Горести и радости рождественской ночи
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.rar | 41.51 КБ |
samoanaliz_uroka_6_a_klassa.rar | 17.87 КБ |
rabochiy_material.rar | 56.82 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Конспект урока литературы
с использованием технологии развития критического мышления
Горести и радости рождественской ночи.
(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)
Класс: 6 а
Тема: «Горести и радости рождественской ночи» (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»).
Цели:
- приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;
- познакомить учащихся с жанром рождественского рассказа; проследить, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумать, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.
- воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного
общества;
- глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
Триединые дидактические цели:
обучающие:
• формирование знаний по теории литературы;
• формирование умения находить ключевые слова
развивающие:
• развивать критическое мышление через чтение с остановками.
воспитательные:
• воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слу-
шать мнение другого человека.
- воспитывать такие качества, как сострадание, милосердие по отношению ко всем людям без исключения, стремление найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности.
- воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного
общества.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Технология: критическое мышление, ИКТ.
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративные, методы мотивации.
Приёмы: Найти ключевые слова, по ключевым словам составить рассказ, чтение с остановками.
Формы: индивидуальная; работа в группах.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентации, рабочие материалы с текстом произведения Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, тематический уголок, посвящённый 195 – летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.
Должны знать:
• что такое рассказ, ключевые слова
Должны уметь:
• находить ключевые слова;
- составлять рассказ по ключевым словам;
- отвечать на вопросы по тексту и делать вывод;
- пользоваться сносками.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания, формулирование свою точку зрения, адекватное использование различных речевых средств для решения коммуникативных задач
Познавательные универсальные учебные действия: использование стратегий и приёмов технологии критического мышления и умения синтезировать полученную информации для составления ответа.
Регулятивные универсальные учебные действия
• прогнозирование темы урока
• целеполагание урока
• осознание качества и уровня усвоения учебного материала и умения определять меры усвоения изученного материала.
Эпиграф к уроку:
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по произведению Ф.М. Достоевского «Мальчик и Христа на ёлке».
2 слайд
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Достоевского: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Все вы знаете, что сегодня 11 ноября по старому стилю в 1821 году родился Фёдор Михайлович Достоевский. Мы отмечаем 195 лет со дня его рождения. На ваших партах лежит рабочий материал и текст рассказа. Мы с вами разбились на две группы. Наша работа предполагает и групповой вид деятельности и самостоятельный.
Хочу задать вам первый вопрос. Каждый человек любит праздники. А вы любите. А какие ваши самые любимые праздники?
Неслучайно многие из вас, ребята, любят Новый год и Рождество. А почему?
Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия – страна православная. Что происходит в эти дни? (колядки, приметы). Чего ждут люди в эти дни? (чуда, добра). Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот жанр и прижился у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу, которая всегда носит нравоучительный характер.
Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший.
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
Попробуйте сформулировать сами признаки рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие автора-рассказчика, главный герой – ребенок, мотив чудесного.
Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что «все это могло случиться действительно». Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.
Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (рождение человека-Бога, который послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее)
Сравните его с однокоренным «рождение».
- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
А скажите, нас кто-нибудь спрашивал о том, хотели бы мы появиться на свет?
Я хочу прочитать вам одну притчу.
ПРИТЧА. Нажать на портрет
Притча о маме
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога.
-Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
-Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребёнок задумался, потом сказал снова:
- Здесь, на небесах, я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья
Бог ответил:
-Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
-Но как же я буду понимать людей, ведь я не знаю их языка, - спросил ребёнок, пристально глядя на Бога.
Бог улыбнулся и ответил:
-Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда-либо услышишь, и спокойно и терпеливо он научит тебя разговаривать.
-А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
-Твой Ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребёнок спросил:
-Я слышал, что на земле есть зло. Кто защитит меня?
-Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
-Мне будет очень грустно, так как я не смогу больше видеть тебя.
-Твой ангел расскажет обо мне всё и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент на небесах царила тишина, но с земли уже стали доноситься голоса… и ребёнок в спешке спросил:
-Господь, прежде чем я покину тебя, скажи же мне, как зовут моего ангела?
Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его….МАМА
Вопрос: Кто самый главный на земле и в жизни человек? (ответ: мама).
А если мы говорим о рождении и о Рождестве, то и рассказ будет какой ? (рождественский). Давайте откроем «Рабочий материал» и прочитаем что такое Рождественский рассказ.
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
Слайд 3
Задание № 1. Известный писатель Чарльз Диккенс писал о Рождестве следующее: «Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».
Подумайте и выпишите ключевые слова.
(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.) А пока ребята будут работать над материалом первого задания, мы выясним, кто не читал рассказ. Тот приступает к заданию №2
Слово учителя:
Итак, возвращаемся к первому вопросу.(Ответы детей) 4 слайд. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?
А как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, прочитав рассказ М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Попробуем проследить ход событий по ключевым словам задания №2 не прочитавшего рассказ ученика.
Задание № 2. Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)
Чтение с остановками.
5 слайд
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Ф.М. Достоевский
Но я романист[1], и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам[2], где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала[3]. Хозяйку углов[4] захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мёртво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма[5] какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. 6 слайд. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
1-ая остановка.
Прием «тонких и толстых вопросов»
- С кем мы знакомимся в этом отрывке?
- Что мы узнаем о мальчике и его маме из этого отрывка?
- Почему мальчик уходит из этого подвала? (Он почувствовал холод и бесприютность.)
Чтение 2 части.
7 слайд
— Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! 8 слайд. И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель[6] порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! 9 слайд. А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню[7], на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
2-ая остановка.
Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир?
– Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)
Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться?
Примеры вопросов разных видов.
Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)
Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)
Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)
Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)
Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холодном городе мальчику?)
Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)
Чтение 3 части.
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!» 10 слайд. И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!
— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.
— Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки... — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок[8], от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо... 11 слайд. А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.
3-я остановка
- Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
- Когда происходит перелом в сюжете?
– Кто встречает мальчика на елке у Христа?
– Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)
– Происходит ли чудо в рассказе? (светлое загробное будущее ребёнка)
– Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)
12слайд
- И почему появляются их мамы? (они также страдают, как и их дети)
- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
13слайд
- И почему дети обернулись ангелами Христа? ((На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
Задумаемся над концовкой в финале.
-Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?».
Задание. Проследите, как через весь рассказ проходит мотив голода (1 группа): подчеркните словосочетания, предложения например: …ему очень хотелось кушать…
…корочки нигде не нашел…
…господи, кабы покушать!
…хоть бы кусочек какой-нибудь…
…бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то…
…на столах пироги, всякие - миндальные, красные, желтые…
…умерли у иссохшей груди своих матерей…
Мотив одиночества (2 группа):
…раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему…
…Вот здесь так раздавят наверно…
…вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше…
…стало ему вдруг так одиноко и жутко …
…вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор…
Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей.
Для каждого христианина Рождество должно стать праздником жизни. Ведь нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, Он радость жизни вечной… Чуткий психолог Ф.М. Достоевский проникновенно это чувствовал: за несколько лет до написания рассказа он потерял своего первенца – двухмесячную Сонечку, а после – в 1878 году – трехлетнего Алешеньку…
III. Рефлексия. Сегодня мы заготовили ангелочков. Мне бы хотелось, чтобы мы ими украсили нашу ёлку, но перед тем, как повесить ангела, я прошу всех написать на них наши пожелания Христу относительно людей, живущих на земле.
Я хочу, чтобы люди на планете были милосердными?
Заключительное слово учителя:
14 слайд.
По философии любви Достоевского, целый мир познания добра и зла не стоит «слёзок ребенка», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, - и не принять этого спасения…» Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь – на Земле – быть ангелами, славящими Христа.
IV. Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе по творчеству
А.С. Пушкина.
[1] Романист – автор романов.
[2] Нары – дощатый широкий помост для спанья, не вдоль стен, как на лавке, а поперёк; задняя широкая лавка.
[3] Захворать – стать больным, простудиться.
[4] Хозяйку углов – женщину, которая пускала за плату несколько жильцов (обычно очень бедных) в одну комнату.
[5] Ревматизм – воспалительное заболевание суставов.
[6] Блюститель – человек, который охраняет что-нибудь, наблюдает за чем-нибудь.
[7] Подворотня – проём или проход под воротами.
[8] Чухонец, чухонка – так называли финнов, живших в пригородах Санкт-Петербурга.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературы по теме:
«Горести и радости рождественской ночи».
(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»)
1.Тема, цель, тип, технологии, методы и форма урока.
Класс: 6 а
Тема: «Горести и радости рождественской ночи» (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»).
Цели:
- приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;
- познакомить учащихся с жанром рождественского рассказа; проследить, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумать, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.
- воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного
общества;
- глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
Триединые дидактические цели:
обучающие:
• формирование знаний по теории литературы;
• формирование умения находить ключевые слова
развивающие:
• развивать критическое мышление через чтение с остановками.
воспитательные:
• воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слу-
шать мнение другого человека.
- воспитывать такие качества, как сострадание, милосердие по отношению ко всем людям без исключения, стремление найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности.
- воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного
общества.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Технология: критическое мышление, ИКТ.
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративные, методы мотивации.
Приёмы: Найти ключевые слова, по ключевым словам составить рассказ, чтение с остановками.
Формы: индивидуальная; работа в группах.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентации, рабочие материалы с текстом произведения Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, тематический уголок, посвящённый 195 – летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.
Должны знать:
• что такое рассказ, ключевые слова
Должны уметь:
• находить ключевые слова;
- составлять рассказ по ключевым словам;
- отвечать на вопросы по тексту и делать вывод;
- пользоваться сносками.
2. Место урока в системе занятий.
Данный урок является внеклассным чтением в разделе «Писатели XIX века. А.С. Пушкин». Предлагаемый урок направлен на изучение произведений писателей XIX века, которые описывали несправедливость действия людей в жестоком мире. (Пример роман А.С. Пушкина «Дубровский» и рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
3. Особенности построения урока исходят из технологии и возрастных особенностей учащихся.
Данный урок был построен в соответствии с технологией критического мышления. Методы и стратегии, применяемые на уроке, были подобраны с учётом психологических, возрастных и учебных особенностей учащихся.
4. Характеристика урока.
На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, связь с жизнью. Темп урока оптимальный. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене видов деятельности.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление.
Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:
• эмоциональный отклик,
• увлечённость процессом деятельности;
• активность в течение всего урока.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку литературы в рамках введения ФГОС ООО:
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: умение делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания, формулирование свою точку зрения, адекватное использование различных речевых средств для решения коммуникативных задач
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии критического мышления и умения синтезировать полученную информации для составления ответа.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
• прогнозирование темы урока
• целеполагание урока
• осознание качества и уровня усвоения учебного материала и умения определять меры усвоения изученного материала.
В ходе урока старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживала доброжелательную атмосферу. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные условия для обучения, обстановка была доброжелательной для учебной работы. Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения хорошей оценки на уроке, а исходя, из внутренней потребности выразить свои мысли.
Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою. Рефлексию подготовила в необычной форме. Были заранее подготовлены трафареты контура ангелочков, на которых шестиклассники написали свои пожелания Христу относительно людей, живущих на земле. А затем ребята повесили ангелов на украшенную рождественскую ёлку.
Считаю, что урок достиг поставленных целей. Поэтому, можно сделать вывод, о том, что выбор методов, стратегий и приёмов обучения оправдался. Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение, полученных по теме знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Данный урок был необходим мне как человеку и учителю для того, чтобы дети прочувствовали необходимость сострадания, милосердия по отношению ко всем людям без исключения, стремились найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности.
Размышляя вместе с учащимися над страницами серьезных книг, воспитывая вдумчивого читателя, мы, учителя литературы, должны помочь детям стать прекрасными людьми.
По философии любви Достоевского, целый мир познания добра и зла не стоит «слёзок ребенка», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, - и не принять этого спасения…» Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь – на Земле – быть ангелами, славящими Христа.
Учитель русского языка и литературы Самусь Валентина Михайловна
Предварительный просмотр:
Горести и радости рождественской ночи
Ф. М. Достоевский
«Мальчик у Христа на ёлке»
Рабочий материал для учащихся
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
Задание № 1. Известный писатель Чарльз Диккенс писал о Рождестве, подумайте и выпишите ключевые слова.
«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание № 2. Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)
Чтение с остановками.
МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
Ф.М. Достоевский
Но я романист[1], и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам[2], где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала[3]. Хозяйку углов[4] захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мёртво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма[5] какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
1-ая остановка.
Чтение 2 части.
— Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель[6] порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню[7], на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
2-ая остановка.
Чтение 3 части.
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь л пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!
— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.
— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.
— Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки... — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок[8], от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо... А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.
3-я остановка
Задание. Проследите, как через весь рассказ проходит мотив голода (1 группа): подчеркните словосочетания, предложения например: …ему очень хотелось кушать…
Задание. Проследите, как через весь рассказ проходит мотив одиночества (2 группа): подчеркните словосочетания, предложения например: … раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. …
[1] Романист – автор романов.
[2] Нары – дощатый широкий помост для спанья, не вдоль стен, как на лавке, а поперёк; задняя широкая лавка.
[3] Захворать – стать больным, простудиться.
[4] Хозяйку углов – женщину, которая пускала за плату несколько жильцов (обычно очень бедных) в одну комнату.
[5] Ревматизм – воспалительное заболевание суставов.
[6] Блюститель – человек, который охраняет что-нибудь, наблюдает за чем-нибудь.
[7] Подворотня – проём или проход под воротами.
[8] Чухонец, чухонка – так называли финнов, живших в пригородах Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф.М.Достоевский "Горести и радости рождественской ночи"
Презенация к уроку по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке" (Программа под редакцией Кутузова), составленная по методическому пособию к учебнику....
Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)
Урок внеклассного чтения для учащихся 5 - 6 классов. Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" составлен с использованием технологии развития критического мышления. В папке предста...
Занятие на тему: «Семейные радости и горести»
Подготовка ребенка к проживанию в принимающей семье...
Н. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Пейзаж рождественской ночи
Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя по произведению "Ночь перед Рождеством "для 6 класса...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
Музыка барокко Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь» (УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Музыка бароккоКлаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли.Concerto grosso «На рождественскую ночь»(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)...
Чудо Рождественской ночи (литературно-музыкальная композиция к рождественским чтениям).
Сценарий внеклассного мероприятия "Чудо Рождественской ночи"....