творческая работа "Как сделать процесс обучения радостным"
материал по музыке по теме
Работа написана к конкурсу "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_k_konkursu_uchitel_goda.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЙОННЫЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2006»
СОЧИНЕНИЕ
На тему:
Учитель музыки МОУ сош с. Пигари
Аймагамбетова К. Ж.
«Одно из самых чудесных свойств музыки,
как из всякого искусства, состоит в том,
что чем больше душевных сил мы ей отдаем,
тем больше новых сил в ней черпаем».
Д. Б. Кабалевский.
Еще во времена Сократа в Древней Греции процессу обучения и воспитания мыслители уделяли большое внимание, а именно, как сделать процесс обучения занимательным, интересным, радостным. И уже тогда появились разного рода методы преподавания.
Какой смысл вкладывается в понятие «процесс обучения»?
Русский педагог Г.И.Щукина считает: «Процесс обучение представляет собой сложное единство деятельности учащихся и деятельности учителя, направленных к общей цели вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию».
А Ю.К.Бабанский дает такое определение: «Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учащихся».
У Н.В.Савина мы читаем: «Процесс обучения - это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями».
Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что достаточно сложное и многогранное явление. А что же позволяет сделать это явление, вернее процесс, радостным?
Эта задача встает перед каждым педагогом, ведь обучение только тогда дает свои плоды, когда вызывает у учащихся интерес, увлеченность. А чтобы это случилось, прежде всего, заинтересованным и увлеченным должен быть сам педагог.
Но это еще не отвечает на наш вопрос.
Еще Я.А.Каменский писал, что «методы обучения учителя должны не отвращать детей от занятий а возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, как бы шутя и играя (учебные игры ,учебные пьесы).
Действительно, одно из форм процесса обучения - игра - по сей день является самой занимательной, увлекающей, доставляющий удовольствие ученикам в овладении знаниями. В педагогической практике используются разные виды дидактических игр. Каждой возрастной категорий соответствует свой вид игры.
Также для большей заинтересованности учащихся занятием, помогают наглядные пособия. Ведь большую часть информации человек получает зрительно. А наглядность не только заинтересовывает , но и дает возможность лучше усвоить материал.
Игры и наглядности – это лучшие друзья на моих уроках. Вот фрагмент одного из таких моих уроков.
Во 2 классе дети знакомятся с понятием «тембр» - окраска звука. Для того, чтобы было более интересным знакомство с новым термином, я проводила такую игру: дети с закрытыми глазами угадывали голоса друг друга. Еще один пример. При изучении темы «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость», дети теряются в определении на слух песенности, танцевальности, маршевости. Для того чтобы развить умение определять их на слух, я применяла такую игру: дети прослушивали три произведения, у каждого которых был свой характер: танцевальный, маршевый или песенный . задача детей состояло в том , что под определенный характер нужно было проделать соответствующие ,заранее обозначенные учителем движения.(например :если услышал песенность- плавно покачиваться, танцевальность – делать присядку…)
Еще один момент , который является тоже немаловажным- самодеятельность и творческая активность. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины, то есть достигает знания не через учителя, а через самого себя, не заучивая науку, а как бы выдумывая ее сам.
Каждый предмет в школе должен развивать творчество, только тогда обучение будет иметь твердые корни и даст сильные отростки. Урок музыки – это урок искусства, искусство – это творчество. Как сказал С. Я. Маршак: «Музыка и все другие искусства существуют для того, чтобы добрым был наш ум, а сердце было умным». Я в своей практике применяю такие виды работ активизации творчества обучающихся. Дети под впечатлением музыкального произведения создают свои шедевры
в изобразительном искусстве. Приведу пример: в 8 классе шло знакомство с произведением Дж.Гершвина «Летний день». Ученики одновременно при прослушивании рисовали свои впечатления. Интересным было то, что многие отразили огромное море , посередь которого плыл одинокий корабль, объяснили это тем , что данная музыка навевает грусть и одиночество. На момент прослушивания дети не знали , что это фрагмент из драматической оперы «Порги и Бесс»,где действительно рассказывается об одиночестве, о непростой жизни бедной семьи.
Ребятам очень нравится придумывать мелодии на слова любимых стихотворении, кстати, это получается у всех без исключения и доставляет им неимоверное наслаждение. Также дети с огромным желанием придумывают разные виды распевания и особо радует их , когда они применяются и звучат на уроках постоянно. С большой охотой составляют сканворды, кроссворды., самостоятельно находят дополнительный материал. Дети во всем, что их окружает, слышат и «видят» музыку. Например: упала ручка, кто-то по коридору прошел, капает вода из крана… Об этом хорошо сказал поэт О. Гаджикасимов:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне! Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Чтобы увлечь детей, заразить их самим процессом обучения, я часто использую интегрированные уроки, так как на них применяется смена деятельности учащихся, что позволяет избежать переутомления или расслабления. Музыка тесно связана со многими науками .например в 4 классе дети изучают тему«Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ». Дети узнают не только музыку, фольклор разных народов, но и знакомятся с географией, историей. На каждом уроке мы на «воздушном шаре» отправляемся в разные страны. А во 2 классе при знакомстве со словами «ритм», «размер» детям приходится применять свои знания и по математике. В 3 классе при изучении темы «Интонация» применялась межпредметная связь музыки с литературой, изобразительным искусством , русским языком. Примеров применения интегрированного урока в моей практике множество.
Конечно, о том, что делает урок радостным, можно говорить спорить бесконечно. Но я хотела бы заметить и даже сделать акцент на то, что каждый ребенок- личность, а у каждой личности – свои пожелания, склонности и возможности. И истинно то, что предмет, к которому склонен ребенок, дается ему легко и приносит большое удовольствие.
У Я.А.Коменского был девиз «никакого насилия над человеком!». Он писал: «учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятии, к которому как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и.т.д., в то время как другие склонны к богословию, медицине, юриспруденции».
Поэтому, решением проблемы считаю внедрение в общеобразовательную систему
Обучения профильного обучения, где каждый ребенок будет обучаться тому, что соответствует его природным дарованиям. Образование должно снабдить сведением о самом основном в каждой науке, делать учащегося универсально образованным человеком.
Я.А.Коменский писал «если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении, по меньшей мере, вдвое больше времени, и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное».
Именно это, я считаю, будет способствовать тому, что процесс обучения будет не только достигать цели и задачи по усвоению знании, а также доставит обучающимся радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»
Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...
опыт работы по теме: "Формирование творческих навыков в процессе обучения изготовлению мягкой игрушки в коллективе «Сказочная страна» "
В данном опыте работы отражена моя педагогическая деятельность в работе с детьми....
Презентация на тему: «Творческий подход в процессе обучения дошкольников нотной грамоте на музыкальных занятиях в ДОУ»
Предлагаю Вашему вниманию презентацию по знакомству с нотами в стихах "Мишка в домике сидит"...
Проектно-исследовательские технологии как средство развития творческой активности в процессе обучения
Доклад в рамках VI научно-практической конференции педагогов и руководителей научных обществ "Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы", проходивший в Казанском феде...
Разговорный английский и мотивация. Как сделать процесс обучения интересным и продуктивным.
В статье рассказывается о том, как сделать изучение английского языка более доступным и интересным для учащихся средней школы....
Методы, формы активизации творческого мышления в процессе обучения подросткового возраста
В данной статье рассматривается использование разнообразных форм и методов обучения, для формирования творческой активности у подростков. Показаны психологические особенности данного этапа разви...