата «Поет зима, аукает». Вивальди «Зима» из «Времен года». С.Баснер «С чего начинается Родина?». | ||||
7 | Опера,балет. | Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет-массовые сцены). Как музыка балета передает характеры героев балетного спектакля. Либретто балетного спектакля. Синтез искусств в балете (взаимодействие литературы, инструментально-симфонической музыки, хореография, изобразительное и драматическое искусство). Особенности жанра балета. Имена лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Е.Максимова). | А. Долуханян «Четыре таракана и сверчок». А. Хачатурян. Фрагменты из балета «Чиполлино»: «Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Погоня». И. Морозов «Полька», «Галоп» - пластич. интонирование, шумовой оркестр. Я.Дубравин «Про Емелю». И. Морозов. Фрагменты из балета «Доктор Айболит»: «Полька», «Морское путешествие», «Галоп» - пластич. интонирование, шумовой оркестр | ||||
8 | Урок контроля знаний. Тестовая работа. | Проверка знаний, умений навыков, полученных в1 четверти. | Тестовые задания за 1 четверть. | ||||
9 | Практическая работа. | Угадывание произведений прослушанных в 1 четверти. | Произведения для прослушивания за 1 четверть. | ||||
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» 7 ч. | |||||||
1.1 10 | Музыка-главный герой сказки. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов. | Нужна ли музыка литературе? Музыка - «главное действующее лицо» музыкальной сказки. Музыка – обязательная часть церковных обрядов. Музыка в русском православном храме. Песнопения в русском и католическом храме. Жанровые признаки духовной музыки | Сказка «Чонгурист» Н. Аладов «Мелодия» Норв.н.п.«Волшебный смычок» Сказка«Музыкант-чародей» | ||||
Музыкальные инструменты-презентация. Отрывки из «Детской библии». Д.Бортнянский «Херувимская песня № 7». И.С.Бах, Высокая месса си минор: ария альта «Agnus Dei», хор «Sanctus». И.С.Бах «Ты шуми, зеленый бор», «Зима | |||||||
11 | Музыка-главный герой басни | Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Определение квартета. Разнообразие исполнительского состава в квартете. Струнные квартеты русских композиторов. Стилист. муз. А. Бородина. | И. Крылов «Квартет» А. Бородин, Ноктюрн части – пластич. интонирование. Норв.н.п. «Волшебный смычок» | ||||
12 нрк | Композиторы Мордовии | Л.И.Воинов-известный композитор Мордовии,балалаечник,дирижер,заслуженный деятель искусствРСФСР и народный артист республики Мордовия. | ВоиновЛИ.Вальс.-слушание. Увертюра–фантазия-слушаниеМордовская плясовая-слушание. | ||||
13 | Чудо музыки в повестях К.Паустовского. «Я отдал молодежи жизнь,работу, талант.Э Григ. | Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. | В.А. Моцарт. Симфония «Юпитер»,фрагм. 2 части И.Крылатов, Ты - человек. Глинка, Жаворонок К. Паустовский Рассказ «Старый повар» В.А. Моцарт, | ||||
14 | Музыка в жизни героев А.Гайдара. Музыка в кино. | Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Мюзикл. Особенности жанра мюзикла. | Р. Роджерс. Фрагменты из к/ф «Звуки музыки» Г.Гладков «Песенка друзей» Фантазия А. Гайдар, «Судьба барабанщика» | ||||
15 | Тестовая работа за 2 четверть. | Проверка знаний, умений, навыков полученных во 2 четверти. | Тестовые задания | ||||
16 | Практическая работа. | Угадывание произведений прослушанных во 2 четверти. | Произведения для прослушивания. | ||||
«Можем ли мы увидеть музыку» 10ч | |||||||
17 | Можем ли мы увидеть музыку? | Как взаимосвязаны между собой музыка и изобразительное искусство. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. | Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три Чуда» | ||||
18 | Музыка передает движение | Воплощение в русском искусстве образа богатыря как образа могучего защитника Родины. Богатырская тема в творчестве А. Бородина. Особенности творческого почерка А.Бородина и Бетховена. | Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых», «Погоня». А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части. В.М. Васнецов «Три богатыря». С. Никитин И. Глазунов «Два князя». С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». Л. Бет С. Атуров «По долинам и по взгорьям». К. Листов «Песня о тачанке». Греков. Картина «Тачанка». Шв.н.п. «Три парня».ховен, «Кориолан». | ||||
19 | Богатырские образы в искусстве | Образы ребят-героев – юного поколения богатырей своего времени. Воплощение образа великого русского полководца А. Невского в кантате С.Прокофьева. Сопоставление героико-эпических образов музыки и живописи. | С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские» и картина Корина. А.П. Бородин «Симфония №2», тема 1 части. Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан». | ||||
20 | Героические образы в искусстве | Особенности музыкального портрета. М. П. Мусоргский – мастер музыкального портрета. | |||||
21-22 | Музыкальный портрет | Музыканты и музыкальные инструменты на картинах художников. Знакомство с примерами старинной музыки. Сопоставление образов музыки и живописи. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Выражение духовно-нравственного начала в образе матери. Особенности средств выразительности в создании светлого образа Богоматери. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. Особенности музыкального языка Э. Грига. | В. Гаврилин «Мама». Ф. да Милано «Лютневая музыка» и картины Караваджи «Юноша с лютней», неизвестного автора «Музыкантши». Готье «Гавот». Глюк «Мелодия» и картины Мане «Флейтист», Лейстера «Мальчик-флейтист». Я. Дубравин «Всюду музыка живет». В. Гаврилин «Мама» Ф. Шуберт «Аве Мария» и картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна». П.И.Чайковский «Богородице Дево, радуйся» и икона «Богоматерь Владимирская». Я. Дубравин «Всюду музыка живет». В. Баснер, сл. Матусовского «С чего начинается Родина?». М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». Э. Григ «Утро». А.Шнитке «Пастораль». Е.Крылатов «Где музыка берет начало?». С. В. Рахманинов Прелюдия соль мажор для ф-но. И. Левитан «Весна. Большая вода». | ||||
23 | Наши святыни. | Известные монастыри и храмы Мордовии:соборИоаннаБогослова,Георгиевская,Казанская,Никольская,Предтеченская,Успенская,Христорождественская церкви (г.Саранск) и др.Отражение православных идей в творчестве композиторов Мордовии. | Н.Кошелева.,Нестерова В.Вай,Иисус-слушание.Бояркин Н.И.Аллилуйя. | ||||
24 | Картины природы в музыке | Отражение событий Отечественной войны 1812г. в творчестве С. Прокофьева. Образ полководца М. Кутузова – олицетворение темы войны. Образ Н. Ростовой – олицетворение темы мира. Музыкальный язык С. Прокофьева. Общность и созвучие образов музыки и живописи. Изобразительность – важнейшее качество музыки, вызывающая в сознании зрительные образы. | Е.Крылатов «Где музыка берет начало?». С. Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир». | ||||
25 | Тестовая работа | Проверка знаний, умений, навыков, полученных в 3 четверти. | Тестовые задания. | ||||
26 | Практическая работа. | Угадывание произведений,прослушанныхв 3 четверти. | Произведения для прослушивания. | ||||
«Можем ли мы услышать живопись 8 ч » | |||||||
27 | Можем ли мы услышать живопись? | «Безмолвная» и «звучащая» живопись. Возможность зрительных образов вызывать музыкальные ассоциации. | С.Рахманинов. «Прелюдия соль минор»,прелюдия соль мажор» Локтев «Песня о России». Д. Шостакович «Симфония №11», тема 4 части. Э. Григ «Утро». М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». | ||||
28 | Музыкальные краски Музыкальная живопись и живописная музыка | Воплощение образа военного оркестра легендарной Первой Конной армии С.Буденного на картине Грекова. Духовой оркестр – центр живописного полотна. Значение военного марша. Выразительные возможности музыкального инструмента трубы. Красота, лирика и поэтичность образов ночи. Как музыка «рисует» ночной пейзаж. Сопоставление выразительных средств музыки и живописи. Особенности музыкального языка К. Дебюсси. Звучащая» живопись И. Левитана. Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия | В.Локтев «Песня о России». Д. Покрасс «Марш Буденного». Греков «Тачанка», «Трубачи 1 Конной» М. Равель «Хабанера». | ||||
Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи». К. Дебюсси «Празднества». Песня по выбору: М.Мусоргский «Вечерняя песня», А.Тома «Слети к нам, тих Р.н.п. «Вечерний звон». Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи». В. Гаврилин «Вечерняя музыка» и картина Левитана «Вечерний звон». Колокольные звоны русских храмов Презентация урока. | |||||||
29 | Известные исполнители Мордовии. | И.М. Яушев- известный мордовский оперный певец и исполнитель мордовскихнародных песен. Д.И.Еремеев- заслуженный артист РСФСР, народный артист республики Мордовия. солист Мордовского ансамбля песни и пляски. | «Вирьсэ» в исполнении И.м.Яушева-слушание. Самсон- ляляй. исполняет Д.Еремеев.-слушание. | ||||
30 | Настроение картины и музыки | Воплощение народных обрядов и праздников в композиторской и народной музыке. Яркость и контраст – характерные черты живописи и музыки, рисующей образы народного праздника. Особенности музыкального языка И. Стравинского. | «Вечерний звон»РНП сл Козлова,презентация урока. Б.М. Кустодиев «Масленица». Р.н.п. – игровые, плясовые; А. Цфасман «Здорово, здорово!». С. Рахманинов Этюд-картина ми-бемоль мажор. | ||||
31 | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве | История создания произведения. Как композитор выразил свои впечатления о выставке художника В. Гартмана. Особенности построения цикла «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. | Стравинский. Балет «Петрушка», 1 картина. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Тьюлирийский сад» и рисунки Гартмана. А. Цфасман «Здорово, здорово!». Ф. Шуберт «Аве Мария» и картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна». | ||||
32 | Взаимосвязь музыки и литературы | Урок творчества: воплощение музыкальных образов в рисунках детей. | Музыка по выбору учителя. В. Гаврилин «Мама». Д.Б. Кабалевский «Спокойной ночи». А. Цфасман «Здорово, здорово!». | ||||
33 | Тестовая работа. | Проверка знаний, умений, навыков полученных за год. | Тестовые задания. | ||||
34 | Практическая работа. | Угадывание произведений прослушанных за 4 четверть | Произведения для прослушивания. | ||||
Всего за год 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...