Испотзование регионального компонента в преподавании предмета "Искусство. Музыка" в общеобразовательной школе.
материал (музыка, 8 класс) по теме
Представлен материал для изучения творчества татарских композиторо на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8klass.doc | 24.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
8 класс.
Тема раздела: «Музыкальный стиль – камертон эпохи».
Тема урока: «Опера «Джалиль» татарского композитора Назиба Жиганова».
Цель: обобщение представления учащихся о взаимосвязях музыки с литературой.
Опера «Джалиль» - самое значительное произведение Н.Жиганова. В центре оперы образ поэта – героя Муссы Джалиля, его героическая борьба и творчество в годы Великой отечественной войны. Композитор широко использовал в либретто оперы стихи, которые поэт написал в фашистских застенках, будучи приговорённым к смерти. Все арии Джалиля, народные хоры, песня татарской девушки Хаят написаны на стихи самого поэта.
По жанру опера представляет собой тип монологической оперы-поэмы, так как содержание построено как воспоминание поэта о важнейших событиях последних лет его жизни. Музыка оперы многогранно раскрывает образ поэта, его духовный мир, переживания, чувства.
Важное значение в музыкальной драматургии имеет система лейтмотивов. Широко льющаяся, распевная мелодия оркестрового вступления к опере представляет лейтмотив образа поэта-лирика. Эта тема претерпевает преображение, появляясь в последующих картинах, в симфоническом антракте «Бой» лейтмотив приобретает маршевые черты. Во вступлении к арии Джалиля «Прощай, Казань» сталкиваются тема войны (насыщенная диссонирующими интервалами) и тема Родины – мелодия народной песни «Зиляйлюк». Мелодия дуэта поэта с женой из 1-ой картины проходит через всю оперу как тема любви.
Среди друзей и соратников Поэта люди разных национальностей: русский полковник Журавлев, украинец Усенко, казах Сатпаев, бельгиец Андре. В песне казаха Сатпаев композитор воспроизводит характер казахских народных песен, в оркестровке имитируются звучания казахской домбры, сыбызгы. Для песни Андре композитор использовал подлинную французскую песенку, легкий и беззаботный характер которой контрастирует с драматическими и трагическими музыкальными номерами.
Талантливые постановки оперы «Джалиль» были восприняты общественностью и музыкальной критикой как крупный успех всей многонациональной оперы на путях воссоздания на оперной сцене образа героя-современника.
Список использованной литературы:
- Гиршман Я.. Назиб Жиганов. М.,1975.
- Касаткина Г.. Современная тема в оперном творчестве Жиганова. – В книге: Музыка и современность, вып.9, М., 1975.
- Марченко О.. Назиб Гаязович Жиганов. – В книге: Композиторы Советского Татарстана. Казань, 1957.
- Раимова С.. История татарской музыки. Казань, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)
Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....
Роль регионального компонента в преподавании социально-гуманитарных дисциплин
Каждый человек – своего рода первооткрыватель. И у истока его длинной жизненной дороги – своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстаёт она человеку в детстве и остаётся с ни...
Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.
Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....
Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"
НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или ...
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данный материал представляет собой основные положения из опыта работы....
Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе
Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных ...