интегрированный урок музыки и литературы
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Интегрированный урок музыки и литературы, основанный на рассказе Пришвина "Времена года" и музыке Вивальди из цикла "Времена года" - "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_5kl.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ « Общеобразовательная средняя школа п. Коршуновский»

                                665694

Иркутская область

Нижнеилимский район

П. Коршуновский

Ул. Ленина

Преподаватели: Маслобоева Надежда Михайловна, учитель музыки

Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы

 Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе.

Тема: « Рожденье звука в литературе и музыке».

Цели и задачи:

  1. Способствовать повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон;
  2. Способствовать развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  3. Способствовать развитию кругозора и формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Воспитательные задачи:

  1. Умение работать в парах, коллективе, индивидуально.
  2. Бережное отношение к литературному и музыкальному наследию М. М. Пришвина и композитора Вивальди.
  3. Бережное отношение к родной природе через восприятие литературы и музыки.

Оборудование:

  1. Музыкальное произведение « Весна» Вивальди- аудиозапись и видеозапись.
  2. Плакат со средствами музыкальной выразительности.
  3. Плакат со словами, помогающими определить характер произведения.
  4. Цветные карточки.
  5. Шумовые музыкальные инструменты.
  6. Тексты песни « Где музыка берёт начало?»
  7. Энциклопедия музыканта.
  8. Иллюстрации с изображением птиц, животных.
  9. Листы бумаги, краски, кисточки.
  10. Тексты с отрывком М. Пришвина « Времена года»
  11. Толковый словарь Ожегова.

 Вступление. Эмоциональный настрой ( звучит музыка Вивальди).

  1. В русском языке есть 2 слова: общение и коммуникация.

 Общение- слово общеупотребительное, означает взаимодействие 2-х или более людей.

Коммуникация- лат. Слово, общение, связь между людьми, основанная на взаимоотношении, доброжелательности, понимании.

Глагол от слова « общение»- общаться

Глагол от слова « коммуникация»- коммуницировать.

Что мы будем делать: общаться или коммуницировать?

( т.е задача нашего урока: работая над темой, мы должны понимать и быть понятым)

В этом процессе есть слово « прогноз». Где вы встречались с этим словом?

Попробуем спрогнозировать, о чём пойдёт речь на уроке.

  1. Постановка цели, определение темы.Прогнозирование.

                  М. М. Пришвин( показывается портрет)

           Что вы можете сказать об этом писателе?

Вот как вспоминает П. М. Пришвин о своём отце: « Немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладёт её на коленку, берёт карандаш и начинает что-то записывать. Изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами, улыбается и опять что-то спешно записывает»

        Что мог записывать Пришвин?

        Какие книги вы прочитали?

А сам он писал : « Моя охота была и тогда и теперь- в находках. Нужно было найти в природе такое, что я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался»

      И мы с вами попробуем сегодня сделать кое- какие находки.

 

        Отрывок из рассказа « Времена года»( показывается заголовок)

       О чём будем говорить?( прогнозирование)

       « Рожденье звука»( показывается заголовок)

Где может рождаться звук?

Как вы понимаете это выражение?

Вывод: Звук может рождаться в литературе, в музыке, в худ. Творчестве.

 

Итак, тема нашего урока « Рожденье звука»

 

3. Сегодня мы с вами находимся в исследовательской мастерской, мы попробуем себя в роли литераторов, музыкантов и композиторов, художников.

Звучит Музыка. Читается текст М Пришвина « Времена года»

  Какое настроение выражено в отрывке?

                  Гимнастика для глаз

  1. Чтение « по камушкам» ( ваш голос- ручеёк, который бежит , спотыкаясь о камушки, камушки в тексте- запятые).
  2. Беседа по прочитанному тексту:
  1. Индивид. Работа « Поездка в командировку», задание: литераторы – объяснить значение выражений из текста, пользуясь словарём Ожегова; музыканты-найти определение в словаре «концертная форма».

Работа с текстом ( доказать, что это текст, признаки текста, основная мысль, тип речи, стиль речи, работа над художественными средствами).

Физминутка « Весёлые пчёлки»

  1. Вывод: Для чего автор использует изобразительные средства?
  2. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль. Какие звуки у нас родились? А где ещё рождается звук?

                     Блок « Музыка»

  1. Мы сейчас с вами в исследовательской мастерской композиторов, музыкантов. Чтобы работа у нас получилась, необходимо соблюдать рабочую обстановку.

                                Скажи мне, композитор,

                                Какого звука лето, весна, зима и осень?

                                Какого звука дождик?

                                Какого звука ветер?

Из чего рождаются музыкальные звуки, которые мы слышим?

Где композиторы заимствуют звуки для своих произведений?

  1. Работа над средствами музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности мы будем использовать, чтобы песня получилась интересной?
  2. Исполнение песни « Где музыка берёт начало?»

  1. Прослушивание музыки Вивальди, определяем её настроение:
  1. 1 слушание, определение настроения по плакатам ( Была ли музыка везде одинаковой, что- повторялось несколько раз?). С помощью разноцветных карточек попробуем выложить главную мелодию столько раз, сколько она повторяется.

2 слушание произведения и выкладывание цветных карточек, выбор картинок из предложенных иллюстраций.

Физминутка.

Свистит моя свистулька весенним соловьём ( изобразить дудочку)

И толстая сосулька худеет с каждым днём ( капель).

О чём поют воробушки в последний день зимы?

Мы выжили, мы выжили, дождались мы весны( прыгают, как воробышки).

Чик- чирик, чик- чирик, на проталинку прыг.

  1. В ходе исследования получилась музыкальная форма. Сообщение уч-ся о концертной форме.
  2. Совпадает ли с данным определением получившаяся у нас форма?( ребята делают вывод).
  3. Давайте попробуем  определить, какие из ваших инструментов по звучанию напоминают полёт насекомых, журчание ручейков, щебет птиц, дыхание деревьев и цветов, шум ветерка.
  4. Шумовой оркестр под аудиозапись( главную тему слушаем, эпизоды исполняем).
  5. Что узнали в ходе исследования?
  6. В мастерской художника:

                                                Скажи, скажи, художник,

                                                Какого цвета дождик,

                                                Какого цвета лето, весна, зима и осень?

                                                 Какого цвета дождик?

                                                 Какого цвета ветер?

                                                 Какого цвета вечер?

                                                  И наша с вами встреча?

Почему сегодня музыка и литература вместе?

Нарисуйте свои впечатления о музыке, звуках, о своём настроении.

  1. Заключительный этап урока.Сочинение синквейна по теме урока.
  2. Рефлексия:
  1. Самая важная мысль урока.
  2. Один вопрос к изученному материалу.
  3. Общий комментарий к уроку.
  1. Оценивание ребят. Домашнее задание с пояснением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....