Работа с музыкальным произведением на уроке МХК. Раздел программы: «Музыкальная культура барокко».
консультация по мхк (11 класс)
Работа с музыкальным произведением на уроке МХК.
Раздел программы: «Музыкальная культура барокко».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа с музыкальным произведением на уроке МХК.
Раздел программы: «Музыкальная культура барокко».
Тема урока: «Музыка эпохи барокко».
Цель: на примере музыки эпохи барокко определить черты светской и духовной музыки и попытаться найти эти черты в современной музыкальной культуре.
Задачи:
- определить черты духовной и светской музыки;
- познакомить учащихся с музыкой эпохи барокко, её представителями, особенностями.
- познакомиться с оперой Дж.Б.Перголези «Служанка-госпожа» и найти в ней черты светской музыки;
- познакомиться с «Рождественской ораторией» И.С.Баха и выявить в ней черты духовной музыки;
- попытаться найти черты светской и духовной музыки в многообразии современных музыкальных произведений.
Музыкальный материал:
- Джованни Батиста Перголези опера «Служанка-госпожа» дуэт Серпины и Уберто, I действие.
- Иоганн Себастьян Бах «Рождественская оратория» первый день праздника Рождества Христова хор №1 «Ликуйте, возрадуйтесь!».
В начале урока вспомнить, что музыка – это вид искусства, в котором художественные образы, идеи воплощаются при помощи музыкальных звуков, определённым образом организованных. «Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.» (Википедия); повторить средства музыкальной выразительности:
- мелодия;
- лад;
- ритм;
- тембр;
- динамика;
- темп;
- фактура.
Далее рассказать, что музыка может быть духовной, а может быть светской.
Духовная – музыка, связанная с культом, обрядом, ритуалом.
Светская – музыка для отдыха, увеселения, развлечения.
Эпоха барокко в музыке.
Вспомнить, что барокко (итал. barocco ) — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам» или от португальского словосочетания perola barroca – жемчужина или раковина причудливой формы. В изобразительном искусстве и архитектуре в эту эпоху преобладали вычурные формы, пышность, динамика.
Музыка эпохи барокко, по словам Ж.Ж. Руссо – «странная», «необычная», «причудливая». В эпоху барокко сильно изменилась музыкальная нотация, активно развились способы и приёмы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, возросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился новый музыкальный жанр - опера.
Дать представление о временных рамках барокко в музыке: 1600 – 1760 гг.
Дать таблицу наиболее известных композиторов:
Италия | Франция | Германия | Англия |
А.Корелли Д.Скарлатти А.Вивальди Дж.Б.Перголези | Дж.Б.Люлли Ж.Ф.Рамо Ф.Куперен | Д.Букстехуде И.С.Бах | Г. Пёрселл Г.Ф.Гендель |
Рассказать о появлении оперы и её основных жанрах: опера-seria (серьёзная опера) и опера-buffa (комическая опера).
Познакомить учащихся с композитором эпохи барокко Джованни Баттиста Перголези и его оперой «Служанка-госпожа» (1733 г.).
Слушание: Джованни Батиста Перголези опера «Служанка-госпожа» дуэт Серпины и Уберто, I действие «Да, я вижу превосходно».
Вопросы к слушанию:
- Каков характер музыки?
- За счёт каких средств музыкальной выразительности создаются образы Серпины и Уберто?
- Какой голос звучит больше?
- Как вы думаете, почему?
- Каковы особенности вокальных партий?
После обсуждения прослушанного фрагмента приходим к выводу, что характер музыки весёлый, светлый, жизнерадостный, что это достигается за счёт мажорного лада, подвижного темпа, незатейливой, но очень выразительной мелодии.
Женский голос звучит больше, что наводит на мысль, что Серпина главнее, чем Уберто. По коротким повторяющимся фразам, междометиям можно догадаться,
что герои о чём-то спорят, активно и эмоционально, завязывается какая-то интрига, этот спор – лишь толчок к развитию важных событий.
Музыкальная речь героев напоминает нам живой разговор, а это значит, что герои оперы – обычные люди, и страсти, которые развернутся в опере, вполне человеческие. Эта музыка может быть и о нас. Есть интрига, эмоциональный подъём – зритель в напряжении, он готов смотреть спектакль до конца, ждёт развязки.
Вопрос: можно сказать, что эта музыка светская? Почему?
Ответ: нам интересно, мы заинтригованы, хотим продолжения; это – музыка для отдыха, развлечения, она не требует больших умственных и интеллектуальных затрат, напряжения душевных сил.
Вопрос: а сегодня есть такие представления? Где их можно посмотреть? Что вы видели (слышали) такого сегодня, что бы вас так же держало в напряжении, хотелось бы слушать ещё и ещё?
Познакомить учащихся ещё с одним композитором эпохи барокко Иоганном Себастьяном Бахом, рассказать о жанрах его творчества, дать понятие полифонии и фуги как наивысшей формы полифонической фактуры.
Рассказать о жанре оратории, пассиона, особенностях создания «Рождественской оратории».
Слушание музыки: Иоганн Себастьян Бах «Рождественская оратория» первый день праздника Рождества Христова хор №1 «Ликуйте, возрадуйтесь!».
Вопросы к слушанию:
- Каков характер музыки?
- Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?
- Какова форма этого произведения? Как вы думаете, почему?
- Есть ли в нём признаки полифонии?
- Музыка статична или она развивается? Почему вам так кажется?
- В каком месте сегодня было бы возможно и уместно исполнение этой музыки?
В ходе обсуждения после прослушанного музыкального фрагмента выяснить, что характер этой музыки величественный, монументальный, грандиозный. Достигается это за счёт большого количества исполнителей: смешанный хор, оркестр, партия литавр на переднем плане, много труб, духовых инструментов; динамики – очень громкое начало; темпа (достаточно подвижного).
Форма трёхчастная, первая часть повторяется – ещё раз утверждается начальная идея – прославление, ликование.
Прослушиваются признаки полифонии – много голосов, они вступают друг за другом; музыка развивается, за счёт вступления голосов, их переплетения, стремления догнать друг друга (фуга в хоре). Мелодия голосов устремляется ввысь, это держит нас в напряжении, не даёт расслабиться, успокоиться, музыка подхватывает нас и несёт куда-то наверх, и хочется ликовать и радоваться вместе с исполнителями.
Эта музыка очень сложна для исполнения, нужно много профессионально подготовленных музыкантов, большая концертная площадка, может быть, её можно услышать в филармонии или оперном театре…
Вопрос: как вам кажется, какой ритуал может сопровождать эта музыка?
Ответ: большой праздник, Рождество Христово.
Вопрос: как вам кажется, это музыка достаточно убедительна для сопровождения такого праздника?
Ответ: скорее всего, да.
Вопрос: требует ли восприятие этого произведения определённого напряжения, сосредоточенности?
Ответ: да.
Вопрос: как вы считаете, можно назвать эту музыку духовной?
Ответ:……
Домашнее задание: подготовить и принести на следующий урок 2 примера современных музыкальных произведений:
- светское;
- духовное.
Италия | Франция | Германия | Англия |
А.Корелли Д.Скарлатти А.Вивальди Дж.Б.Перголези | Дж.Б.Люлли Ж.Ф.Рамо Ф.Куперен | Д.Букстехуде И.С.Бах | Г. Пёрселл Г.Ф.Гендель |
Италия | Франция | Германия | Англия |
А.Корелли Д.Скарлатти А.Вивальди Дж.Б.Перголези | Дж.Б.Люлли Ж.Ф.Рамо Ф.Куперен | Д.Букстехуде И.С.Бах | Г. Пёрселл Г.Ф.Гендель |
Италия | Франция | Германия | Англия |
А.Корелли Д.Скарлатти А.Вивальди Дж.Б.Перголези | Дж.Б.Люлли Ж.Ф.Рамо Ф.Куперен | Д.Букстехуде И.С.Бах | Г. Пёрселл Г.Ф.Гендель |
Италия | Франция | Германия | Англия |
А.Корелли Д.Скарлатти А.Вивальди Дж.Б.Перголези | Дж.Б.Люлли Ж.Ф.Рамо Ф.Куперен | Д.Букстехуде И.С.Бах | Г. Пёрселл Г.Ф.Гендель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».
Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...
Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения
Статья. Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...
Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока: 1. Раскрыть и выразить в исполн...
Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона
Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.2. Ин...
Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...
Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"
Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...