конспекты уроков музыки
план-конспект по музыке по теме
разработки уроков музыки в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portrety_v_muzyke.doc | 49.5 КБ |
pro_noty.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Портреты в музыке».
На данном уроке используется технология проблемного обучения. У обучающихся формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать, развивается умение сравнивать, сопоставлять.
На уроке используется частично-поисковый метод, методы моделирования, пластического интонирования, графического иллюстрирования, эффект неожиданности.
Цели урока:
обучаюшие:
- формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
- развитие умения сравнивать, сопоставлять
- формирование навыка интеграции различных видов искусства
коррекционная:
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
- развитие импровизации в доступных для детей формах
- создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят
воспитательная:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
- воспитание грамотного слушателя
Тип урока: Изучение нового материала
Методы:
- словесно-индуктивный (беседа, диалог)
- наглядно - дедуктивный (сравнение)
- частично - поисковый (импровизация)
- моделирование
- пластическое интонирование
- графическое иллюстрирование
Оборудование урока:
- портреты композиторов
- «Детский альбом» П.И. Чайковского
- аудиозаписи для музыкального ряда
- презентация POWER POINT
- фортепиано, ноты, музыкальный центр
- иллюстрации по теме, рисунки учащихся
I. Организационный момент.
Е. Тиличеева «Музыкальный урок».
II. Объявление темы и задач урока.
III. Ход урока.
У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».
Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?
Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
У: Кто является автором этой сказки?
Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (На экране проецируется портрет Пушкина).
У: Верно. А кто является автором оперы? (На экране проецируются портреты русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, если ребята дают правильный ответ, портрет Римского-Корсакова увеличивается в размере, остается на экране один).
Д: Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.
У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?
Д: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.
У: Хорошо. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение термина).
Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране появляется пояснение термина).
У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?
(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).
У: Чья тема только что прозвучала?
Д: Прозвучала тема белочки. ( На экране появляется изображение белочки).
У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?
Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.
У: Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?
Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».
У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать).
Д: Прозвучала тема богатырей. ( На экране появляется изображение богатырей).
У: Какая здесь музыка? Как она звучит?
Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.
У: А это что за чудо?
Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».
У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка? ( На экране появляется изображение Царевны – Лебедь).
У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя).
Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.
У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. ( На экране появляется портрет П.И. Чайковского).
Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.
(Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского).
У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?
Д: Злой, недобрый.
У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?
Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…
У: Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?
Д: Бабе-Яге!
У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?
Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.
У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?
Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.
У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?
Д: Выделяет. ( На экране появляется термин «акцент»).
Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке. ( На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).
У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование).
У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? ( На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).
У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?
Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (На экране появляется изображение летящей Бабы-Яги).
У: На каком инструменте исполняют пьесу?
Д: Пьесу исполняют на фортепиано.
У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.
(Чтение стихотворения: учитель и ученик).
У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?
Д: Да.
У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского.
(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).
У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини! (Повторное исполнение в характере).
У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).
Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?
Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!
(Моделирование и пластическое интонирование).
Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.
У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.
(Пластическое интонирование).
У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием.
(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).
У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!
А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.
(На экране появляется изображение «Детского альбома»).
Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?
Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.
У: Молодцы! Не забыли!
Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.
Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?
Д: В мультфильме «Летучий корабль».
У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки - Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский. (Демонстрируется портрет).
(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).
У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.
Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.
Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги (на экране проецируются портреты П.И. Чайковского и М.И Дунаевского без фамилий).
Кто из вас сможет назвать их фамилии? (При правильном ответе, на экране высвечиваются фамилии композиторов).
Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.
У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять?
Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.
У: Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали?
Д: Мы узнали про ударение в музыке.
У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?
Д: Акцент – это ударение в музыке.
У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).
Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба-Яга» П.И. Чайковского.
В заключение мне хочется сказать, что сказок существует очень много, они всегда гуляли и будут гулять по свету, и вы об этом нам сейчас споете.
( Жестом руки учитель просит учащихся встать,
дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).
Всем спасибо за урок! До свидания!
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
1 класс
Урок и презентацию подготовила Макарова Светлана Геннадиевна,
учитель музыки высшей категории, МОУ «Гимназия Дмитров», г. Дмитров.
Авторы программы «Музыка. Начальная школа» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Тема урока: «Музыкальная азбука».
Цель урока:
- знакомство с нотной грамотой.
Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательные:
- дать понятия о нотной грамоте;
- научить запоминать и называть ноты;
- развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
- умения выполнять коллективные действия;
- развить инициативу учащихся;
- пробудить интерес к музыкальной грамоте.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;
- целостность восприятия.
Оборудование к уроку:
Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).
Музыкальный материал:
«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,
«До, ре,ми…»
Учителю необходимо объяснить детям, что музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами, а нотами. Ноты пишутся на пяти линейках, которые вместе образуют нотный стан. Надо подчеркнуть, что линейки в нотном стане отсчитываются снизу. Ноты нужно писать на линейках, между линейками и на добавочных линейках. Нужно объяснить различие между звуком и нотой: звук – это то, что мы слышим, поем; нота – то, что пишем, читаем по записи.
После того, как учитель объяснит детям нотную запись, они на каждом уроке систематически должны упражняться в пении по нотам (2 – 3 минуты).
Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей. Известно, что положительные эмоции стимулируют деятельность человека. Я считаю, что именно применение презентации на уроках музыки помогает детям воспринимать информацию более доступно, более эмоционально и понятно.
Музыка пробуждает в человеке творческие силы, воображение и фантазию.
ХОД УРОКА
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Вход в класс под музыку («Песня о школе» Д.Б. Кабалевский). | Занимают свои места. |
2. | Музыкальное приветствие детей. | Ответное приветствие. |
3. | Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами. - Как они называются? - Какой жанр музыки нас встретил? - О чём поётся в этой песне? Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова. | Ответ: песня, танец, марш. Песня. О школе. |
4. | У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок. Слайд №1. - Что же это за знаки? Отгадайте загадку. Слайд №2. Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. А помогать нам будет как всегда наша Муза. | Ответ: ноты. |
5. | Давным-давно музыку записывали так. Слайд №3. Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. | |
6. | Все ноты живут в музыкальном доме. Посмотрите какой он красивый. Слайд №4. - Почему этот дом называют нотоносцем? Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5. Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный. Слайд № 5. Посмотрите, как он пишется. Я сначала нарисую Закорючку вот такую, Дальше линию продлю, На верхушке закруглю, Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь. Нет! Я сделаю вот так: Чтобы был не гусь, а знак, Быстро линию прямую Жирной точкой завершу я. Вот и вышел ключ отличный, А зовется он скрипичный. | Ответ: носит ноты на себе. |
7. | Вот мы и попали в дом к ноткам. Пора с ними познакомиться. - А кто из вас знает, сколько нот в музыке? Слайд №6. Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи. - Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь? | Ответ: семь. - Семь дней в неделе, семь цветов радуги. |
8. | Слайд №7-13. Знакомство с нотами в стихах. Фундамент дома – нота ДО, Она живет в пристройке, Квартира первая её – Начало всей постройки. Слайд. Нота РЕ, ах, нота РЕ, Подняться не решилась А рядом с нотой ДО Тихонько поселилась. Слайд. На первом этаже, смотри, Из всей большой семьи В квартире теплой номер три Живет там только МИ. Слайд. Нота ФА, скажи на милость, С нотой МИ там поселилась. Слайд. Ну а ЛЯ все посмотрите Вдруг повисла словно в лифте После ноты соль она. Слайд. Третий выбрала этаж. А теперь проверим вместе: Все ли ноты здесь на месте? ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. | Дети по порядку называют ноты. |
9. | Слайд №14. Все на месте до одной По порядку всех их пой. | Первый раз исполняют «эхом» за учителем, повторно исполняют звукоряд вместе с учителем. |
10. | Слайд № 15. А вы знаете, ребята, что у нашей Музы есть песенка про ноты. Она называется « До, ре, ми». Давайте её послушаем. Слайд №16. «До, ре, ми» – разучивание. Напоминание о певческой посадке. Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием. Работа над выполнением правильного ритмического рисунка в песне. | Дети разучивают с учителем песню. Прохлопывают ритмический рисунок. Далее предлагается исполнить песню вместе с учителем. |
11. | Игра «Живой звукоряд». Учитель- «дирижер» раздает таблички с названием нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре. | Дети вместе с учителем поют свои звуки. Затем выбирается ученик – «дирижер». |
12. | Откройте учебники по музыке на стр.22. Вы видите здесь немые клавиши. На клавишах можно играть, но зазвучать они могут только с помощью вашего голоса. Давайте попробуем исполнить. | Исполняют звукоряд. |
13. | Сегодня для урока я подготовила ребусы. -Что такое ребусы? Разгадывание ребусов, ответы в слайдах. Слайд №17-22. | Ответ: это загадки в картинках. Фазан, соль, поляна, сирень, дом, помидор. |
14. | Давайте подведём итог: Как назвали итальянцы музыкальные знаки? Сколько нот в музыкальной азбуке? Где записываются ноты? А как попасть на нотный стан? | Ответ: - ноты - семь - на нотном стане, нотоносце - нужен скрипичный ключ. |
15. | В подарок для вас мультфильм «До, ре, ми…», про то, как телёнок учил ноты. Слайд №23 Урок окончен, пожелания успехов. | Смотрят мультфильм ( отрывок). До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....
Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.
Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Тип урока: урок применения и с...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...