"Развитие восприятия музыки у младших школьникв"
методическая разработка по музыке по теме
Это мое сообщение на районной конференции учителей музыки Подольского района "Полимедийные технологии на уроках музыки". В нем я рассказала об основных этапах формирования восприятия музыки у младших школьников на уроке музыки с использованием ИКТ на примере своего урока "Что за прелесть эти сказки!" (по опере Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 36.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ прогимназия «Остафьево»
Подготовила
учитель МОУ прогимназии «Остафьево»
Лебедева Л.И.
Апрель, 2011г.
«Музыка – странная вещь. Я бы даже сказал – чудо. Она находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде смутного посредника, и похожего и не похожего на эти полярности, - дух, который требует выражение времени, и материя, которая может обходиться без пространства».
(Г. Гейне)
Почему дети, часто слушая не слышат? Для человека музыка является «средой обитания». От звука нельзя отвернуться, как от света – он настигает нас помимо нашей воли сильно воздействуя на нашу нервную систему. Современный человек в катастрофической искусственно-звуковой ситуации города поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде, воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения), в нашем лексиконе появился даже термин «фоновая музыка», подобно «музыкальным обоям». Если призадуматься серьезно, то это явление идет вразрез с человеческой природой: испокон веков едва уловимые нюансы звуков окружающего мира нужны были человеку, чтобы выжить физически, - звуки предупреждали человека об опасности, помогали распознать язык природы, а сколько оттенков в звуке человеческого голоса! В голосах птиц и животных! И все это отразили музыкальные звуки. Немудрено, что с давних времен музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием человека, магически отключая его от реальной окружающей ситуации, обеспечивала особую концентрацию энергии. Поэтому именно в младшем школьном возрасте мы не должны упустить момент развития музыкального восприятия.
Музыкальное восприятие – это достаточно сложная деятельность, поскольку постижение картины целого музыкального произведения происходит не одномоментно, а складывается в процессе звучания. Это требует постоянно удерживать в памяти уже отзвучавшее и соотносить его со звучащим в данный момент. Таким образом, вовремя слушания одновременно протекают такие мыслительные процессы, как сравнение, анализ, синтез. Направляется внимание на развертывание, раскрытие музыки во времени. Кроме того, необходимо понимать, что слушание музыки рождает в душе некоторые чувства, подчас требующие реагирования. Во время звучания могут посещать различные мысли и образы. Некоторые музыкальные произведения побуждают к двигательной активности.
Как добиться у детей осознанного слушания музыки и понимания ее содержания? Восприятие у младших школьников сенкретично: в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластичные впечатления. Столь многообразны и задатки школьника. Детям от природы присуща талантливость. И важно не упустить благоприятную возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел этих знаний в позднем возрасте не всегда возможно.
Я стараюсь научить детей не только слушать музыку, но и создаю условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.
Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создавание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах.
Основной виде деятельности школьников – уроки. Урок – это организованное общение педагога и учащихся, учащихся между собой. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся. Каким должен быть урок музыки в современных условиях? В наше время условия работы учителя, а в данном случае учителя музыки, коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью: ученик живет в технологическом мире, который насыщен компьютерами, DVD и mp3-плеерами, мобильными телефонами и т.д. идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. В качестве основной цели, использование ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ходить на урока с интересом, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит себя ждать! Музыка и информационные технологии – совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.
Эффективность использования информационных технологий зависит от четкости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе.
Учебным планом предусмотрен только один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармонической личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии, которые повышают качество используемых на уроках аудио-видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, DVD, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемых результатов. Также одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Наличие в школе мультимедийного комплекса и свободное владение мною компьютера позволило мне органично включить ИКТ в уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное пользование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков , на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации – принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.д.
В своей работе я использую такие цифровые ресурсы, как:
- Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, оперетт, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников, мультфильмы.
- Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства; материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.
- Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
- Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («+» и «-«), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровыми ресурсами.
Учащиеся начальных классов – это дети, пусть и большого роста, но дети. В свои 10-11 лет ученики 4 класса затаив дыхание слушают мои рассказы из жизни композиторов и музыкантов. Они еще верят в сказки и очень их любят. Именно для этого я приготовила для конкурса урок – сказку, в котором дети смогли еще раз окунуться в волшебный мир. А помогли им в этом не только стихи замечательного русского поэта А.С.Пушкина, но и иллюстрации замечательных детских художников, музыка замечательного русского композитора-сказочника Н.А.Римского-Корсакова и даже фрагменты из фильма «Сказка о царе Салтане».
На протяжении всего урока дети были очень внимательны, с удовольствием отвечали на все вопросы, высказывали свое мнение.
Очень важным моментом урока с использованием ИКТ является соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, по которым общая продолжительность работы с компьютером должна составлять не более 10 минут (непрерывно). Я учла это в составлении урока. Интересный подбор зрительного и звукового ряда, а также творческие задания позволили мне продолжать развивать музыкально-творческие и эстетические способности у учащихся.
Еще П.Ф.Каптерев говорил, что «…эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения».
Таким образом, роль современного учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика, и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Механизм развития восприятия музыки у учащихся коррекционной школы 8 вида»
В данной статье рассматриваются приёмы активизации восприятия, этапы формирования восприятия музыкального произведения, этапы развития способности восприятия, система установок в настройке на ...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Особенности восприятия музыки детьми младшего возраста с умеренной умственной отсталостью
Данное методическая разработка поверхностно знакомит о спицифике детей с умененной умственной отсталостью и с особенностями восприятия ими музыки....
"Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"
Статья "Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"Одна из основных задач уроков музыки в общеобразовательной школе – учить основам слухового восприятия музыки.Во...
Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников
«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественн...
Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»
Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»...
Развитие восприятия музыки как основа воспитания музыкальной культуры школьников
Из опыта работы учителя музыки...