Методическая разработка на тему: «Организация музыкально - творческой деятельности на уроках музыки»
методическая разработка по музыке по теме
Моя методическая тема: «Организация музыкально-творческой деятельности на уроках музыки».
Музыка – источник и способ развития ребенка, «почва», на которой может произрастать духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование человека.
Музыкальное развитие – духовное личностное становление человека. Понятие урок музыки расширяется до понятия – урок Человековедения.
Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. «В звуках выраженная жизнь души» - сказал о музыке А.Н. Серов.
Процесс творческой деятельности как духовной может рождаться только изнутри ребенка, из его переживания, из его желания выплеснуть свое состояние радостного духовного напряжения. Музыка – это труд души. Искусство создает у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая тема:
«Организация музыкально - творческой
деятельности на уроках музыки»
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 9»
учитель музыки Никитаева Т.И.
2010 – 2011 уч. год
Моя методическая тема: «Организация музыкально-творческой деятельности на уроках музыки».
Музыка – источник и способ развития ребенка, «почва», на которой может произрастать духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование человека.
Моя педагогическая концепция: «Музыка – путь духовного возвышения человека, путь обретения Истины, Добра и Красоты».
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Музыкальное развитие – духовное личностное становление человека.
Понятие урок музыки расширяется до понятия – урок Человековедения.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал. В нем содержится большое количество морально-эстетических суждений. На уроке преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Музыка и жизнь – генеральная тема, сверхзадача школьных занятий.
Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. «В звуках выраженная жизнь души» - сказал о музыке А.Н. Серов.
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, но она способна разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Воспитательное воздействие музыки заложено в самом переживании музыки как самоценного явления, «жизнью рожденного» и «к жизни обращенного».
Процесс творческой деятельности как духовной может рождаться только изнутри ребенка, из его переживания, из его желания выплеснуть свое состояние радостного духовного напряжения. Музыка – это труд души. Искусство создает у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.
Главное в обучении – постигать музыку методами, адекватными природе искусства. Это значит проникать в искусство при помощи языка, на котором говорит само искусство, т.е. постигать музыку в творческой деятельности.
Методы постижения музыки в классно-урочной системе:
- 1) метод размышления о музыке (творчески-индивидуальное решение проблемы, поставленной в музыкальном произведении) -
словесные высказывания о музыке (например, прием «Снежный ком»); письменные размышления, в которых дети самостоятельно приходят к пониманию музыки (например, Шопен в музыке – лирик, поэт, виртуоз, и совершенно другая музыка Баха – сложная, философская, которая своим стремлением понять жизнь определяет осознание того, что «человек – это звучит гордо».
- 2) метод забегания вперед и возвращения к пройденному (устанавливает преемственные связи между темами, формирует целостное представление о музыке) –
Например, в 3-ем классе слушаем фрагмент «Джульетта-девочка» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и через развитие музыки дети самостоятельно определяют музыкальный образ («музыкальный образ» - это тема 6-7 классов).
- 3) метод эмоциональной драматургии (активизация эмоционального отношения к музыке) –
в 5-ом классе, при знакомстве с рок-оперой «Орфей и Эвридика», дети «отправляются» на конкурс певцов и сами определяют победителя – «лучшего из лучших» - это Орфей, потому что только его песня выражает настоящее человеческое чувство любви;
в письменном виде очень активизирует эмоциональное отношение к музыке форма синквейна.
- 4) метод междисциплинарного взаимодействия («выход» за пределы музыки – в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы) –
1 класс- слушаем музыку природы; 1-4 классы- рисуем музыку (например, Григ «Утро», «Заход солнца»); 4 класс- фильм-сказка «Снегурочка» с музыкой Римского-Корсакова – роль музыки в сказке; 5 класс – разные виды искусства: музыка и литература – сочиняем сказку о музыке, музыка и живопись – знакомимся с картиной Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и слушаем музыку Шуберта «Аве Мария!»; 6 класс – помним российскую историю – ставим на обсуждение проблемный вопрос: согласны ли вы, что «когда гремят пушки – музы молчат»?; 6-7 классы – составляем программу концерта любимой музыки.
- 5) метод погружения (осознание значения музыкального произведения в жизни человека, посредством создания различных жизненных ситуаций) –
в 3-ем классе читаю детям письмо Шопена, обращенное к Родине, а затем слушаем прелюдии Шопена как его музыкальное послание нам; в 6-ом классе «попадаем» в предреволюционное время и знакомимся с двумя разными композиторами одной эпохи (Рахманинов и Скрябин).
- 6) метод тождества и контраста (познание средств художественно-музыкальной выразительности через сопоставление и сравнение) –
во 2-ом классе слушаем «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Бизе и Марш из балета «Щелкунчик Чайковского – дети сами определяют, что это два марша, но в опере марш поют, а в балете марш очень легкий, танцевальный. В 5-ом классе в теме «музыка и литература» через выразительность и особую музыкальность стихотворения Есенина «Поет зима, аукает» «выходим» на музыку Свиридова.
- 7) метод композиций и «сочинение сочиненного» (понятие закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема через создание композиций, опираясь на замысел композитора или собственный замысел) –
В 7-ом классе при знакомстве с увертюрой Бетховена «Эгмонт» (по трагедии Гете) до слушания музыки определяем музыкальные темы, представляющие главные образы трагедии и форму построения музыкального произведения (сонатную), а затем слушаем музыкальное создание Бетховена.
- 8) методы интонационно-стилевого постижения музыки (постижение интонационно-образного содержания музыкального произведения, вечных тем искусства, индивидуального их воплощения композитором).
«За интонацией спрятан живой человек». Стиль – подчерк эпохи, народа и лично композитора. Интонация и стиль – это живой язык музыки.
- 9) использование дискуссионного метода ведения урока –
тема дискуссии в 7-ом классе: «Что значит современность в музыке?» (на примере музыки Баха).
Младшие классы:
- 10) метод импровизации (показывает возможности воображения, дает возможность проявить свои исполнительские умения, вне зависимости от технической сформированности) -
голосовые игры, речевые упражнения.
- 11) метод пластического интонирования, музыкально-ритмические движения и инсценирование (способы «активного слушания», восприятие музыкальной ткани через движения) –
Открытый урок по теме «Ритм» в 1-ом классе (октябрь 2010 г.)
- 12) игра на музыкальных инструментах.
Вывод: Музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Приложение (выдержки из детских работ):
К п. 1) – Шопен в музыке:
Воронцова И. (6-а): Музыка Шопена вдохновляющая, родственная… Хочется прийти домой и пойти куда-нибудь с мамой.
Большева В. (6-а): Музыка Шопена дает мне ощущение легкости, хочется замечтаться и улететь в облака, поиграть с ними – я спускаюсь и поднимаюсь опять… Еще кажется, что я – красивый белый лебедь, плавающий медленно, изящно по искрящейся воде…
Королев Д. (6-б): Музыка Шопена меня вдохновила, приподняла, захотелось жить дальше…
Яковлев Н. (6-б): Музыка Шопена переливающаяся, она волнующая, загадочная, волнистая… Шопен передает свои чувства.
Романова А. (6-б) : С музыкой Шопена я начинаю летать, как птица… И еще мне хочется станцевать с партнером какой-то легкий, воздушный танец.
Музыка Баха:
Райская А (6-а): Становится как-то не по себе. Я понимаю, как нужна мне жизнь.
Воронцова И. (6-а): Мне даже не понять о чем эта музыка – она о многом…
Тахмазова А. (6-а): Музыка грандиозная! Необычная для нас.
Ларионов С. (6-а): Музыка суровая. В ней что-то происходит…
Тропин Е. (6-а): Музыка загадочная, магическая, в ней мечта попасть в прекрасный мир.
Магурина Е. (6-а): Эта музыка про мир и про жизнь. Эта музыка открывает веру в себя.
Кисилева А. (6-б): Музыка звучная, захватывает сердце.
Смирнова П. (6-б): Музыка порождает во мне новые эмоции.
Ларькин М.(6-б): Я никогда не слышал ничего подобного… Кажется, как будто музыка играет со всех сторон.
К п. 3) - Синквейн:
Чайковский
Ковалева А. (6-б):
- Вальс
- Торжественная, танцевальная.
- Мечтать, фантазировать, летать.
- С музыкой я оказалась на балу в роскошном платье и танцую сказочный вальс.
- музыка мечты и фантазии.
Комузов Н. (6-б):
- Вальс.
- Жизнерадостная, энергичная.
- Жить, радоваться, танцевать.
- Бал, на котором танцуют вальс.
- Сказочный сон.
Безбабичева Н. (6-б):
- Балет.
- Обаятельная, душевная.
- Радует, помогает думать, мечтать.
- Замечательно-красивая музыка.
- Настроение счастья.
Бетховен
Рябов В. (7-а):
- Битва.
- Сильная, боевая.
- Взбудораживает, вызывает силу, действует.
- Война двух сторон.
- Сила духа.
Полетаева О. (7-а):
- Мировая борьба.
- Грозная, встревоженная.
- Волнует, пугает, побуждает к действию.
- Грозная музыка, которая заставляет всех людей подняться.
- Музыка борьбы добра и зла.
Плющ К. (7-б):
- Победа в бою.
- Волевая, беспокойная.
- Возвышается, тревожит, волнует.
- «Музыка должна высекать огонь из души человека» Бетховен.
- Человек побеждает.
Литвинов М. (7-б):
- Победа.
- Беспокойная, насыщенная.
- Изменяется, обеспокаивает, волнует.
- Действие в музыке.
- Образ войны и Победы.
К п. 4) – Роль музыки в сказке:
Изотов Н. (4-а): В фильме «Снегурочка» музыка Римского-Корсакова показывает чувства и образы героев, передает звуки природы, пение птиц. В музыке звучат отголоски русских народных песен. Композитор воспевал жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал русские обычаи и обряды.
А Снегурочка в начале и в конце фильма совсем разная, и музыка помогает нам почувствовать это…
Базалетов А. (4-б): Музыка из сказки «Снегурочка» красивая, русская. Эта музыка похожа на жизнь: она то как праздник, то как горе или грусть. Эта музыка передает разные чувства – радость, волнение, печаль… И мы сопереживаем с музыкой…
Сказка о музыке:
Тузов Н. (5-а):
Однажды Минор и Мажор заспорили – кто из них лучше звучит. Пришли они к Кроту и говорят:
- Крот, тебе какая мелодия больше по душе?
-Мне по душе музыка Минора,- ответил Крот.
- Вот видишь, - сказал Минор. Пошли они к Зайцу.
- Заяц, Заяц, тебе какая мелодия больше по душе?
- Мне ближе музыка Мажора, - ответил трусишка и убежал.
А с ветки за ними наблюдал ворон ученый, и сказал он сердито:
- Эх вы, глупые два брата! Ведь вы две стороны музыки, которые составляют веселую, позитивную и грустную, печальную музыку.
- Каждому своя мелодия по душе, - сказал мудрый Ворон и улетел.
Проблемный вопрос - Согласны ли вы с высказыванием: когда гремят пушки – музы молчат?
Баранов Д. (6-а): Я не согласен, потому что даже самые грозные войны не мешают поэтам и композиторам, художникам и скульпторам творить. Вдохновение приходит независимо от того, какое время – мирное или военное. Я считаю, что когда гремят пушки, музы не молчат. Многие великие творили именно в военное время. И многие творения были именно на эту тему. И сейчас многие люди пишут, поют и работают творчески на военную тему. Мы помним войну через их творения.
Павлов С. (6-б): Я не согласен с этим выражением, потому что многие произведения создавались во время войны… Композиторы, которые писали музыку во время войны, всю эту трагедию испытали на себе. И мы чувствуем тоже огромную боль в этой музыке…
Составление программы концерта любимой музыки.
Кольцова Д. (7-б): Я бы хотела, чтобы концерт был составлен из произведений П.И. Чайковского, потому что музыка этого композитора очень душевная, красивая, завораживающая. По музыке Чайковского можно понять смысл жизни, всегда выбрать мелодию по настроению. У него есть музыка и успокоивающая, и загадочная, и простая, и яркая красочная, сказочная…
Сытикова В. (7-а): Я бы хотела, чтобы на концерте прозвучали мои любимые песни. Эта музыка о реальной жизни: о людях, их занятиях, о их проблемах, о дружбе и любви… Мне нравятся такие песни, потому что с ними можно посмеяться и погрустить… Я живу с этими песнями.
Чекан К. (7-б): Я бы хотела, чтобы в концерт вошла музыка Ф. Шопена, особенно его вальсы, потому что я считаю музыку Шопена особенной: она лирическая, проникающая в глубину души и сознания… Музыка Шопена очень личная для каждого, потому что, я думаю, у каждого в жизни есть свои образы, которые раскрываются в музыке Шопена…
Ф.Шопен мой любимый композитор.
К п. 10) – Голосовые игры (мини-рассказы)
- Пошли дети в лес, и чтобы не потеряться, стали аукаться - … В лесу они услышали пение кукушки - … и стук дятла - … Закапал дождик - … А потом тучки ушли, и запел соловей - …
- Настало утро, пропел петушок - … Часы пробили шесть часов - … Стало слышно, как пастух заиграл на рожке - … Коровы начали собираться в стадо и мычать - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"
Обощение опыта работы по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"...
Методическая разработка на тему "Организация волонтёрской деятельности как средство социализации обучающихся 10 "А" класса ГБОУ РМЭ "Политехнический лицей-интерна"
Данная разработка представляет собой программу,методы и формы работы волонтёрского актива класса....
Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки
Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...