Жизнь ратными подвигами полна
методическая разработка по мхк (5 класс)
Методическая разработка по теме "Жизнь ратными подвигами полна для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
5 класс
Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна
Выполнила учитель начальных классов
Курышова Надежда Викторовна
Аркадак 2022 г
Образовательная система: | Основы православной культуры |
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Педагогические цели: | сформировать понятие интернационализма подвига людей разного вероисповедания; сформировать понятие патриотизма, служения Родине людей разного вероисповедания; формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг» |
Задачи: | Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – подвиг ратный; Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью. |
Планируемые результаты: | Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. Предметные УУД: уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»; расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся: | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Оборудование: | мультимедийная презентация к уроку; аудиозапись «колокольный набат»; учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; видеофрагмент «Подвиг ратный, подвиг духовный». |
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите рабочие места. (Парты предварительно поставлены для работы в группах).
II.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
- Наш урок мы начнем с одного замечательного стихотворения Д.Кедрина «В тот колокол, что звал народ на вече»
В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил,
Попал снаряд, летевший издалече,
И колокол, сердясь, заговорил.
Услышав этот голос недовольный —
Бас, потрясавший гулкое нутро,
В могиле вздрогнул мастер колокольный,
Смешавший в тигле медь и серебро.
Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра, —
У колокола в голосе звенели
Малиновые ноты серебра.
Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне. Это был набат!
Леса, речушки, избы и покосцы
Виднелись с башни каменной вдали.
По большакам сновали крестоносцы,
Скот угоняли и амбары жгли...
И рухнули перил столбы косые,
И колокол гудел над головой
Так, словно то сама душа России
Своих детей звала на смертный бой.
Д. Кедрин
(Звучит аудиозапись стихотворения под колокольный набат). Слайд №1
-Ребята, о чем стихотворение, которое сейчас прозвучало?
Ответы учащихся.
- Слушая, вы, наверняка, обратили внимание, что стихотворение читалось под звуки. Что это за звуки? Как их можно охарактеризовать (грустные, тревожные)?
Ответы учащихся.
- Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники, и в тяжелую минуту испытаний звучал особенный колокольный звон - набат, которые предупреждал людей о нависшей опасности.
- Ребята, а если мы обратились к стихотворению о войне под звуки набата, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ответы учащихся.
- Хорошо, а теперь обратите внимание на последнюю строку этого стихотворения.
Своих детей звала на смертный бой.
- Что означает выражение «своих детей»?
Ответы учащихся.
- Правильно. Значит, тогда о ком мы еще будем говорить на уроке?
Ответы учащихся:Будем говорить о героях-воинах, защищавших родную землю от нападения врагов.
Итак, тема урока «Жизнь ратными подвигами полна». Слайд №
- Есть ли в теме урока слова, которые вам понятны?
- - Есть ли в теме урока слова, которые вам непонятны?
- Как вы понимаете эту тему? Давайте вместе разберемся.
Ответы учащихся.
-Что означает «подвиг»? Слайд №
Ответы учащихся.
- А «ратный подвиг» - это какой подвиг? Предлагаю обратиться к Толковому словарю. Работа со словарем в группе.
- Ребята, а подвиг может совершить каждый человек? Как называют таких людей?
Ответы учащихся.
Объяснение значения слов «подвиг», «ратный» и «ратный подвиг», «герой».
- Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?
(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый, бескорыстный, умный, сильный, мужественный)
Тогда какие цели мы поставим перед собой при изучении этой темы?
Ответы учащихся: Тема урока «Жизнь ратными подвигами полна», о героях Отечества и сформулируем понятие об их ратном подвиге.
- Действительно, наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападениям врагов, которые хотели ее ослабить.
А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?
Просмотр видео о Дмитрии Донском.
III Работа по теме урока.
Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили их на века.
- А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?
Обратите внимание на задания, которые лежат на партах. Найдите в них примеры тех действий людей, которые можно назвать ратными подвигами.
- Вот мы с вами и доказали, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!
- Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомните правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе. Прежде чем читать текст, данный на карточке, внимательно прочитайте те вопросы, ответы на которые нужно найти в тексте. Распределите обязанности и выберите тот вопрос, на который вы будете отвечать в группе.
Подготовка и ответы групп.
V Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику. Каждая группа по своему тексту . Ответы на проблемные вопросы.
6 Выступление Страдымовой Любовь Юрьевны
Учитель:
Спустя семьдесят лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс, жители которого вынуждены были встать на защиту своей свободы, правды и великой российской культуры. Мы, граждане огромной многонациональной страны, обязаны помочь нашим братьям, по-другому поступить нельзя, во имя справедливости и будущего нашей страны!
Всегда будем прославлять имена мужественных людей, сражающихся за Родину и братский народ, а также имена героически отдавших жизнь за справедливость, свободу, историческую память!
VI Подведение итогов урока.
- Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на такой вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?
Ответы учащихся.
- Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?
- О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?
Ответы учащихся.Учитель обобщает ответы детей, и «нравственные черты» героя появляются на Слайде№
- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
Учитель читает притчу «Веник» Слайд №
- Давайте сейчас переложим эту притчу на наш урок, на нашу жизнь.
Учитель раздает ученикам по веточке и просит сломать ее. Потом раздает по еще одной веточке и просит собрать в веник каждую группу. Далее учитель собирает веники от каждой группы и создает один большой веник. Просит одного из мальчиков сломать его.
Притча «Веник»
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Вывод: В вашем классе, ребята, все разные и по отдельности каждого можно легко сломать. Но когда мы все вместе сломать нас врагу невозможно. Но в тоже время чтобы одержать победу над врагом, надо всем нам обладать теми качествами, которыми обладали герои нашего урока, совершившими великий ратный подвиг во имя Отечества.
Я вам желаю, ребята, чтобы в вашей жизни тоже было место подвигу!
- Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!
VII Рефлексия.Слайд №
Продолжи предложение.
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание (по выбору): Слайд №
Подготовить сообщение о юных героях ВОВ или родственнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь ратными подвигами полна
О подвиге, на примерах выдающихся исторических личностях...
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....
Жизнь ратными подвигами полна
Презентация( с использованием видеоматериала ) по ОДНКНР...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»
ОДНКНР 5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой»,...
Жизнь ратными подвигами полна
Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна Образовательная система:ОДНКНРТип урока:Урок открытия нового знания...
Технологическая карта урока «Жизнь ратными подвигами полна» 2021 г.
Тема урока Жизнь ратными подвигами полнакласс5 классТип урока«открытие» новых знанийЗамысел урока/занятия Изучать ратные подвиги нашего народа на основе краеведческого мат...
Технологическая карта урока "Жизнь ратными подвигами полна"
Технологическая карта урока...