№/№ | Дата проведения | Наименование разделов и тем урока | Тип урока | Основные элементы содержания и понятия | Цели, задачи урока. УУД, формируемые на уроке. | Наглядное обеспечение | Формы контроля |
По плану | По факту |
1 |
|
| Введение. Подросток в мире культуры. | Беседа. Диалог — знакомство.
| Особенности курса, его задачи и содержание. Знакомство с потенциальными возможностями учащихся. Понятия: «культура», «эстетическое воспитание». | Заинтересовать учащихся содержанием курса. Познакомить со структурой тем и занятий, с требованиями, предъявляемыми к учащимся. | Стенды, стенгазеты, фотоальбомы, показывающие работу кабинета эстетического воспитания. Архив кабинета: артефакты и предметы, имеющие отношение к культурной деятельности человека. | Фронтальный опрос. |
2 |
|
| I раздел. Культура и человек. Личность. Строение личности.
| Комбинированный.
| Психологические особенности личности: темперамент, характер, воля. Телесное, душевное и духовное начало в человеке. Этапы развития личности. Эмоциональная жизнь человека. Чувства, разум. Сотворение человека. Богоподобие - основа личности. | Помочь задуматься о сложности, хрупкости и уникальности человеческой личности. Учить видеть в каждом человеке образ Божий. | Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел». Библия. Книга Бытия. Просмотр фильма «В начале» (библейские истории). | Фронтальный опрос. |
3 |
|
| Человек и мир. | Комбинированный. | Рождение человека. Крестины, свадебные и погребальные обряды народов нашей страны. Отечество. Связь с предками и традиционными культурными ценностями. Любовь к Родине и близким — основа развития личности. | Прививать любовь к Родине и отечественной культуре. Дать знания о таинстве смерти, о том, как правильно проводить человека в последний путь, как пережить потерю близкого. | Просмотр и обсуждение х/ф «Послание с небес» о таинстве смерти. Репродукции памятников героям Великой отечественной войны и современным героям. | Фронтальный опрос. |
4 |
|
| Профессия и призвание. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Профессия и культура. Призвание человека. Роль труда в формировании личности. Ответственность. Зрелость и выбор решений. Подросток — будущий защитник Отечества. Профессия военного. Александр Прокопенко — герой нашего времени, вызвавший огонь на себя в Сирии. «Это вам за пацанов», - слова Романа Филипова, подорвавшего себя в Сирии в схватке с террористами. Евгений Родионов, до смерти сохранивший верность вере и Отчизне. «Работайте, братья», - последние слова героя России Магомеда Нурбагандова. | Знакомить учащихся с некоторыми профессиями и формировать ответственное отношение к их выбору. Помочь подростку осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства. | Просмотр и обсуждение х/ф о Евгении Родионове, юноше, погибшем в чеченском плену. Просмотр фильма о псковских десантниках в годы чеченской войны «Русская жертва». | Тестирование по теме «Личность и культура». |
5 |
|
| Юность — пора становления личности. «Легко ли быть молодым?» |
Комбинированный. | Молодежная культура. «А чем увлекаетесь вы?» Особенности переходного возраста. Проблемы молодежи в истории мировой и отечественной культуры. Инициации. Таланты и способности, их реализация. Проблемы досуга. Современная молодежная культура. | Дать знания по возможным проблемам в духовной и эмоциональной сфере в переходном возрасте. Учить подростка владеть своими эмоциями и чувствами. | Прослушивание фрагментов произведений музыкальной культуры, которыми увлекаются подростки. | Фронтальный опрос. |
6 |
|
| Мужчина и женщина. Мужественность и женственность. | Комбинированный. | Особенности физиологических и психологических характеристик мужчины и женщины. В чем слабость «сильного» и сила «слабого» пола? Смысл половой дифференциации. Мужественность, героизм, подвиг, способность к самопожертвованию — лучшие качества гражданина. | Формировать традиционные ценностные ориентиры в вопросах пола. Учить уважать женщину, материнство. Прививать элементы культуры отношения полов. На примерах художественной литературы и фрагментов кино прививать чувства понятия отцовства, верности, | Просмотр и обсуждение х/ф «Костяника» о первой любви. | Фронтальный опрос. |
7 |
|
| Первая любовь. | Комбинированный. | Вдохновляющая сила любви. Сексуальность и эрос. Культура поведения влюбленных. Целомудрие и честь. «Гимн любви» апостола Павла. | Научить сравнивать любовь и страсть и формировать трезвое отношение к собственным чувствам. | Мультфильм А. К. Петрова по произведению И. С. Шмелева «Моя любовь». | Фронтальный опрос. |
8 |
|
| Нравственная культура личности. Брак и семья. | Комбинированный. | Семья — источник формирования нравственной культуры личности. Семья как образ Святой Троицы: «Папа, мама, я». Тень добрачных отношений. Как правильно выбрать невесту и создать семью? Верность и предательство. Последствия внебрачных связей. Семья новомучеников Правдолюбовых — пример любви и верности - до смерти. Образцы для подражания. | Прививать традиционные ценности на примере житийной литературы и исторических примерах многодетных и дружных семей. | Просмотр фрагментов: х/ф «Однажды двадцать лет спустя» с Натальей Гундаревой в главной роли и документального фильма о семье Правдолюбовых. | Фронтальный опрос. |
9 |
|
| Свадебные традиции народов нашей страны. | Комбинированный. | Сватовство, обручение, венчание. Свадебные наряды, их символика. Свадебные песни народов нашей страны. | Учить уважать традиции народов страны. Помочь различать и понимать смысл свадебных обрядов. Воспитывать осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие | Исполнение в игровой форме свадебных песен, игр и обрядов. Слайды свадебных костюмов. Просмотр фрагмента х/ф «Морозко». | Индивидуальный устный опрос. |
10 |
|
| Культура поведения человека в обществе. Что такое поведение? | Сообщение и усвоение новых знаний | Что значит «воспитанный человек»? Основа поведения в обществе — нравственные и моральные нормы. Десять заповедей Моисея. «Золотое правило» - духовная и нравственная основа этикета. | Формировать представления об общечеловеческой ценности христианских заповедей, ориентировать на нравственно-этическое содержание поступков и событий. Прививать социокультурные нормы поведения, формировать отрицательное отношение к криминальной лексике и поведению. | Просмотр фильма о правилах поведения и истории этикета. | Фронтальный опрос. Письменная работа. |
11 |
|
|
Этикет. Вежливость на каждый день. |
Сообщение и усвоение новых знаний. | Понятие «этикет». Виды этикета: светский и церковный; дипломатический и военный. Особенности этикета в разных культурах. | Формировать ценностные приоритеты личности. Развивать ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. | Тренинги, практикумы, игры.
| Конспектирование материала по теме урока. |
12 |
|
| Культура общения. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Знакомство и приветствия. Язык — культурный код нации. Сленг, жаргоны, бранные слова. Сакральный язык. Русский и церковно-славянский язык. Значение некоторых слов: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуй» и др. Бранные слова — их негативное влияние на духовное развитие человека. | Прививать любовь к родному языку, к его корням. Настраивать на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими. Учить ответственному отношению к высказанному слову, умению следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы. | Поговорки и пословицы русского языка. Просмотр фильма «Притчи». | Индивидуальный опрос. Проверка конспектов. |
13 |
|
| Правила поведения в гостях. | Повторение и обобщение полученных знаний. | Сервировка стола, правила поведения за столом. Значение культурных навыков в социализации, в личной и общественной жизни. | Прививать уважение к близким, проявляя его в эстетике быта. Учить практическим навыкам этикета, развивать коммуникативные качества подростков, формируя положительную модель поведения. | Практикумы: чаепития, встреча гостей, изготовление пельменей, блинов. | Контрольная практическая работа по сервировке стола. |
14 |
|
| Духовная культура личности. Культура духовная и материальная. | Комбинированный. Сообщение и усвоение новых знаний. | Аксиология — наука о ценностях. Истина, Добро и Красота. Религия и искусство. Что такое духовность? Ценности подлинные и мнимые. Материально-технический прогресс. Как жить, зачем жить? Совесть как внутренний закон человечества. Есть ли смысл жизни нашей?Человек и животное. Добро и зло. Происхождение и природа преступлений. | Учить отличать истинные ценности от мнимых, формируя эстетический вкус и культуру. Пробудить интерес к духовной составляющей в человеке. Помочь в приобретении устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг. Формировать потребность в нравственном совершенствовании. | Просмотр фильма «За имя Мое». Обсуждение. | Фронтальный опрос. |
15 |
|
| «Начнем с начала». Человек — венец творения.
| Комбинированный. Сообщение и усвоение новых знаний. | Великие книги древности: Библия, Коран, Авеста - о сотворении мира и человека. Божественное откровение и духовный опыт человечества. | Дать знания по основным источникам человеческой мудрости, прививать интерес к истории и культуре. | Ресурсы интернета. Просмотр фильма на нравственные темы Белорусской киностудии «Притчи». Обсуждение. | Контрольное чтение вслух. |
16 |
|
| Эволюция или сотворение.
| Комбинированный. Сообщение и усвоение новых знаний. | Две модели происхождения мира: креационизм и теория эволюции. «Шестоднев» Свт. Василия Великого и теория эволюции. Ч. Дарвина. Наука и религия. Материализм, дуализм, пантеизм. | Дать знания о базовых моделях происхождения мира. Формировать представления о сложности и красоте Вселенной, о множестве взглядов на ее происхождение. Учить сравнивать, анализировать противоположные точки зрения, формируя собственные убеждения. | Библия. «»Шестоднев Св. Василия Великого. «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» Ч. Дарвина. | Устный опрос. |
17 |
|
| II Раздел. Человек в мире прекрасного. Эстетическая культура личности. Прекрасное и безобразное. | Повторение и обобщение полученных знаний. | Эстетическое чувство. Эстетика. Представления о красоте у древних и современных народов. Эстетический вкус. Возникновение эстетики в «недрах античной философии. Источник красоты». Эстетический идеал. Дурной вкус. Объективное и субъективное в эстетической оценке. | Развивать эстетическое чувство и вкус, способствовать развитию творчества подростков, формировать эмоционально — образное восприятие, положительно влиять на настроение.
| Мультфильмы: «Аленький цветочек» и «Снежная королева». Обсуждение. | Тестирование. |
18 |
|
| Трагическое и комическое. | Повторение и обобщение полученных знаний. | Разнообразие эстетических категорий. Трагическое как борьба нравственного идеала с объективной реальностью. Трагический герой. Катарсис. Подвиг. Бессмертие человека и бессмертие народа. Комическое как форма раскрытия и оценки общественных противоречий. Юмор, ирония, сатира, сарказм — формы комического. Жанры: комедия, сатира, пародия, эпиграмма, фарс, карикатура, шарж. | Формировать представление о трагическом и комическом в искусстве и в личной жизни. Учить понимать значение «трагического» и «комического» и видеть их проявление. Давать знания по истории эстетики и по многообразию эстетических категорий, тем самым расширяя представления о богатстве внутреннего и внешнего мира | Фрагменты из «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Реквием» А, А, Ахматовой. «Реквием» В. А. Моцарта.
«Кавказская пленница» Л. Гайдая — образец комедийного жанра. | Тест« Трагическое и комическое в искусстве». |
19 |
|
| Художественная культура. Искусство. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Виды искусства: временные (музыка, литература), пластические или пространственные (живопись, графика, скульптура, архитектура, художественная фотография и декоративно-прикладное искусство), пространственно-временные (театр, кино, эстрада). Художественный образ. | Дать представление о многообразии человеческого творчества, о видах искусства. Зародить интерес к творчеству, к развитию своих способностей. Развивать эмоциональную сферу подростков. | Презентация «Виды искусства». Альбомы и репродукции произведений разных видов искусства. | Тесты и кроссворды на тему «Виды искусства». |
20 |
|
| Живопись как вид искусства. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Цвет, свойства цвета. Жанры и техника живописи. Великие произведения великих мастеров. | Учить выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. | Произведения живописи и иконы, находящиеся в классе, репродукции, интернет-ресурсы. | Кроссворд на тему «Живопись». |
21 |
|
| Графика. Виды графики. | Повторение и закрепление полученных знаний. | История графики, средства графики: линия, пятно, силуэт, штрих и др. Каллиграфия. Материалы графики — папирус, бумага, шелк. Печатная графика. Книжная графика. Гравюра. Плакат. Величайшие примеры графики др. | Учить различать средства живописи и графики, прививать высокий художественный вкус. Развивать творчество и фантазию, способствуя реализации личности подростка. | Образцы русской книжной графики: Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов, И. Я. Билибин и др. | Фронтальный опрос. Рисунок — иллюстация. |
22 |
|
| Скульптура как вид искусства. | Урок — экскурсия в Некрополе Александро — Невской Лавры. | Виды и формы. Станковая и монументальная: «Моисей», «Пьета», «Медный всадник» и др. | Учить анализировать и обобщать многообразие связей скульптуры, литературы и духовной культуры. | Документальный фильм о скульптурных памятниках Санкт-Петербурга. | Тестирование. |
23 |
|
| Архитектура — застывшая музыка. | Урок — экскурсия по Санкт — Петербургу. | Архитектурные стили. История архитектуры. Язык архитектуры. | Развивать вкус и наблюдательность, умение сравнивать, делиться впечатлениями. | Фотоальбомы, репродукции, интернет-ресурсы. | Фронтальный опрос. |
24 |
|
| Декоративно — прикладное искусство.
| Сообщение и усвоение новых знаний. | Народные промыслы: Дымковская игрушка, Палех, Холуй, Семеновская игрушка и др. Промышленная эстетика и дизайн. Реклама. «Рождение ангела».Кто такие ангелы? | Развивать умение работать в группе, высказывать и формулировать собственное мнение, приводя аргументацию, критически оценивать высказывания одноклассников, возражать и делать замечания в корректной форме. | Фотоальбомы, репродукции, интернет-ресурсы. Предметы декоративно-прикладного искусства. Конкурс на самого доброго ангела. Поделки к Рождеству в стиле народных промыслов. | Поделки к Рождеству: ангелы, |
25 |
|
| Литература как вид искусства. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Виды, жанры и стили литературы. Проза и поэзия. История возникновения литературы. Древнейшие виды письменности: клинопись, египетские иероглифы, кириллица, латиница и др. Выдающиеся памятники древности: «Повесть о Гильгамеше», «Илиада», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. | Развивать познавательную деятельность в гуманитарной сфере. Прививать любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре. Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.
| Выставка книг и репродукций, презентация «Древнейшие виды письменности». | Чтение фрагментов древней литературы и любимых стихов. |
26 |
|
| Музыка. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Язык музыки: звук, нота, мелодия, ритм, фраза, динамика, интонация. Вокальная, инструментальная, камерная музыка. Музыкальные жанры: народная музыка, духовная, классическая, шансон, романс, джаз, блюз, электронная, авторская песня.
| Учить слушать музыку, различать виды и жанры, понимать настроение, выражать свое понимание и отношение к услышанному. Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. | Портреты композиторов. Восточная легенда о «казненной» свирели — пример выразительности музыкального языка. Прослушивание фрагментов инструментальной и вокальной музыки. Классической, народной и современной, сравнение их языка. | Творческий проект. |
27 |
|
| Драматические искусства. | Повторение и закрепление полученных знаний. | Кино и театр. Язык драматических искусств. Роль кинематографа как самого массового вида искусств. Из истории кинематографа. | Развивать эмоционально-образное восприятие и оценку произведений различных жанров и стилей. | Просмотр фрагментов классики кинематографа. | Викторина «Угадай название фильма». |
28 |
|
| III. Раздел. Опыт мировой и отечественной культуры в поисках Истины, Добра и Красоты. Художественная культура первобытного мира. Поэзия мифа и проза истории. | Сообщение и усвоение новых знаний. | «Повесть о Гильгамеше»— древнейшее клинописное произведение. Легенда о всемирном потопе. Артефакты истории. Как изучают историю. Археология. Древнейшие памятники истории. Пещера Ляско. | Развивать познавательную деятельность в гуманитарной сфере. Прививать любовь к мировой истории, литературе и культуре. Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники. Развивать кругозор и любознательность.
| Мультфильм о Гильгамеше. Репродукции произведений Микельанджело, Рафаэля, Дионисия с изображением Ноя.
| Выполнение диагностических тестов, участие в групповых мини-исследованиях. |
29 |
|
| Художественная культура древних цивилизаций. «Каменный архив». | Повторение и закрепление полученных знаний. | Египетские пирамиды - первое чудо света. Архитектура Древнего Египта. Религиозные представления. Погребальный культ. «Суд Осириса». Собрание египетских древностей в Эрмитаже. | Воспитывать и поддерживать интерес к творчеству народов мира, учить замечать индивидуальные черты памятников разных стилей. | Репродукции и иллюстрации памятников Древнего Египта. Просмотр документального фильма о коллекции египетских древностей Эрмитажа. | Контрольное списывание. |
30 |
|
|
Сотворение мира. |
Сообщение и усвоение новых знаний. | Вечная книга. Библия. Адам и Ева. Изгнание Адама и Евы из Рая. Всемирный потоп. | Развивать познавательную деятельность в гуманитарной сфере. Прививать любовь к мировой истории, литературе и культуре. Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники. Развивать любознательность и поощрять творческие способности. | Чтение вслух фрагментов Священного Писания. Презентация из фрагментов живописи и музыки. | Рисунок, доклад. |
31 |
|
|
Скрижали Моисея. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Декалог. Исход евреев из Египта. Скиния собрания — прообраз христианского храма. | Воспитывать и поддерживать интерес к творчеству народов мира, особенно к библейской истории. Учить самостоятельно работать с книгой, выделяя необходимые сюжеты. Развивать нравственные качества. | Художественный фильм «Десять заповедей», фрагмент. | Тестирование. Конспект 10 заповедей. Декалога. |
32 |
|
| Цари и пророки. | Повторение и закрепление полученных знаний. | Древний Израиль. Саул и Давид. Соломон. Строительство храма. Иерусалим — Святой город, столица трех религий. Падение Израиля. | Приобщать подростков к вечным духовно-нравственным ценностям. Помогать усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с библейской историей. | Художественный фильм «Самсон и Далила». Документальный фильм «Иерусалим — город трех религий». | Контрольное списывание. |
33 |
|
| «»Так говорил Заратуштра. | Сообщение и усвоение новых знаний | Религия и памятники Древнего Ирана. Бехистунская надпись, Пасаргады, памятники Персеполиса, гробница Ксеркса I, Дария I, Артаксеркса I, мавзолей Чах-Черак, дворец Ардашира и др. | Приобщать к величайшим памятникам мирового искусства, расширяя кругозор, и формируя положительные эмоции при восприятии артефактов. | Презентация «Памятники Древнего Ирана». | Тестовые задания. |
34 |
|
| «Начало всех начал». | Сообщение и усвоение новых знаний. |
Древняя Индия. Веды. Индийская мифология. «Колесо жизни». Буддизм. Возникновение и пути распространения. |
Знакомить с культурой и религией буддизма. Воспитывать интерес и уважение к чужой культуре. | Репродукции памятников Индии: Аджанта, Тадж-Махал, Большая ступа в Санчи, храм Маха Бодхи, Чарашнар и др. | Фронтальный опрос. |
35 |
|
| «Великая стена».
| Сообщение и усвоение новых знаний. | Древний Китай. Великий шелковый путь. Достижения китайской цивилизации. Связь России и Китая. История отношений. Харбин и русская культура. Русские летчики, их роль в победе Китая над Японией во Второй мировой войне. | Знакомить с культурой и религией Китая. Воспитывать интерес и уважение к чужой культуре. Узнавать о связях России со странами Азии. Восполнять пробелы в образовании, узнавая новое о подвигах наших героев в Китае. | Интернет-ресурсы, раскрывающие информацию о культуре, религии и истории Китая. | Фронтальный опрос. |
36 |
|
| Страна восходящего солнца. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Япония. Культура, искусство и религия. Нэцке — миниатюрная скульптура. Поэзия хокку. Искусство Икебаны. Япония и Россия. Св. Николай Японский. | Знакомить с культурой и религией Японии. Воспитывать интерес и уважение к чужой культуре. Узнавать о связях России с Японией. | Репродукции памятников Японии: храм Тодай—дзи, роща Арасияма, гигантская статуя Будды в храме Котоку — ин, Кинкаку-дзи — Золотой павильон, Киемидзу-дэру, памятник в Хиросиме. | Чтение стихов. |
37 |
|
| Художественная культура Древней Греции. Боги и герои. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Олимпийский Пантеон. Мифы Древней Греции. «Илиада» Гомера. | Развивать познавательную деятельность в гуманитарной сфере. Прививать любовь к мировой истории, литературе и культуре. Учить сравнивать и анализировать сюжеты и формы литературы и скульптуры.
| Чтение вслух мифов древней Греции. Просмотр иллюстраций к мифам. Презентация «Мифы Древней Греции в Эрмитаже». | Рисунок и конспект. |
38 |
|
|
«Застывшие в камне». | Сообщение и усвоение новых знаний. | Скульптура и архитектура Древней Греции». В поисках идеала. Вершины греческой классики. | Воспитывать художественный вкус, воображение. Давать знания по искусству Древней Греции. Учить видеть связь между культурой греческой и русской культурой. | Презентации « Скульптура Эрмитажа» и «Русская скульптура Русского музея». | Тест «Виды и формы скульптуры». |
39 |
|
| Семь чудес света. | Сообщение и усвоение новых знаний. | - Египетские Пирамиды,
- Висячие сады Семирамиды,
- Храм Артемиды Эфесской
- Храм Зевса в Олимпии,
- Мавзолей в Галикарнасе,
- Колосс Родосский,
- Александрийский Маяк.
Синтез пластики. Эллинизм. Влияние античности на искусство римской и других восточных цивилизаций. | Развивать эмоционально-образное восприятие мира, прививать любовь к искусству, восхищаясь творениями древних мастеров. | Просмотр фильма «Чудеса света». | Конспект и рисунок по теме урока. |
40 |
|
| Художественная культура Древнего Рима. Капитолийская волчица. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Мифы Древнего Рима. Архитектура и скульптура Древнего Рима. Римский Форум, Колизей, Арка Константина, Пантеон, Аппиева дорога, термы Каракаллы, акведуки и другие памятники. | Развивать познавательную деятельность в гуманитарной сфере. Прививать любовь к мировой истории, римской литературе и культуре. Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники. Развивать любознательность и поощрять творческие способности. | Документальный фильм о памятниках Рима. | Тестовые задания. |
41 |
|
|
Предчувствие Спасителя. | Сообщение и усвоение новых знаний. | Возникновение христианства. Предчувствие нового мировосприятия в пластическом искусстве. Портрет Константина, мозаика Александра Македонского в Неаполе и др. Архитектура, наука, законы и другие достижения Древнего Рима — основа западно европейской цивилизации. | Знакомить с историей возникновения христианства, с личностью Иисуса Христа, с литературными источниками и памятниками. Развивать познавательную деятельность в гуманитарной сфере. Прививать интерес к христианской литературе и искусству. | Репродукции христианских памятников Древнего Рима. Собор Святого Петра, Катакомбы.Катакомбы, Ватикан, Аппиева дорога и др. | Фронтальный опрос. |
42 |
|
| Рождение христианства. | Урок —встреча со святыней. | Евангелие — Благая весть о Спасителе и Его учении. Новый Завет, его связь и отличие от Ветхого Завета. Новый Завет как духовно — нравственная основа европейских ценностей. Евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Иконографические символы евангелистов. Происхождение слова «христиане». Сирия — родина христианства. | Знакомить с текстом Евангелия. Развивать интерес к христианской литературе и искусству. | Четвероевангелие. Документальный фильм из цикла «Земное и небесное». | Фронтальный опрос. |
43 |
|
| Нагорная проповедь Спасителя — новый нравственный кодекс человечества. | Занятие — встреча со святыней. | Десять заповедей Моисея и Заповеди Блаженства. Сходство и различия. | Учить сравнивать и анализировать литературные источники. Прививать любовь к нравственности и к высшим образцам духовной культуры. | Слушание хора братии Валаамского монастыря, Валаамский распев: «Блаженны нищие духом...». Фрагмент художественного фильма «Моисей». | Фронтальный опрос. |
44 |
|
| «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
| Урок — экскурсия во времени. | Поздний Рим. Пришествие Спасителя. Падение Иерусалима и Древнего Рима. Евангельские сюжеты в мировом искусстве. Картины великих мастеров: Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рембрандта, Иванова, Поленова, Рафаэля и др. | Воспитывать любовь к искусству, уважение к творчеству. Прививать потребность в эстетическом развитии. Развивать художественный вкус на примерах классического искусства. | Просмотр слайдов и репродукций великих мастеров. | Тест. |
45 |
|
|
Евангельские притчи. | Урок - «глоток мудрости». | Притчи: о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о Закхее и др. Значение и смысл. Библейские сюжеты в поэзии и изобразительном искусстве. | Приобщать подростков к вечным духовно-нравственным ценностям, помогать усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с библейской историей. | Мультфильмы на тему евангельских притч. | Фронтальный опрос. |
46 |
|
| Римские катакомбы. | Занятие — путешествие во времени. | Первые мученики за Христа. Эпоха гонений. Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | Знакомить с понятием о христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной жизни в Царствии Небесном. Дать представление о первых гонениях на христиан. | Документальный фильм из цикла «Земное и небесное». | Фронтальный опрос. |
47 |
|
| Художественная культура средневековой Европы. «Каменное кружево». | Урок — встреча с искусством, урок — исследование. | Архитектура Западной Европы. Романское и готическое искусство. Живопись и скульптура — отражение духовных и эстетических исканий западного христианства. | Воспитывать любовь к искусству, уважение к творчеству. Прививать потребность в эстетическом развитии. Развивать художественный вкус на примерах готического искусства. Учить различать художественные стили, читать язык искусства. | Фотографии, слайды, презентации на тему о готическом искусстве. | Тесты. |
48 |
|
| «София — Премудрость Божия». | Сообщение и усвоение новых знаний. | Византия — преемница Римской империи: эллинизм и христианство. Ромеи — жители Византии. Константин Великий и легализация христианства. Царьград - Константинополь. Первый вселенский Собор. Символ веры. Храм Святой Софии. Храм — земная модель Вселенной. | Развивать умение находить, отбирать и систематизировать материал, соответствующий учебной задаче, представлять продукт труда на суд слушателей. | Репродукции и иллюстрации древних храмов: Скинии собрания, храма Соломона, Сионской горницы, храма Святой Софии. | Задание с репродукциями и карточками. |
49 |
|
|
«Умозрение в красках». | Сообщение и усвоение новых знаний. | Канон в церковном искусстве как отражение преображенной действительности. Истоки иконы. Период иконоборчества. Торжество Православия. Как читать икону? | Приобщение к духовно-нравственным ценностям православной иконы. Учить понимать ее язык, любить и благоговеть перед мудростью и талантом предков | Репродукции византийских и русских икон, испытавших влияние Византии. | Тесты. |
50 |
|
| Традиционная духовная и художественная культура русского народа. Збручский идол. | Групповая работа в классе. | Язычество древних славян. Происхождение слова «Русь». Варяжская Русь. Славянский пантеон. Традиции и обряды. Духовные и эстетические предпосылки принятия православия. Эстетическое чувство древних славян. Народное искусство. | Развивать умение работать в группе, распределять обязанности, брать инициативу на себя, отстаивать в корректной форме своё мнение. Учить: уважать позицию других людей, партнёров по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
| Мультфильм «Князь Владимир». Репродукция иконы «Страшный суд». | Подготовка к спектаклю «Как князь Владимир веру выбирал». |
51 |
|
|
Выбор веры. | Урок — путешествие во времени. | Святой князь Владимир. Икона «Страшный суд», ее влияние на выбор веры. Личность в истории. Херсонес — христианская купель Руси. Святыни Крыма. Святитель Климент, святая мученица Параскева Римская, святитель Стефан Сурожский - и сонм крымских святых. Крымская весна. Святые Кирилл и Мефодий — церковно-славянский и русский языки. | Развивать чувство прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры.
Давать знания о достопамятных событиях отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.
| Просмотр репродукций и слайдов святынь Херсонеса и Крыма. Икона «Страшный Суд». Прослушивание фрагментов музыкальных произведений, анализ. | Тестовые задания. |
52 |
|
| Иконография Иисуса Христа, Божией Матери и святых. | Урок — исследование. | Как смотреть иконы. Что такое иконография? Техника, язык иконы. История иконографии. Символизм и реализм в иконописи. Иконостас. Строение, духовный смысл. Великие иконописцы Древней Руси. «Борение духа» (Феофан Грек), «Умиротворенная гармония» (Андрей Рублев), «Торжественная радость бытия» (Дионисий). | Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа,
помогать усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры. | Репродукции византийских и русских икон, древних и современных иконостасов. | Тестовое задание. |
53 |
|
| «Под покровом Тихвинской». | Урок — паломничество во времени. | История появления иконы в Ладожском озере. Валаам - и Тихвинская икона Божией Матери. История училищного храма. «Валаамская — родная сестра Тихвинской». | Развивать умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи. Приобщать подростков к сложившимся в училище духовным традициям, включать их в позитивную деятельность. | Просмотр презентаций на тему»Под покровом Тихвинской» о духовной жизни в училище. | Стихи и выступления по теме урока. |
54 |
|
| Русь Белокаменная. | Комбинированный. | Связь архитектуры Древней Руси с Византией. Монастырская культура Древней Руси. Значение монастырской культуры для формирования духовности русского народа. Просветительская роль монастырей. Тихвинский, Варлаамо—Хутынский и Антониево — Дымский монастыри. | Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа, помогать усваивать нравственные нормы и правила поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры. | Мультфильм «Путеводительница». | Устный опрос. |
55 |
|
|
«Валаам — моя небесная пристань». | Урок — паломничество во времени. | Связь Валаама с Тихвинской иконой Божией Матери. Скиты и храмы Валаама. Природа. Прпп. Сергий и Герман. | Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа. Учить уважать позицию других людей, партнёров по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи. | Чтение стихов. Творческие проекты и презентации о Валааме. |
56 |
|
| Двунадесятые и великие праздники. | Урок — встреча со святыней. | Церковный календарь — икона времени. Цикл церковных праздников. Иконография, история и смысл. Праздничные иконы. | Развивать умение находить, отбирать и систематизировать материал, соответствующий учебной задаче, представлять продукт труда на суд слушателей. | Репродукции праздничных икон. Карточки с тропарями праздников. | Выполнение задания «Найти икону праздника». |
57 |
|
| Праздников праздник: «Христос Воскресе!» | Комбинированный. | Главный христианский праздник. История праздника, иконография, гимнография, духовный смысл. Храм Гроба Гроба Господня в Иерусалиме. | Учить пониманию духовного смысла праздника. Знакомить с народными традициями его празднования в России и других странах. | Иконы и песнопения праздника. Стихи русских поэтов: А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, Б. Л. Пастернака, Н. В. Стефанович, М. И. Цветаева. | Чтение стихов. Фронтальный опрос. |
58 |
|
|
«От Сотворения — до Искупления». | Творческая композиция. | Значение Пасхи Христовой в жизни человека и место праздника в мировой культуре. | Расширять кругозор, воспитывать художественный вкус и духовную культуру. Учить уважать позицию других людей, партнёров по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Музыкально — художественная композиция на произведениях лучших образцов искусства. Презентация. | Чтение стихов, текстов из композиции. |
59 |
|
| Музыкальная культура Древней Руси. | Урок — концерт,урок — открытие. | Церковные песнопения и народная музыка. Гимнография. Тропари и кондаки. | Учить различать духовную и светскую музыку, понимать, что лежит в основе музыки православной и католической церквей, уметь приводить примеры, различать язык музыки. | Слушание фрагментов Мессы и Божественной Литургии. | Фронтальный опрос. |
60 |
|
| Начало потрясений — Раскол. | Урок — исторический портрет. | Церковь и государство. Патриарх Никон и Раскол. «Плоть от плоти, кровь от крови — наши», трагедия и последствия Раскола. Обряд и догмат. | Учить отличать обряд от догмы, разбираться в сложных вопросах отечественной истории, любить свое Отечество и «в горе, и в радости». | Просмотр фильма «Земное и Небесное» о Расколе. Просмотр картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». | Фронтальный опрос. |
61 |
|
|
Мой небесный покровитель. | Занятие — встреча со святыней. | Кто такие святые? «Святая Русь» как идеал русской жизни. Краткая история святости. Первые христианские и русские святые. История русской святости. Александр Невский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Александро - Невская и Троице — Сергиева Лавра. Дивеево. Канавка Божией Матери. | Прививать любовь к земному и небесному отечеству. Давать знания о святых покровителях земли Русской. Развитие умение планировать и прогнозировать собственную деятельность. | Посещение Александро — Невской Лавры, ее музеев. | Проверка чернового варианта творческих проектов, посвященных житию святого. |
62 |
|
| День всех святых. | Занятие — исследование. |
История праздника. Иконография святых. | Знать своего небесного покровителя, узнавать его на иконе, уметь рассказать присутствующим о его житии. Воспитывать в себе качества, присущие небесному покровителю. | Иконы святых, имена которых носят учащиеся. | Найти на доске икону своего святого и рассказать о нем. |
63 |
|
|
Исламская культура. | Урок — паломничество в прошлое. | Возникновение ислама. Коран — священная книга мусульман. Художественные памятники исламской культуры. Святыни ислама. Особенности исламской архитектуры. Святыни Мекки и Медины, мечеть Омара (Купол скалы), мечеть аль - Акса и др. | Прививать уважение и терпимость к традициям и религии народов мира и нашего государства. Учить отличать традиционный ислам от ваххабизма (ИГИЛ). | Фотографии, слайды, презентации. | Выступления учащихся с презентациями. |
64 |
|
| Курам—байрам и другие исламские праздники. | Урок — путешествие в культуру ислама. | Праздник жертвоприношения, ураза — байрам (праздник разговения). Казанский Кремль — центр исламской и православной культуры России. Примеры дружбы народов нашей страны. | Воспитывать преданность и уважение к традициям своего народа, уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. | Фотографии, слайды, презентации. Дегустация национальных блюд. | Индивидуальный опрос. |
65 |
|
| Художественная культура эпохи Возрождения. Величайший переворот. | Урок — путешествие в истории. | Идеи Возрождения в Италии (Джотто, Данте), Нидерландах (Ян ван Эйк), Германии (Дюрер). Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанжело. Великие музеи мира: Британский музей, Лувр, Эрмитаж, Уффици и др. | Поощрять коллекционирование произведений классики. Учить понимать символический и реалистический языки живописи. Учить анализировать и обобщать жанровые и стилистические особенности живописных произведений.
| Просмотр произведений живописи музеев мира. | Доклад о полюбившемся художники эпохи Возрождения. |
66 |
|
| Художественная культура Европы Нового времени. | Урок — исследование. | Появление новых стилей в искусстве: барокко, классицизм. Творчество Рембрандта. «Блудный сын». П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Вермеер Дельфтский, А. Ватто и др. Образцы европейской музыки: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен. | Прививать интерес к подлинным образцам музыкального искусства. Учить слушать и слышать музыку, выражая свои чувства. | Просмотр репродукций и слайдов. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений, анализ. | Фронтальный опрос. |
67 |
|
| Культура эпохи Просвещения в России. | Комбинированный. | Эпоха преобразований Петра Великого и Екатерины Великой. Санкт-Петербург - новая столица Российской империи. Влияние западных традиций на древнерусское искусство. Образцы архитектурных и живописных памятников Санкт — Петербурга. Ломоносов и Московский университет. Академия художеств. Архитектура Санкт — Петербурга. Русская светская живопись:Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и Ф. С. Рокотов. Творчество А. С. Пушкина. Композитор П. И. Чайковский — гений русской музыки.
| Воспитывать понимание сложного и разнообразного пути развития русской культуры. Прививать чувство восхищения и причастности к отечественной культуре. | Просмотр репродукций и слайдов. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений, анализ. | Тестовые задания. |
68 |
|
| Раздел IV. «Русский Крест». «Серебряный» век русской культуры и «красный» октябрь. | Урок — исследование. | Творчество поэтов — символистов. А. Блок. Акмеизм: О. Мандельштам. В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак и др. Дыхание времени в творчестве поэтов: «А по набережной легендарной Приближался не календарный, Настоящий двадцатый век…», - А. Ахматова. Революция и культура. Тоталитаризм и фашизм в искусстве. Социалистический реализм. | Воспитывать понимание сложного и разнообразного пути развития русской культуры. Знакомить с отражением темы октябрьского переворота в искусстве. Учить любить свою Родину «и в «горе, и в радости». | Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи. | Фронтальный опрос. |
69 |
|
| Новомученики и исповедники Церкви Русской. Места памяти пострадавших в годы гонений. | Занятие у карты «Места памяти новомучеников». | Бутовский полигон. Левашовская пустошь. Общая хронология гонений на Православную Церковь (основные периоды). | Знакомить с понятием о христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной жизни в Царствии Небесном. Дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология). Дать достоверные исторические сведения о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века. | Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи. Б. Л. Солоневич, фрагмент рассказа «Столетний узник. «Мир дому сему»». | Фронтальный опрос. |
70 |
|
| Поместный Собор 1917-1918 гг. и восстановление Патриршества. | Занятие — «Час подлинника». | Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник. Аполитичность Церкви. Борьба против обновленчества. | Знакомить с понятиями служения и выбора. Дать первичные представления о причинах и истоках гонений на Церковь в первой половине XX века. Дать панораму основных событий XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология); | Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи. | Взаимный вопрос — ответ. |
71 |
|
| Первые пострадавшие за веру. | Занятие- «Работа в архиве». | Царственные страстотерпцы .и их слуги. Преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие. История гибели царской семьи. Иван Кочуров, митрополит Вениамин и др. | Знакомить с понятиями о вере, верности, любви.
| Дневники, воспоминания, письма, стихи, рисунки, фотографии. | Фронтальный опрос. |
72 |
|
|
Архиереи — мученики. | Занятие перед иконой. | Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Клейма. Архиереи — мученики. Церковная иерархия. Священномученик Владимир Киевский. | Знакомить с понятием ответственности за Церковь и паству. Дать знания о понятиях: средник, деисис, клеймо, нимб и др. Описать социальный портрет новомучеников. | Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», карта России с указанием мест подвигов новомучеников, фотографии новомучеников, фрагменты документальных кадров, плакаты, картины, развороты книг о новомучениках, предметы, письма и др. | Взаимный вопрос — ответ. |
73 |
|
|
«Наше оружие — крест и молитва». | Занятие — имитация деятельности (репортаж, суд). | Антирелигиозная деятельность советского правительства (Декрет об отделении Церкви от государства школы от церкви, изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохранение святынь). Священномученик Вениамин Петроградский. Мученица Татиана Гримблит | Воспитывать чувство героизма и любви к Богу и Родине, а также чувство благодарности к новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Раскрывать понятия: любовь — ненависть, вера — неверие, верность и предательство, мужество — трусость, надежда — отчаяние.
| Иконы новомучеников, документальные фильмы о них, альбомы, книги, воспоминания. | Чтение стихов о подвиге новомучеников. Письменная работа о житии некоторых из них. |
74 |
|
|
«Голос Церкви». | Занятие — работа с документами | Стояние в вере. Явная и сокровенная жизнь Церкви. Сколько осталось храмов, архиереев к началу войны. Тайное монашество, старцы, их наставления, в том числе из заключения, воспитание молодежи. | Раскрыть понятия: стояние в вере, старчество, духовное наставление. Воспитывать сострадание к новомученикам и восхищение их подвигом. | (Письма из заключения. Письма духовных отцов духовным чадам. )Фрагменты документальных кадров, плакаты, картины, развороты книг о новомучениках, предметы, письма и др. | Фронтальный опрос. |
75 |
|
|
Исповедники. | Занятие — исторический портрет. |
Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период. Исповедничество. Подвиг врача и епископа Луки Войно — Ясенецкого. |
Актуализировать историческую память обучающихся, дать им возможность соприкоснуться с живым свидетельством подвига новомучеников. Дать представление об исповедничестве и подвижничестве.
| Фрагменты документальных кадров, плакаты, картины, развороты книг о новомучениках, предметы, письма и др. | Фронтальный опрос. |
76 |
|
| Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. | Занятие — конференция. | Возрождение церковной жизни и прославление новомучеников. Работа в архивах. Составление житий, обретение мощей. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» - небесная литургия. | Рассказать о возрождении России и Церкви молитвами новомучеников. | Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», карта России с указанием мест подвигов новомучеников, фотографии новомучеников, | Фронтальный опрос. |
77 |
|
| Раздел V. Россия — родина моя. «День Победы порохом пропах...» | Занятие — исследование подвигов истории. | Значение Победы над фашизмом в духовном возрождении русского народа. Художественный фильм «Обыкновенный фашизм» Блокадный Ленинград — образец несгибаемой силы духа русского народа. Искусство в годы Великой отечественной войны.
| Прививать любовь и гордость к подвигу героев Отечества. Знать авторов бессмертных произведений русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. | Просмотр фрагментов шествия Бессмертного полка в разных городах России и за рубежом. Слушание песен военных лет. Песни: «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова, «Священная война» В. И. Лебедева — Кумача и А. В. Александрова и др.
| Чтение стихов ко Дню Победы. |
78 |
|
| «Бессмертный полк». | Урок любви и признательности предкам | Крестный ход в бессмертие. Память подвига отцов — залог нравственной чистоты нации. «Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам», - А. С. Пушкин.
| Прививать любовь и гордость к подвигу героев Отечества. Воспитывать чувство благодарности потомкам, желание быть похожими на них и достойными их подвига.. | Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи., фрагменты литературных произведений, рассказы — воспоминания педагога и воспитанников. Встреча с ветеранами. | Фронтальный опрос. |
79 |
|
| «Все мы — братья и сестры в стране нашей пестрой».
|
| Дружба народов России — залог мирного развития Российской Федерации. Традиционные религии народов нашей страны: православие, католицизм, лютеранство, ислам, буддизм. | Прививать уважение к традициям и религии народов нашей многонациональной страны.
| Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи. | Оценка докладов воспитанников с презентациями. |
80 |
|
| Заключение. Значение современной и традиционной культуры в жизни отдельного человека и всего государства. | Урок — анализ. | Подведение итогов курса. Обмен мнениями, впечатлениями, пожеланиями. Просмотр творческих работ, фотоальбомов, отражающих совместную деятельность на уроках эстетического воспитания. | Развивать у подростка чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознавать ответственность за сохранение культурно-исторического наследия России. | Фото, презентации, стенгазеты, видеозаписи паломничеств, праздников, конференциях, конкурсах, викторин и др, | Защита итоговых творческих проектов. |