Интегрированный урок по музыке
план-конспект урока музыки (5 класс) на тему
Интегрированный урок по музыке для учащихся 5 класса, обучающихся по программе VIII вида (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_muzyke.doc | 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по музыке «Взаимосвязь музыки и математики»
Пояснительная записка
Интегрированный урок по музыке для учащихся 5 класса, обучающихся по программе VIII вида (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Тема: «Взаимосвязь музыки и математики".
В классе уроки идут по примерной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой, допущено Министерством Образования РФ, с использованием разделов музыкальных программ Д. Кабалевского и Н. Крицкой.
Место урока в общем курсе: интегрированные уроки - 1 час в полугодие, в год – 2 часа.
Общая характеристика урока. Урок разбит на 4 основных этапа: подготовка к получению новых знаний, слушание музыки, пение, музыкальная грамота. На данных этапах урока используются разнообразные приемы: беседа, сообщение (предшествующая работа с дополнительной литературой), вопрос - ответ, создание проблемных ситуаций, анализ и поиск решений поставленных задач, проверка усвоения знаний. Соблюдение общих требований к выбору методов обучения: индивидуальный, комплексный подход, практический (работа с карточками).
Педагогические и оздоровительные технологии: массаж биологически активных зон (руки и пальцев), упражнения на координацию речи с движением, дыхательная гимнастика (по В.Ф. Базарному), мимический этюд, ритмопластика.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Учащиеся вовлечены в основные мыслительные операции (анализируют, обобщают, систематизируют). Осуществляется межпредметная связь. Для общего развития сообщается дополнительная информация. Имеет место элементарные эстетические понятия.
Результат: В ходе урока достигаются все поставленные цели. Задачи соответствуют возрастным особенностям. Активность и работоспособность учащихся на уроке повышается. Учащиеся показывают глубину и осознанность качества знаний. Максимальная возможная реализация индивидуального потенциала детей. У учащихся формируется самостоятельность суждений, коррекция и компенсация моторных и речевых затруднений, развития деятельности, поведения, памяти, образного мышления.
Конспект урока по музыке в 5 классе
Тема: «Взаимосвязь музыки и математики"
Раздел: межпредметные связи
Форма: урок
Тип урока: интегрированный
Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.
Задачи:
- Развивающие - определить взаимосвязь музыки и математики;
- Образовательные - формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию; способствовать формированию нового взгляда на мир;
- Коррекционные - закрепление навыков речи детей с движением; совершенствовать основные параметры движений артикуляторной моторики;
- развитие звуковысотной модуляции голоса;
- Воспитательная - воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.
Средства обучения: наглядно-дидактический материал, технические средства обучения: аудиозапись различных деревянных звуков, видео-сюжет, использование информационных компьютерных технологий.
Ход урока.
Организационный момент:
Дети входят в класс под музыку.
Музыкальное приветствие: - Прозвенел звонок, начался урок! Здравствуйте!
- Подумайте, ребята и скажите, с каким учебным предметом может дружить музыка? (Перечисляют предметы, среди них – математика).
Идёт о математике молва,
Будто она в порядок ум приводит.
Так может быть, поэтому она
Так сильно уважаема в народе.
Тема нашего сегодняшнего урока: (дети читают на слайде)
«Взаимосвязь музыка и математики»
- Какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
-Готовясь к такому необычному уроку, подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнала, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики.
И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать.
Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.
- Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит, мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать, играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках музыки. Поэтому нам необходимо подготовиться.
(Массаж биологически активных зон с помощью мини-массажёров)
Все должны до одного
Числа знать до цифры пять, -
Ну, хотя бы для того,
Чтоб отметки различать.
Давайте все вместе повторим наш счёт:
Хорошо смотреть вперед!
Но сначала нужно знать
Правильный начальный счет:
Раз, два, три, четыре, пять...
А вот нот на свете семь:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни эти ноты,
Наизусть их заучи!
Нам пока хватает нот, только нотам нужен счёт:
Раз, два, три, четыре,
Счёт известен
В целом мире!
- А сейчас вспомним одно из упражнений на дыхание, которое вам очень нравиться, называется "Семь Егорок".
Взяли хорошее, опорное дыхание через нос и считаем "Егорок, проговаривая вслух: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д пока не закончиться вдох.
-Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалки?
Сегодня - считалку про Егорок?
- Что тренирует и развивает такое упражнение?
- В этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию.
(Выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел).
Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.
- А теперь, время слушания музыки.
- На уроках, ребята, мы с вами говорили о том, что вокруг нас живёт много разных звуков?
А в нашем классе, где может прятаться звук? (в музыкальных инструментах, расположенных на столе, в колонках, магнитофоне, проигрывателе).
С некоторыми звуками мы уже знакомились. Послушайте внимательно и скажите, какие это звуки. (Деревянные)
- У нас в классе тоже есть деревянные музыкальные инструменты. Давайте их назовём. (Перечисляют: ксилофон, трещотка, ложки, рубель, коробочка)
- Какие чувства, настроения выражены в этом музыкальном отрывке? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему? (потому, что слышится две темы, два характера. Когда звучит весёлая музыка, хочется улыбаться, а когда грустная - хмуриться.)
-Как в музыке называется противоположное звучание? (мажор - минор)
Посмотрите, какой беспорядок у нас на столе, все карточки перепутаны (на доске таблицы: мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно).
Давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору. (карточки на столе)
(К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски.
- Ребята, что вы заметили? (есть лишние слова)
- Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? ( Подвести детей к понятию противоположности)
- Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны!
-Вывод: И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями!
- Как называются музыкальные буквы? (ноты)
- Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец)
- Количество нот? (семь)
- Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую направленность, об этом вы поподробнее поговорите на других уроках.
- Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь?
Слова, пословицы и поговорки: Неделя, семь_ я, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д.
А сейчас мы опять видим, что математика присутствует везде, и в музыке тоже.
- Многие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.
- Давайте вспомним нашу распевку «У бабушки Дарьюшки» (с показом)
- Я предлагаю вам спеть песни, в которых встречаются понятия, законы и составляющие такой великой, могучей, вездесущей науки МАТЕМАТИКИ!
Музыкальное попурри
- Наш урок продолжается, и подошло время, что бы определить еще одну музыкально - математическую связь.
- Скажите, чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты.
Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
- Сейчас мы увидим сопоставление целого числа и целой длительности на примере яблока. (Видео сюжет)
Математика | Музыка ( длительность нот) |
Целое число (яблоко) | Целая нота |
Делим на пополам (половина яблока) | Половина целой ноты - половинная |
Делим торт на четыре части (получаем одну четвертую) | Делим целую ноту на 4 части – (четвертная) |
На восемь (одна восьмая) | На восемь (восьмая, восьмушка) |
Если нота белая – это нота целая. Разделим ноту целую на половинки белые. Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих. В каждой ноте половинке по две чёрных четвертинки, в каждой четвертушке – две восьмушки – две чернушки.
-Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.
- Ребята, конечно же, мы могли найти еще много доказательств взаимодействия музыки и математики. Я, надеюсь, что каждый из вас, теперь с уверенностью, может об этом заявить и отстоять свою точку зрения!
В завершении этого чудесного урока - открытия мы исполним ещё одну песню. У каждого из вас есть много разных желаний, а сколько желаний в нашей песне?
Песня «Три желания»
Подведение итогов. - Что нового узнали на уроке? (Существует тесная связь между математикой и музыкой).
Оценивание работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО. 2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...
Интегрированный урок по музыке. Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта? Цель: расширить у учащихся представление о творчестве В.А.Моцарта, показ...
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....
Интегрированный урок по музыке в 5 классе "Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе.
Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка, литература и живопись. Цель: Показать, как муз...