интегрированный урок музыки и литературы
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Интегрированный урок музыки и литературы, основанный на рассказе Пришвина "Времена года" и музыке Вивальди из цикла "Времена года" - "Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_5kl.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ « Общеобразовательная средняя школа п. Коршуновский»
665694
Иркутская область
Нижнеилимский район
П. Коршуновский
Ул. Ленина
Преподаватели: Маслобоева Надежда Михайловна, учитель музыки
Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе.
Тема: « Рожденье звука в литературе и музыке».
Цели и задачи:
- Способствовать повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон;
- Способствовать развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Способствовать развитию кругозора и формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Воспитательные задачи:
- Умение работать в парах, коллективе, индивидуально.
- Бережное отношение к литературному и музыкальному наследию М. М. Пришвина и композитора Вивальди.
- Бережное отношение к родной природе через восприятие литературы и музыки.
Оборудование:
- Музыкальное произведение « Весна» Вивальди- аудиозапись и видеозапись.
- Плакат со средствами музыкальной выразительности.
- Плакат со словами, помогающими определить характер произведения.
- Цветные карточки.
- Шумовые музыкальные инструменты.
- Тексты песни « Где музыка берёт начало?»
- Энциклопедия музыканта.
- Иллюстрации с изображением птиц, животных.
- Листы бумаги, краски, кисточки.
- Тексты с отрывком М. Пришвина « Времена года»
- Толковый словарь Ожегова.
Вступление. Эмоциональный настрой ( звучит музыка Вивальди).
- В русском языке есть 2 слова: общение и коммуникация.
Общение- слово общеупотребительное, означает взаимодействие 2-х или более людей.
Коммуникация- лат. Слово, общение, связь между людьми, основанная на взаимоотношении, доброжелательности, понимании.
Глагол от слова « общение»- общаться
Глагол от слова « коммуникация»- коммуницировать.
Что мы будем делать: общаться или коммуницировать?
( т.е задача нашего урока: работая над темой, мы должны понимать и быть понятым)
В этом процессе есть слово « прогноз». Где вы встречались с этим словом?
Попробуем спрогнозировать, о чём пойдёт речь на уроке.
- Постановка цели, определение темы.Прогнозирование.
М. М. Пришвин( показывается портрет)
Что вы можете сказать об этом писателе?
Вот как вспоминает П. М. Пришвин о своём отце: « Немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладёт её на коленку, берёт карандаш и начинает что-то записывать. Изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами, улыбается и опять что-то спешно записывает»
Что мог записывать Пришвин?
Какие книги вы прочитали?
А сам он писал : « Моя охота была и тогда и теперь- в находках. Нужно было найти в природе такое, что я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался»
И мы с вами попробуем сегодня сделать кое- какие находки.
Отрывок из рассказа « Времена года»( показывается заголовок)
О чём будем говорить?( прогнозирование)
« Рожденье звука»( показывается заголовок)
Где может рождаться звук?
Как вы понимаете это выражение?
Вывод: Звук может рождаться в литературе, в музыке, в худ. Творчестве.
Итак, тема нашего урока « Рожденье звука»
3. Сегодня мы с вами находимся в исследовательской мастерской, мы попробуем себя в роли литераторов, музыкантов и композиторов, художников.
Звучит Музыка. Читается текст М Пришвина « Времена года»
Какое настроение выражено в отрывке?
Гимнастика для глаз
- Чтение « по камушкам» ( ваш голос- ручеёк, который бежит , спотыкаясь о камушки, камушки в тексте- запятые).
- Беседа по прочитанному тексту:
- Индивид. Работа « Поездка в командировку», задание: литераторы – объяснить значение выражений из текста, пользуясь словарём Ожегова; музыканты-найти определение в словаре «концертная форма».
Работа с текстом ( доказать, что это текст, признаки текста, основная мысль, тип речи, стиль речи, работа над художественными средствами).
Физминутка « Весёлые пчёлки»
- Вывод: Для чего автор использует изобразительные средства?
- Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль. Какие звуки у нас родились? А где ещё рождается звук?
Блок « Музыка»
- Мы сейчас с вами в исследовательской мастерской композиторов, музыкантов. Чтобы работа у нас получилась, необходимо соблюдать рабочую обстановку.
Скажи мне, композитор,
Какого звука лето, весна, зима и осень?
Какого звука дождик?
Какого звука ветер?
Из чего рождаются музыкальные звуки, которые мы слышим?
Где композиторы заимствуют звуки для своих произведений?
- Работа над средствами музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности мы будем использовать, чтобы песня получилась интересной?
- Исполнение песни « Где музыка берёт начало?»
- Прослушивание музыки Вивальди, определяем её настроение:
- 1 слушание, определение настроения по плакатам ( Была ли музыка везде одинаковой, что- повторялось несколько раз?). С помощью разноцветных карточек попробуем выложить главную мелодию столько раз, сколько она повторяется.
2 слушание произведения и выкладывание цветных карточек, выбор картинок из предложенных иллюстраций.
Физминутка.
Свистит моя свистулька весенним соловьём ( изобразить дудочку)
И толстая сосулька худеет с каждым днём ( капель).
О чём поют воробушки в последний день зимы?
Мы выжили, мы выжили, дождались мы весны( прыгают, как воробышки).
Чик- чирик, чик- чирик, на проталинку прыг.
- В ходе исследования получилась музыкальная форма. Сообщение уч-ся о концертной форме.
- Совпадает ли с данным определением получившаяся у нас форма?( ребята делают вывод).
- Давайте попробуем определить, какие из ваших инструментов по звучанию напоминают полёт насекомых, журчание ручейков, щебет птиц, дыхание деревьев и цветов, шум ветерка.
- Шумовой оркестр под аудиозапись( главную тему слушаем, эпизоды исполняем).
- Что узнали в ходе исследования?
- В мастерской художника:
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета лето, весна, зима и осень?
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
И наша с вами встреча?
Почему сегодня музыка и литература вместе?
Нарисуйте свои впечатления о музыке, звуках, о своём настроении.
- Заключительный этап урока.Сочинение синквейна по теме урока.
- Рефлексия:
- Самая важная мысль урока.
- Один вопрос к изученному материалу.
- Общий комментарий к уроку.
- Оценивание ребят. Домашнее задание с пояснением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»
Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"
НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....
Интегрированный урок музыка, изо, литература "Весна в музыке и цвете".
Интегрированный урок по музыке. 2 класс....