Конспект урока в 5 классе по теме: " Балет-музыкально-театральный спектакль".
план-конспект урока музыки (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
Составила учитель музыки
Овчинникова Вероника Витальевна
Тема:
Балет - музыкально-театральный спектакль.
Цели:
- Познакомить с композиторами и балетмейстерами З.Исмагиловым, Ф.Гаскаровым.
- Актуализировать знания о балете, либретто, жанре, композиторе Чайковском П.И.
3.Познакомить с балетом Журавлиная песнь; понятиями: декорация, мимика, хореограф.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей, воображения на примере инсценирования танца «Бишбармак».
2.Вокально-хоровая работа с неаполитанской песенкой П.И. Чайковского.
Ход урока.
- Приветствие.
- Введение в тему.
- Вход под музыку «Танец с саблями»
- Вам знакома эта музыка? (Да)
- Какому музыкальному жанру она принадлежит? (Танец)
- Были ли в музыке изобразительные моменты? (Да)
- Какие движения хочется делать под этот танец?
- Какое название вы дали бы этому танцу?
- Этот танец называется «Танец с саблями».
- С помощью разных движений и жестов в танце люди рассказывали о том, как они охотились, ловили рыбу, обрабатывали землю, сражались с врагом.
- Давайте попробуем тоже показать танцевальное движение танца «Бишбармак». Представьте, что вы ждёте гостей и хотите угостить их башкирским национальным блюдом Бишбармаком, но для этого нам нужно сходить в амбар за мукой. (1.Несём муку, 2. просеиваем, 3. месим тесто, 4.убираем, 5. раскатываем, б.режим ,7. запускаем, 8.мешаем, 9.приводим себе в порядок, 10. пробуем (2 раза), 11. несём гостям.).
- Получится танец? (нет)
- Что не хватало? (музыки)
- А только ли музыка и движения нужны, для того чтобы получился танец? (нет).
- Что ещё нужно? (Синхронность, мимика, эмоции).
- Давайте посмотрим, как профессиональные танцоры исполняют танец «Бишбармак», (просмотр, комментирование).
- Создавая танец, хореограф всегда предаёт движениям красивую форму. Вы обратили внимание, как девушка в танце засучивала рукава? (показ движения). (Демонстрирование деревяшки и изделия из него.).
- Посмотрите в руках хорошего мастера это полено, превращается в произведения искусства. Тоже самое в танце. Чтобы он получился красивым и понятным нам, танцор старается оттачивать свои движения.
- Понравился танец? Эту музыку написал башкирский композитор З.Исмагилов (показ портрета), а поставил его Ф.Гаскаров (портрет)
- Слышали это имя? До сих пор существует театр танца имени Ф. Гаскарова, который известен не только в нашей республики, но и во всём мире. Каждый его; танец это мини спектакль, зрелище.
- Вспомните музыкальный жанр, в которой главную роль играет танец и сюжет? (балет)
- 'У нас в республике существует театр оперы и балеты. Он находится в городе Уфе, также известный всему миру.
4 Что лежит в основе балета? (либретто).
- Что это такое? (Это литературный сюжет, на который пишется музыка.)
- Сегодня вас приглашают в Уфимский театр оперы и балета (просмотр кассеты с театром).
- Я хочу познакомить вас с первым башкирским балетом «Журавлиная песнь». Он был написан З.Исмагиловым в содружестве с русским композитором Львом Степановым в 1943 году. Сюжет балета был написан на древнюю башкирскую легенду (слушание легенды).
Легенда, (Отрывок)
.Ранее утро в предгорьях Урала. Юноша Юмагул видит высоко пролетающих журавлей и призывает их игрой на курае. Журавли садятся на поляну. Появляется его девушка - Зайтунгуль, журавли их окружают и заводят вокруг них хоровод. Но раздаётся звук охотничьих рогов, врываются охотники под предводительством богатого Арсланбая и начинают охоту на журавлей. Влюблённые находят раненого журавля и помогают ему подняться в небо, а тем временем Арсланбай хитростью уводит Зайтунгуль. Народный обычай требует, чтобы вернуть себе невесту Юмагул должен сразиться с Арсланбаем.
Журавль- это священная птица у башкир. Ни один башкир не выпустит стрелу в эту птицу. Сюжет этой легенды стал настолько популярен, что в 1955 году был снят фильм-балет, где действие происходит не на сцене театра, а в заповедных местах Башкортостана.
- Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили на танец журавлей? (волшебная...).
- А вот появляются охотники, поменяется ли характер у музыки, какая она будет (тревожная, волнующая ...).
- Давайте посмотрим отрывок из этого фильма-балета (просмотр).
- Понравилось?
- Какие чувства вызвала у вас музыка? (нежность, тревогу...).
- Совпало ли наше мнение с мнением композитора?
- На последующем уроке мы вернёмся к этому произведению и узнаем, что же будет дальше, удастся ли Арсланбаю взять в жёны Зайтунгуль, а вы попробуйте дома досочинить финал этой легенды.
(Чтение стиха).
Помогая ходу истории, Пробуждая совесть и честь, Героические оратории И симфонии в мире есть. Но между ними храня и милуя, Беззаветно любя людей, Существует улыбка милая-Танец маленьких лебедей.
В беспросветные дни весенние
И в дремучий мороз,
После грозного потрясения,
Злых обид и чёрных угроз
Вдруг почувствуешь, легче дышится
И внезапно в душе твоей
Ни с того ни с сего послышится
Танец маленьких лебедей. Неожиданное спасение, Белый плеск лебединых крыл. Зашумели ключи весенние Драгоценных душевных сил. Дело доброе не забудется, И наказан будет злодей До поры, пока сердцу чудится Танец маленьких лебедей.
- О каком музыкальном фрагменте шла речь в этом стихотворении? (из балета «лебединое озеро»)
- Кто написал этот балет? (П.И. Чайковский.)
- Этот балет о прекрасной принцессе и её подругах, которых злой волшебник превратил в лебедей. Расколдовал их отважный принц.
- Какими вы представляете маленьких лебедей? (неуклюжими, неуверенными).
- Давайте вспомним этот фрагмент из балета. (Слушание «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)
- Какой был характер музыки? (лёгкий, танцевальный)
- Давайте посмотрим на картину художника М.А. Врубеля «Царевна-лебедь».
- Можно ли сказать, что музыка фрагмента схожа по характеру с картиной? (Нет)
- Почему? ( Картина печальная, загадочная, воинственная)
- Каждый композитор, пишущий музыку для балета старается передать то настроение и чувства героев, которые соответствуют данному сюжету. Вот почему эта картина не подошла к образу маленьких лебедей.
- А этот рисунок подойдёт к их образу? (Да)
- Художник нарисовал именно тот фрагмент из балета, который мы прослушали. 3. Закрепление.
- Ребята, кто ставит танцы в балете? (Хореограф)
- Кто пишет музыку для балета? (Композитор)
- Кто пишет либретто? (Либреттист или автор сюжета)
- Кто создаёт образы героев? (Гримёры, художники, костюмеры)
- Кто украшает сцену? (декораторы)
- Кто является главными действующими лицами в балете? (Артисты)
- Где мы можем увидеть балет? (В театре)
(Учитель в середине ставит табличку «Балет» и по ходу комментирования подписывает сверху понятия.)
Образы героев
Театр
Балет
Либретто (автор)
Музыка (композитор)
Действующие лица (артисты)
Откройте свои словари и запишите, что балет-это музыкальный спектакль, в котором объединяются музыка, танец, сюжет.
А как мы можем назвать одним словом художники, костюмеры, гримёры?
(живопись, тоесть балет вписывает в себя ещё живопись.).
Хорошо.
- На прошлых уроках мы с вами начали разучивать песню, которая впоследствии зазвучала в балете Чайковского «Лебединое озеро». Как называлась эта песня? («Неаполитанская песенка»).
4.Вокально-хоровая работа.
- Давайте, прежде чем её повторить распоёмся. (Сели прямо и т.д.) 1 .Закрытым ртом на одном звуке.
2.Ма-мэ-ми-мо-му на одном звуке.
З.На дикцию: мы перебегали берега, перебегали берега (По звукам гаммы до ч.5 вверх
и вниз.).
5,Обобщение.
- Итак, какому музыкальному жанру мы посветили урок? (балету.).
- С какими балетами мы сегодня познакомились?
- Кто их написал?
- Появилось ли у вас желание посмотреть эти балеты целиком? б.Выставление оценок.
1. Приветствие
а) «Добрый день»
б) «Упрямая свеча»
в) «Вешалка»
г) «-y-»
д) Сорока
е) «Доброе утро»
2.Основная часть
- Сегодня наш урок мы посвящаем творчеству русского поэта А.С. Пушкина. Вы спросите почему, ведь у нас не урок литературы, а музыки?! Я отвечу на этот вопрос. Дело в том, что многие композиторы любили творчество этого поэта (его стихи, сказки, поэмы), и не раз обращались к его произведениям, сочиняя к ним музыку.
- Мы не можем себе представить нашу жизнь без творчества Пушкина . Родился он в Москве, с детства любил читать, а в 8 лет он уже сочинял стихи и знакомился с произведениями не только русских , но и зарубежных писателей.
- Итак
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
- Откуда эти сроки? (Из поэмы «Руслан и Людмила»)
- Какой композитор написал на эту поэму оперу, и как он её назвал (Глинка «Руслан и Людмила»), (показ портрета)
- Имя М.И. Глинка не зря стоит в истории русского искусства рядом с именем Пушкина. Они были современниками (Глинка на 5 лет моложе). С детских лет Глинка любил путешествовать. Любимые книги были о дальних странах. Побывав в Италии (где появился жанр опера), у него зародилась мысль самому написать оперу, так появилась опера «Руслан и Людмила» по сказке Пушкина. Послушайте вступление в этой опере.
3. Слушание увертюры «Руслан и Людмила»
- Почему во вступление нет пения, а звучит симфонический оркестр, (Композитор специально сочиняет вступление, чтобы предсказать настроение спектакля, основные события).
- Как называется оркестровое вступление, где оркестр служит в роли предсказателя? (увертюра)
- Меняется ли характер музыки в увертюре? (да)
- Какой он был? (то спокойный, то т лиричный, то богатырский)
- Почему он меняется? (композитор в увертюре показывает те образы, которые встречаются в опере, поэтому музыка меняет свой характер)
- Сам Глинка выразился, что музыка увертюра «летит на всех парусах».
- Поэма «Руслан и Людмила» послужила Глинке сюжетом для будущей оперы
- Как называется литературное произведение, на котором пишется музыка, предназначенная для постановке на сцене (либретто)
- Глинка мечтал работать над этой оперой в сотрудничестве с Пушкиным, с которым он был близко знаком. Однако трагическая гибель поэта помешала этому. Опера состоялась уже после смерти поэта и была поставлена в Петербурге в 1842 году, а либретто было несколько изменено самим Глинкой.
4. «У лукоморья» (пение)
- Что я наигрываю («У лукоморья»)
- Исполним её
а) Работа над legato
б) работа над характером
в) работа над дикцией.
5) «У лукоморья» (слушание в эстрадной обработке)
- Послушайте песню «У лукоморья» в эстрадной обработке, и ответе на вопрос, чем отличалось наше исполнение от эстрадного варианта, (слушание)
- Понравилась ли музыка?
- В чём отличие? (характер весёлый, задорный, темп быстрее, др.мелодии)
- Пушкина в народе называют сказочником. У него огромное количество сказок
- Какие знаете вы?
(Ск. о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, о попе и его работнике Балде)
- Из какой сказочной оперы я играю мелодию? (Сказка о царе Салтане)
- Кто композитор? (Р-К), (показ портрета)
- Если Пушкина называют сказочником в литературе, то Р-К в музыке, т.к. много муз. произведений Р-К на сказочные и фантастические сюжеты.
- Опера «Сказка о царе Салтане» Пушкина была написана Р-К и поставлена в Москве, где имела большой успех
6. Исполнение «Высота ли высота поднебесная»
- Исполнение фрагмента.
- Первые свои сказки Пушкин услышал от своей няни. Сегодня она у нас в гостях, (вход няни под сказочную музыку).
- Здравствуйте ребята. Я няня А.С. Пушкина
- Как меня зовут? (Арина Родионовна)
- Поведу бывало Сашеньку гулять, да о каждой птичке, деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. А на ночь, а потрепав его кудрявую голову, сказку расскажу. Внимательно послушайте отрывок из сказки и попробуйте вспомнить её название:
- Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы Чуть опасность где видна Верный сторож, как сосна Шевельнётся, встрепенётся К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку Царствуй лёжа на боку»
- Из какой сказке этот отрывок? («Золотой петушок»)
- Молодцы. Давайте посмотрим фрагмент из этой сказке, снятый мультипликаторами.
7. «Золотой Петушок» Просмотр
- Попробуйте озаглавить этот фрагмент («Петушок проснулся» и т.д.)
- Итак, ребята. У Пушкина много сказок и их любили читать многие композиторы. Так знакомый уже композитор Р-К, прочитав сказку «Золотой Петушок» написал на неё музыку. Сказке «Золотой Петушок» послужило либретто к дальнейшей опере «Золотой Петушок».
- А теперь мы послушаем фрагмент из оперы «Золотой Петушок», когда вы услышите встревоженный запев петушка - поднимите руку.
8. Слушание фрагмента из оперы «Золотой Петушок».
- Какой инструмент показывает петушка? (труба)
- Почему именно трубе доверил Р-К показ этого героя (тембр звонкий, яркий , резкий).
- Опера «Золотой Петушок» - последняя опера Р-К. Она была написана против последнего русского царя Николая 2. Своим Кири-ку-ку «Золотой Петушок» хотел пробудить в русском царе желание защитить народ от властей и несправедливости. Власти не опустили эту оперу к постановке, боясь что народ подымится против них. И Р-К так и не далось увидеть на сцене своё творчество, т.к. сердечная болезнь унесла этого композитора из жизни.
- Вообще постановки опер можно было увидеть только в Башкирском государственном театре опере и балета, который находится в Уфе (показ фото). На её сцене мы можем увидеть постановки не только русских, но и башкирских композиторов.
9. Заключение
- О каких операх говорили сегодня («Руслан и Людмила», «Золотой Петушок», «Сказка о царе Салтане»).
- Кто автор литературного текста? (Пушкин)
- Могли бы композиторы написать свои оперы, если бы писатели не писали поэмы, стихи, сказки, рассказы? (нет)
- Почему? (музыка к операм пишется на сюжет)
- Какой можно сделать из этого вывод? (музыка и литература взаимосвязаны).
10. Обобщение по опере. (Кроссворд).
- Проверим как вы усвоили основной материал по опере
- Как называется литературный сюжет оперы (либретто)
- Как называется оркестровое вступление в опере (увертюра)
- кто украшает сцену (декоратор)
- Как называется сольный номер главного героя, где раскрываются его чувства и мысли? (ария)
- Кто участвует в постановке (оркестр)
11. «Новогодний маскарад»
- Сегодня говорили о сказках, операх , споём песня,
12. Выставление оценок.
где участвуют сказочные герои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото
Фильм ,с сопровождающим рассказом учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...
Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"
В метериалле дается подробный план конспект урока в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...