Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
классный час по краеведению (9 класс) по теме
Разработка классного часа по творчеству трёх гениев музыки-Бетховена, Чайковского, Мерген-Херел Монгуш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashky.docx | 26.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Три гения большой музыки»
(Классный час в 9 классе)
Цель: учить детей слушать и понимать прекрасное.
Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада.(В. Астафьев)
Оборудование: компьютер, проектор, фоторепродукции тувинских национальных инструментов, рисунки с изображениями инструментов.
Структура мероприятия.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (Сообщения учащихся «Духовые инструменты», «Язычковые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные инструменты» - групповая форма работа с рисунками учащихся).
- Тувинские национальные музыкальные инструменты.
- Игра «Угадай инструмент».
- Три гения большой музыки. (Работа ассистентов – Монгуш Менги, Ховалыг Айлааны, Монгуш Омак).
- Итог мероприятия.
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проводим классный час «Три гения большой музыки». Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (…) Да, мы узнаем о жизни и творчестве трёх выдающихся музыкантов. Кто такой гений, почему мы их называем гениями? (…). Конечно, это высокоодарённый, талантливый человек.
- Теперь проверим ваше домашнее задание. (Выступления учащихся, вопросы-ответы).
- Посмотрите внимательно на эти инструменты. Это национальные тувинские инструменты. (Показ фоторепродукций в сопровождении рассказа учителя об инструментах, его авторах).
- Игра «Угадай инструмент».
По рисунку определяют название, вид инструмента.
- Три гения большой музыки.
Бетховен Людвиг Ван (1770-1827) - великий немецкий композитор.
Печальное воспоминание маленького Бетховена ( рассказывает Ооржак Сайдаш).
Бетховен вырос в семье музыканта, его обучение прошло через наказания и унижения.
Отец Иоганн, певчий придворной капеллы, мечтал сделать из него Второго Моцарта (великий австрийский музыкант), чтобы с малолетства выступал с концертами и кормил семью. Моцарта из него не вышло – из него вышел Бетховен.
- В 11 лет Бетховен вынужден был работать – замещал органиста в церкви.
- В 14 лет – органист при княжеском дворе, даёт уроки горожанам, сочиняет музыку.
- В 22 года – приезжает в Вену, к самому Моцарту, от которого получает похвалу и согласие стать его учителем. «Обратите внимание на этого парня. Он заставит всех говорить о себе», - говорил Моцарт, выслушав игру Людвига.
Но судьба распорядилась иначе. Бетховену пришлось вернуться в Бонн из-за смерти горячо любимой матери. Через некоторое время не стало и великого Моцарта. Прибыв в Вену начал брать уроки у Гайдна, Шенка, Альбрехтсбергера, Сальери.
- Вена признала его как блестящего пианиста и как выдающегося композитора. Его имя стоит в ряду с Гайдном и Моцартом.
- В 32 года – Бетховена постигло большое несчастье – глухота. Но он не сдался судьбе, не таков был Бетховен. Он гоорил: «Я хочу вцепиться земле судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к не удастся». Он продолжает сочинять музыку, которую сам никогда не услышит. Это настоящее чудо!
- В 44 года – в зените славы, его произведениям рукоплещут и в королевских ложах, и на галерке, зал встаёт при его появлении. Он – кумир начинающих композиторов, непревзойдённый и недоступный гений.
- В 53 года – исполнение его последней, Девятой симфонии в театре Кертнертор.
- Бетховен сотворил 9 симфоний, 5 концертов для фортепьяно, оперу, балет, 32 фортепьянной сонаты, множество увертюр, ораторий, фантазий, песен.
- Среди них шедевры – 3, 5, 9 симфонии, Лунная соната, Аппасионата.
Маленькие шедевры большой музыки Бетховена (прослушивание отрывков произведений «Лунная соната», «Симфония №5»).
Чайковский Пётр Ильич (1840 - 1893) - гениальный русский композитор.
Воспоминание гувернантки Фанни о Хрустальном Ребёнке (Рассказывает Монгуш Аяна).
- В 10 лет родители решили дать ему более «основательную» профессию и определили в училище правоведения в Петербурге.
- После его окончания служит в департаменте Министерства юстиции.
- В 22 года, к неудовольствию родных, поступил в первую русскую консерваторию г. Петербург, которую закончил серебряной медалью. И был приглашен профессором на московскую консерваторию.
- В 26 лет – Работа в Московской консерватории. Сочинение более 30 произведений, среди которых увертюра «Ромео и Джульетта», Первая классическая симфония «Зимние грёзы», первый русский балет «Лебединое озеро»…
- В 36 лет – сочинил 3 марша для оркестра, цикл «Времена года» - признанные шедевры композитора. Душевный кризис из-за неудачной женитьбы на студентке консерватории.
- После его окончания служит в департаменте Министерства юстиции.
В этот момент в жизни Чайковского появляется «добрый ангел» – Надежда Филаретовна фон Мекк.
- В 38 лет – перелом в судьбе Чайковского. Учитель Чайковского Антон Рубинштейн организовал на Парижской всемирной выставке «русские концерты», где прозвучали лучшие произведения композитора, принесшие ему славу.
- В 45 лет – поселяется после кочевой жизни в провинциальном городке Клин.
- Домик в Клину - дом-музей Чайковского, место поклонения музыкантов и любителей музыки со всего мира.
Маленькие шедевры большой музыки Чайковского:
- 9 опер, 3 балета, 6 симфоний, множество оркестровых сочинений, романсов, инструментальных сборников – «Детский альбом», «Времена года».
- Чайковский – член Института Франции и почётный доктор Кембриджского университета Англии.
Музыкальные Шедевры (прослушивание отрывков произведений «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).
Монгуш Мерген-Херел Мажааевич (1950-1996) - с детства музыкально одарённый, талантливый композитор, стихотворец, наш земляк.
Воспоминание юного Мерген-Херела. (О создании первого стихотворения рассказывает Монгуш Шыдаар).
- В 18 лет – закончил Бажын-Алаакскую школу.
- В 20 лет – служба в армии, во время которой написаны песни «Далай чалгыы», «Ырлап келем».
- В 22 года – награждён дипломом I степени во всероссийском зональном смотре художественной самодеятельности в Иркутске за исполнение песни «Белек».
- В 23 года – солист ансамбля «Саяны» Тувинской государственной филармонии
- В 34 года – Лауреат республиканского смотра, посвященного 40 –летию РТ.
- В 35 лет – учёба в красноярском училище культпросвета.
- В 38 лет – Победитель конкурса композиторов «Азас -88».
- В 39 лет – корреспондент, завотделом газеты «Ленинчи орук».
- В 43 года – директор дома культуры г.Чадан.
Маленькие шедевры большого музыканта:
- Чадаана
- Чангыс хадын
- Чаяазымза
- Дамырак
- Авамга
- Далай чалгыы
- Оорлеримге
- Курай-курай
- Белек
- Чедип келем
- Дуруялар чазын келир.
(Прослушивание под фонограмму песни М. Мерген-Херела «Дамырак» в исполнении Монгуш Чаяны)
- Итог мероприятия.
Вот и закончился наш классный час. Как настроение? О чём узнали? О чём эпиграф? (выслушать ответы учащихся).
Любите музыку, она – источник наслаждений! «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь -мелодия», - говорил А.С.Пушкин. И с этим нельзя не согласиться.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
- Вырезки из газетных материалов «Чаа орук».
- Детская энциклопедия. Музыка. М., 2006г.
- Музыкальный словарь. М., 2008г.
- Сборник песен «Курай-курай». Чадаана, 2003г.
Тюлюш Ульяна Суруновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Бажын-Алаакская СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гений русской музыки
В нашей школе искусств традиционным стало проведение Школьной филармонии "Путешествие в мир музыки".Музыкально-литературная композиция посвящена музыке П.И.Чайковского....
Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...
Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...
Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...
«Большая музыка – маленькому музыканту»
Мультимедийная презентация по страницам серии Т.Юдовиной-Гальпериной...
«Большая музыка – маленькому музыканту»
Мультимедийная презентация по страницам серии Т.Юдовиной-Гальпериной...
классный час "Талант и гений"
Классный час по теме "Талант и гений" проведённый в 8 классе...