Развитие процессов восприятия музыки.
статья по музыке по теме

Этот материал взят как подведение итогов прохождения курсов, в него включены материалы из книги Г.П.Сергеевой "Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях" и собственные методические воззрения на эту проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_prcessov_vospriyatiya_muzyki.doc26.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие процессов восприятия музыки

Повышая квалификацию на курсах в педагогической академии у Г.П.Сергеевой, большое внимание было уделено развитию процессов восприятия музыки. Это одна из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения.

        Восприятие музыки-процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально-осознанное и личностно-окрашенное познание содержания, смысла музыкального произведения. Музыкальному восприятию свойственны: эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность.

        Ученые-психологи выделяют три стадии процесса восприятия музыки. Первая стадия-первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления о музыкальном образе. Воспринимая произведение в первый раз, малоподготовленный слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Задача учителя на этом этапе восприятия музыки помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, заострить внимание на главном носителе образа-мелодии, ее характерных интонациях.

Вторая стадия связана с повторным прослушиванием музыкального произведения. Здесь происходит выделение наиболее ярких особенностей. Эта стадия восприятия связана с включением аналитических свойств сознания ребенка. Здесь включаются методы и приемы интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Третья стадия-еще одно обращение к музыкальному произведению, обогащенное уже ранее возникшими музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На этом этапе проявляется личностное отношение школьников к воспринятой музыке, ее индивидуальная оценка с позиций значимости для конкретного слушателя.

Процессы восприятия музыкального произведения зависят от индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, от социального окружения.

Восприятию любого произведения должна предшествовать установка. Установка на восприятие-готовность человека воспринимать какое-либо явление. Установка имеет организационные и методические моменты.     Организационные моменты: слушать музыку в тишине, создать атмосферу концертного зала. Методические моменты-это методически грамотное слово учителя перед прослушиванием музыкального произведения. Словом предвосхитить содержание музыкального произведения.

На разных возрастных этапах формирования музыкальной культуры учащихся происходят изменения в динамике развития процессов восприятия музыки. Если в начальных классах дети с одинаковым интересом воспринимают музыку различных стилей и жанров, то, начиная с 5 класса их интересы подвергнуты влиянию популярной музыки, модных исполнителей, групп, звучание которых ассоциируется у них с периодом взросления, раскрепощенности, утверждением собственного «Я». Учителю необходимо проявлять к ним пристальный интерес. Одним из методов приобщения школьников к современной популярной музыке может стать метод интерпретаций классической музыки современными исполнителями. Поиск ответа на вопрос: «Почему модные поп-музыканты обращаются к использованию в своих концертных программах шедевров зарубежной и русской классической музыки?» поможет определенным образом восстанавливать баланс между прошлым и настоящим в сознании школьников.

        Список литературы:

1.Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях, М.,2010.

2.Суслова Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников, М., 2001.

3.Белобородова В. Музыкальное восприятие школьников, М., 1975.

4.Восприятие музыки:Сб.статей,ред.-сост. В.Н.Максимов, М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Статья для музыкальных руководителей и психологов. Связь эмоционального состояния ребенка с музыкой....

Технология развития процессов восприятия музыки школьниками

В статье изложены методы воприятия музыки на уроках Музыки...

«Технология развития процессов восприятия музыки»

laquo;Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она п...

Процесс восприятия музыки

Обучение музыке- сложный и многосоставный процесс....

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в процессе восприятия музыки

Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования....