Декоративно–прикладное искусство – явление народного творчества
презентация к уроку по мхк (9 класс)
Конспект урока
в соответствии с принципами художественно-педагогической драматургии учителя музыки Высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ д Звягино» Таракановой Татьяны Олеговны.
Тема урока:
Декоративно-прикладное искусство – явление народного творчества (Модель урока МХК 9 класса)
Тип урока:
урок по сообщению нового материала.
Форма урока:
урок-экскурсия (ярмарка)
Техническое обеспечение урока:
Проекционное оборудование, презентация (слайды: декоративно-прикладное искусство России, Африки, Японии, Мексики)
«Золотая ярмарка» аранжировка и слова Л. Волокитиной.
Эпиграф урока:
Все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле.
Б. Брехт.
Цель урока:
Решение проблемы приобщения к декоративно-прикладному искусству с целью сохранения и приумножения традиций.
Задачи:
- Образовательная – формирование знаний об особенностях художественных образов урало-сибирской росписи, как отражение практических и эстетических потребностей человека.
- Развивающая – развитие художественных потребностей, образного и ассоциативного мышления.
- Воспитательная – формирование сознательного и влеченного отношения к декоративно-прикладному искусству.
№ п/п | Этапы урока в соответствии с идеей художественно- педагогической драматургии | Этапы урока | Художественно- педагогический замысел | Ход урока |
1 | Экспозиция | Организационный (2 мин) | Подготовить учащихся к работе на уроке, донести идею урока | Приветствие. Эпиграф: «Все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле» Б.Брехт. |
2 | Экспозиция | Проверка домашнего задания (3 мин) | Установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися | Решение кроссворда «Дизайн» |
3 | Экспозиция | Объявление темы урока, постановка проблемы обращения к декоративно- прикладному искусству (2 мин) | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на главную мысль занятия | Учитель сообщает, что такое декоративно- прикладное искусство, передававшее поэтическое представление мира. Учащиеся вступают в дискуссию: есть ли необходимость украшать быт? |
4 | Завязка | Ярмарка (3 мин) | Зрительный ряд, позволяющий ввести школьника в образный мир декоративно- прикладного искусства разных народов
| Учащиеся обзорно знакомятся с произведениями декоративно- прикладного искусства разных народов, задумываются: как и с какой целью украшали предметы быта? |
5 | Разработка | Семантика Урало - сибирской росписи (10 мин) | Дать учащимся конкретные представления о семантике росписи. Систематизация знаний о символике декоративно- прикладного искусства, особенностях художественных образов. | Учащиеся дают определение термину : символ, знакомятся с символико – поэтической и иллюстративно - повествовательной системами использования изобразительных средств в росписи. |
6 | Кульминация | Открытие мира красоты и мудрости (10 мин) | Научить постигать духовные нравственные ценности народного сознания. Научить молодежь, приобщившись к искусству, имея возможность сделать что-то своими руками, выбрать верные жизненные ориентиры. | Учащиеся отвечают на поставленный в 4 пункте вопрос, выявляют то, что отражение сложных представлений подчинено единой концепции утверждения значимости жизни и важности всего того, что помогает в ней человеку, - концепции жизнелюбия. |
7 | Финал | Проверка понимания учащимися нового материала (5 мин), подведение итогов. | Обобщить и сформулировать нравственные уроки, выводы из учебного материала занятия. | Учащиеся формулируют вывод: «Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей выставки, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров. Каждому, кто соприкоснется с произведениями декоративно- прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства ». |
8 | Последействие | Инструктаж по выполнению домашнего задания: создания проекта «Выставка декоративно- прикладного искусства родного края» | Расширение кругозора, закрепление изученного материала | Деление учащихся на подгруппы. Каждая подгруппа готовит сообщение по определенному виду декоративно- прикладного искусства по плану: а) история создания б) жанровые особенности в) символика Вместе объединяют в проект.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekor_nuzhnyy.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: Решение проблемы приобщения к декоративно-прикладному искусству, с целью сохранения и приумножения традиций. Задачи: Обучающая – формирование знаний об особенностях художественных образов декоративно-прикладного искусства, как отражение практических и эстетических потребностей человека. Воспитывающая – формирование сознательного и увлеченного отношения к декоративно-прикладному искусству. Развивающая – формирование умений выделять главное и систематизировать полученные знания, развитие воображения, воли, памяти и эмоций.
Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние! Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет!
Маски-подвески из слоновой кости. Бенин. 15—16 вв. Музей искусства примитивов (Нью-Йорк) и Британский музей (Лондон). Декоративно-прикладное искусство. Светильник. Керамика. Нигерия. Музей этнографии. Гамбург. Декоративно-прикладное искусство. Бра в стиле П.Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. Декоративно-прикладное искусство. Столик для письма. Дерево, лак. Япония. Ок. 1605. Национальный музей. Токио.
Декоративно-прикладное искусство. Камин. Сталь и золочённая медь. Тула. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Декоративно-прикладное искусство. Кресло. Дерево, резьба, золочение. Англия. Конец 18 в. Декоративно-прикладное искусство. А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж. Декоративно-прикладное искусство. Костяной гребень с резным «Благовещением». Испания. 15 в. Национальный музей археологии. Мадрид.
СЕМАНТИКА УРАЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ
Птица-лебедь на шесте. Скульптура XIX в. Пермский р-н. с. Ляды Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, д. Ескина Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX — начало XX в
Солярный знак на воротах, дворах, шкафчиках, стенах, ставнях
Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя Талица В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницы . Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы в процессе ее формирования служили связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего — с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус — мир человека — ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
Вислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский р-н, д. Ратегово. "Царские кудри". Роспись нижнего яруса стен горницы. Нач. XX в.
Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. П. и Е. Мальцевы.Дерево в вазоне. 1904-1910 гг. Роспись двери в чулан
Весь нижний ярус избы, опоясанный лавками, открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок разделывали "под мрамор", позднее — "под кирпич" и "царскими кудрями". Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей основу. Образ "домового", "хозяина" являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая тем самым поколения*. В картине мира, которую воплощает в себе дом, элементы среднего яруса интерьера — стены, двери, окна, простенки между ними — это нечто промежуточное между миром небесным и миром подземным, т.е. верхним и нижним ярусами. Огромная роль в росписи крестьянского дома отводилась окнам и дверям. Помимо общения с внешним миром, они выполняли функцию охранителей. На них и около них всегда присутствовали магические мотивы, охранительные знаки и изображения птиц и зверей, имеющие, по преданиям старины, защитную силу. Самый верхний ярус, потолок в доме — это его "небо". Мотивы, украшавшие потолок, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина. Поэтому не случайно изображение круга, а позднее — вейка в домовой росписи.
Специфика содержания народного декоративного искусства проявляется в его способности к обобщениям самого широкого плана и отражению сложных представлений, подчиненных единой концепции утверждения значимости жизни и важности всего того, что помогает в ней человеку, — концепции жизнелюбия.
Вывод: Изделие сработанные старыми и современными художниками неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру известных мастеров. Каждому кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять людям наслаждение .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
Русское народное творчество в декоративно- прикладном искусстве
Описание видов декоративно-прикладного искусства...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Восприятие, осмысление красоты – это основа, стержень эстетического образования. Все мы хорошо понимаем, без эстетической культуры, чувства остаю...
« Интегрирование народной и региональной тематики в уроки изобразительного искусства и занятия декоративно – прикладного творчества».
Методическая разработка представляет программу внеурочной деятельности для кружка «Душа народа в декоративно – прикладном искусстве». Программа разработана в рамках ФГОС ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Жанры изобразительного искусства в народном творчестве Югры 7 класс
Жанры изобразительного искусства в народном творчестве Югры...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...