урок в 7 классе по программе ПУСО
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему
урок по теме "Образы Девы Марии в творчестве композиторов эпохи Возрождения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7kl.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок 7 класс программа ИНОС
Предмет: музыка и пение
Дата проведения 5.12.04.
Тема урока: Образы Аве Марии в творчестве художников и музыкантов эпохи возрождения.
Цели: Определить основную идею искусства эпохи Возрождения.
Развивать певческие навыки хорового пения в унисон и элементов двухголосия.
Воспитывать интерес к музыке различных направлений.
Задачи: Ознакомить учащихся с творчеством композиторов Джованни Палестрины, Жоскена Депре, художника Леонардо да Винчи.
Дать понятия жанра вокальной музыки – мотет.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, умений, навыков.
Сегодня мы продолжаем путешествие по страницам истории эпохи Возрождения. Давайте вспомним, чем знаменательна эта эпоха в истории?
С какими именами великих поэтов, скульпторов связана эта эпоха?
Какие музыкальные жанры встречаем мы здесь?
Работа со словарными словами:
(на доске написаны слова, дать им объяснения)
Месса— …( воспоминание о страдании, главное богослужение католической церкви, многочастное произведение.
Мадригал - … (пение на родном языке (материнском), с 14 века вид песенной лирики.
Капелла - … (хор, принадлежащий какой- либо часовне).
Хорал - григорианский-
Протестантский-
Давайте, исполним мадригал композитора Дауленда. Тожественно и величаво.
- Объяснение нового материала:
Тема урока записана на доске.
Запишите тему урока в тетрадь.
(На доске представлены картины, изображающие Аве Марию: Cанти «Сикстинская мадонна», Рафаэль «Мадонна Лита», Мадонна в гроте»).
Мы познакомимся с творчеством художников и композиторов 15-17 вв., которые обращались к этой теме. Обращение к этой теме было не случайным. Жизнь людей в те времена тесно переплеталась и даже подчинялась строгим церковным канонам. И человек, хоть и был главным действующим лицом этой эпохи, являлся лишь маленькой частицей высшего мироздания, в котором человек искал истину, надежду, оценку своих поступков, защиту и утешение.
Наверное, поэтому каждый художник эпохи Возрождения в своем творчестве касался этой темы. И тому подтверждение слова художника Леонардо да Винчи: «Хороший живописец должен писать две главные вещи – человека и представление его души».
Сейчас я попрошу Аню и Дину исполнить песню Агафоновой «Аллилуйя», а послушаем и подумаем, почему и в наше время могла появиться эта песня?
Звучит песня.
Обсуждение ответов.
……..
И так, обратимся к истокам.
Композитор Жоскен Депре (1440-1521) представитель нидерландской полифонической школы второй половины 15 века, который оказал большое влияние на творчество композиторов следующего поколения.
В юности он служил церковным певчим в Кабре; в возрасте 20 лет молодой музыкант переехал в Италию, пел в Папской капелле в Риме. В Италии он начал сочинять музыку, но вскоре его пригласил французский король Людовик 12 на должность придворного музыканта.
Музыку Депре любили и знать и простой люд. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские.
В церковную музыку Депре привносил черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешенность и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Его произведения просты для слушателя.
Жанр мотет - это многоголосное произведение западной церковной или светской музыки, где каждому голосу соответствует свой текст, причем тексты для голосов могли быть на разных языках.
Звучит мотет Депре « Аве Мария».
Обсуждение фрагмента…(Смешанный хор, светлая интонация, ощущение радости. Голоса вторят друг другу, форма свободная).
А теперь посмотрим на доску на картины известных художников Леонардо да Винчи, Санти
Сообщение ученицы о творчестве художника и картине Санти «Сикстинская мадонна», «Мадонна в гроте».
Композитор Палестрина пел в церковном хоре, а затем был приглашен на место дирижера хора в собор Святого Петра в Риме, позже служил в Сикстинской капелле
(придворная часовня Папа Римского).
Основную творческую задачу видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение. Часто мелодия верхнего голоса как бы парит над остальными, обрисовывая «купол» многоголосия. Все голоса отличаются плавностью, и развитостью.
Звучит «Аве Мария» Дж. Палестрины.
Обсуждение фрагмента... (звучание мужского хора напоминает звучание григорианского хорала, куполообразное звучание создает ощущение нереальности).
Сейчас прозвучит музыка итальянского композитора Каччини (1546-!618). От творчества Палестрины его разделяет около 20 лет, для истории это- миг. Послушайте, как изменилась музыка?! Теперь она носит не только прикладной характер, ее сочиняют, чтобы просто слушать.
В исполнении учителя звучит «Аве Мария» Каччини.
4.Обобщение.
Сегодня мы познакомились с творчеством композиторов эпохи Возрождения Депре, Палестрина, Каччини.
Почему возникли эти образы в творчестве художников и композиторов эпохи Возрождения?
…..
А в наше время существуют такие дни, наступление которых мы ждем с надеждой?
……
Исполним все вместе песню Харисова «Рождество».
Звучит песня хором
5. оценить ответы.
Я хотела бы закончить сегодняшний урок стихами знаменитейшего скульптора эпохи Возрождения Микеланджело:
Творенье может пережить творца!
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца!
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя.
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
Конспект урока. 11 класс. Структура программы на ЯП Паскаль.
Конспект урока по программе Углубленного изучения курса информатики (физико-математический профиль) 4 часа в неделю...
Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой
Предмет: МузыкаТема: Импрессионизм в музыке и живописи Класс: 5Форма проведения: учебное занятие....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...
Презентация к уроку 8 класса. Раздел программы "Волейбол"
Тема урока "Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками"....