Урок "Колокольность в музыке"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Тема: Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков колокольных звонов.
Класс - 5 кл
Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона.
2. Развивать образное мышление учащихся
3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к
прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам. Тип урока – формирование новых знаний.
Вид урока – слушание
Оборудование:
- Презентация «Колокола России».
- Репродукции И. Левитана.
- Магнитофон, аудиозапись.
- Словарь для выражений эстетических эмоций.
- Мультимедийный видеопроектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokola_rossii.ppt | 733.5 КБ |
kolokolnyy_zvon_urok_1.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3
1
2
3
1 2 3
Спасибо за внимание Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Тема: Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков колокольных звонов.
Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона.
2. Развивать образное мышление учащихся
3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к
прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам.
Тип урока – формирование новых знаний.
Вид урока – слушание
Оборудование:
- Презентация «Колокола России».
- Репродукции И. Левитана.
- Магнитофон, аудиозапись.
- Словарь для выражений эстетических эмоций.
- Мультимедийный видеопроектор
Ход урока.
1. Оргмомент. Мотивация: звучит колокольный звон, презентация.
11. Сообщение темы и цели урока.
111. Введение новых знаний
1) Знакомство с Пасхальным звоном
- беседа о Пасхе
- отрывок из рассказа А.Куприна «Мой паспорт»
- слушание
- беседа о ритме
2) Знакомство со звоном Софийского собора
- слушание
- беседа о характере произведения
3) Знакомство с русской народной песней «Вечерний звон»
- беседа о картинах И. Левитана
- слушание песни «Вечерний звон»
- беседа
1V. Рефлексия.
V. Итог.
(Колокольный звон (1.21) на фоне видеоряда учитель читает стих).
Чистые, чудные звуки любо душою ловит (слайд1)
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить. (слайд2)
Колокол русский, народный. Колокол церкви святой (слайд3)
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.
1. Оргмомент. Мотивация.
- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. Густой и сильный, его называю колокольным звоном.
- Как вы думаете, где находятся колокола?
(На колокольне, в звоннице).
- Правильно.(слайд 4) Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.
- А кто звонит в колокола?
(Звонарь)
- Звонарь – (слайд 5) это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.
И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.
11. Сообщение темы. Цели урока.
- Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача - понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах - это ритм и характер.
1. - В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи. ( слайд 6)
Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.
Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.
В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься детям и звонить в колокола. (слайд 8)
Послушайте, как описывает Александр Куприн эти впечатления.
(читает Павлова Н.)
«Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.
Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё».
(Слушаем пасхальный звон 1.30).
- Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?
- Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.
- Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?
- А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)
2. - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.
-Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора
(слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона?
(Слушаем Софийский звон 3.11).
- Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).
- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)
3. -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.
- Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?
(Слушают «Вечерний звон» 2.18).
- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)
- Да, это русская народная песня «Вечерний звон».
- А какую картину можно назвать также 1, 2 или3? (После утверждения детей слайд15)
- Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по - новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).
1V. Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.
- Какой звон вам понравился больше? Почему?
V. Итог.
Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....