Жизнь ратными подвигами полна
методическая разработка по мхк (5 класс)

Методическая разработка по теме "Жизнь ратными подвигами полна для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

 5 класс

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна

Выполнила учитель начальных классов

Курышова Надежда Викторовна

Аркадак 2022 г

Образовательная система:

Основы православной культуры

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Педагогические цели:

сформировать понятие интернационализма подвига людей разного вероисповедания;

сформировать понятие патриотизма, служения Родине людей разного вероисповедания;

формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой»,  «подвиг»

Задачи:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – подвиг ратный;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Предметные УУД:

уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;

расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная,  индивидуальная, групповая

Оборудование:

 мультимедийная презентация к уроку;

 аудиозапись «колокольный набат»;

 учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; видеофрагмент «Подвиг ратный, подвиг духовный».

        

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите  рабочие места. (Парты  предварительно поставлены для работы в группах).

II.Актуализация  знаний.  Постановка темы и целей урока.

- Наш урок мы начнем с одного замечательного стихотворения Д.Кедрина «В тот колокол, что звал народ на вече»

В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил, 
Попал снаряд, летевший издалече, 
И колокол, сердясь, заговорил.

Услышав этот голос недовольный —
Бас, потрясавший гулкое нутро, 
В могиле вздрогнул мастер колокольный, 
Смешавший в тигле медь и серебро.

Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра, — 
У колокола в голосе звенели 
Малиновые ноты серебра.

Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне. Это был набат!

Леса, речушки, избы и покосцы 
Виднелись с башни каменной вдали. 
По большакам сновали крестоносцы, 
Скот угоняли и амбары жгли...

И рухнули перил столбы косые, 
И колокол гудел над головой 
Так, словно то сама душа России 
Своих детей звала на смертный бой. 

Д. Кедрин

 (Звучит аудиозапись стихотворения под  колокольный набат). Слайд №1

-Ребята, о чем  стихотворение, которое сейчас прозвучало?

Ответы учащихся.

- Слушая, вы, наверняка, обратили внимание, что стихотворение читалось под звуки. Что это за звуки? Как их можно охарактеризовать (грустные, тревожные)?

Ответы учащихся.

- Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники, и в тяжелую минуту испытаний звучал особенный  колокольный звон - набат, которые предупреждал  людей о нависшей опасности.

 - Ребята, а если мы обратились к стихотворению о войне под звуки набата, как вы думаете,  о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.

- Хорошо, а теперь обратите  внимание на последнюю строку этого стихотворения.

Своих детей звала на смертный бой. 

- Что означает выражение «своих детей»?

Ответы учащихся.

 - Правильно. Значит, тогда  о ком мы еще будем говорить на уроке?

Ответы учащихся:Будем говорить о героях-воинах, защищавших родную землю от нападения врагов.

Итак, тема урока «Жизнь ратными подвигами полна». Слайд №

- Есть ли в теме урока  слова, которые вам понятны?

- - Есть ли в теме урока  слова, которые вам непонятны?

- Как вы понимаете эту тему? Давайте вместе разберемся.

Ответы учащихся.

-Что означает «подвиг»? Слайд №

Ответы учащихся.

- А «ратный подвиг» - это какой подвиг? Предлагаю обратиться к Толковому словарю. Работа со словарем в группе.

- Ребята, а подвиг может совершить каждый человек? Как называют таких людей?

Ответы учащихся.

Объяснение  значения слов «подвиг», «ратный» и «ратный подвиг», «герой».

- Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?

(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый,  бескорыстный, умный, сильный, мужественный)

Тогда какие цели мы поставим перед собой при изучении этой темы?

Ответы учащихся: Тема урока «Жизнь ратными подвигами полна», о героях Отечества и сформулируем понятие об их ратном подвиге.

- Действительно, наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападениям врагов, которые хотели ее ослабить.

А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?

Просмотр видео о Дмитрии Донском.

III Работа по теме урока.

Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили их на века.

- А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?

Обратите внимание на задания, которые лежат на партах. Найдите в них примеры тех действий людей, которые можно назвать ратными подвигами.

- Вот мы с вами и доказали, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!

- Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомните правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе. Прежде чем читать текст, данный  на карточке, внимательно прочитайте те вопросы, ответы на которые нужно найти в тексте. Распределите обязанности и выберите тот вопрос, на который вы будете отвечать в группе. 

Подготовка и ответы групп.

V Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику. Каждая группа по своему тексту . Ответы на проблемные вопросы.

 6 Выступление Страдымовой Любовь Юрьевны

Учитель:

Спустя семьдесят лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс, жители которого вынуждены были встать на защиту своей свободы, правды и великой российской культуры. Мы, граждане огромной многонациональной страны, обязаны помочь нашим братьям, по-другому поступить нельзя, во имя справедливости и будущего нашей страны!

Всегда будем прославлять имена мужественных людей, сражающихся за Родину и братский народ, а также имена героически отдавших жизнь за справедливость, свободу, историческую память!

VI Подведение итогов  урока.

- Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на такой вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?

Ответы учащихся.

- Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?

- О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?

Ответы учащихся.Учитель обобщает ответы детей, и «нравственные черты» героя появляются на Слайде№

- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

Учитель читает притчу «Веник» Слайд №

 - Давайте сейчас переложим эту притчу на наш урок, на нашу жизнь.

Учитель раздает ученикам по веточке и просит сломать ее. Потом раздает по еще одной веточке и просит собрать в веник каждую группу. Далее учитель собирает веники  от каждой группы и создает один большой веник. Просит одного из мальчиков сломать его.

Притча «Веник»

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Вывод: В вашем классе, ребята, все разные и по отдельности каждого можно легко сломать. Но когда мы все вместе сломать нас врагу невозможно. Но в тоже время чтобы одержать победу над врагом, надо всем нам обладать теми качествами, которыми обладали герои нашего урока, совершившими великий  ратный подвиг во имя Отечества.

Я вам желаю, ребята, чтобы в вашей жизни тоже было место подвигу!

 - Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

VII Рефлексия.Слайд №

Продолжи предложение.

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание (по выбору): Слайд №

Подготовить сообщение о юных героях ВОВ или родственнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь ратными подвигами полна

О подвиге, на примерах выдающихся исторических личностях...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

Жизнь ратными подвигами полна

Презентация( с использованием видеоматериала ) по ОДНКНР...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»

ОДНКНР  5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,...

Жизнь ратными подвигами полна

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна Образовательная система:ОДНКНРТип урока:Урок открытия нового знания...

Технологическая карта урока «Жизнь ратными подвигами полна» 2021 г.

Тема урока  Жизнь ратными подвигами полнакласс5 классТип урока«открытие» новых знанийЗамысел урока/занятия Изучать ратные подвиги  нашего народа на основе краеведческого мат...