Рабочая программа по МХК 10 класс
рабочая программа по мхк (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по МХК
для обучающихся 10 класса
на 2019-2020 учебный год
Составлена учителем
русского языка и литературы
Чебуниной Н. В.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № ______ от
«_____»___________2019___г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре ориентирована на учащихся 10 класса и разработана на основе следующих документов :
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2.Программа для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. (Сост.: Данилова Г.И. - М.: «Дрофа». 3.Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329:
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345.
УМК Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс: Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2017.
Программой отводится на изучение мировой художественной культуры34 часа, 1 час в неделю.
Цель предмета – формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры различных эпох.
Задачи:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
- освоению художественных произведений как духовного опыта поколений; пониманию
значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважению культуры другого
народа;
- различать изученные виды и жанры искусств;
- описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
- классифицировать изученные объекты и явления культуры;
- создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов
искусства)
- освоению основных закономерностей искусства, усвоению специфики художественного
образа, особенностей средств художественной выразительности, языку разных видов
искусства;
- понимать различные виды учебно-творческой деятельности, художественные традиции
своего народа и достижения мировой культуры;
Выпускник получит возможность научиться:
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных
Источников;
- формировать потребности в общении с искусством и способности воспринимать
эстетические ценности;
- представлять основные закономерности истории культуры и системы общечеловеческих
ценностей;
- видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение
понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком
изобразительных форм;
- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и
эмоциональную сферы;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
- определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и
самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
- применять различные художественные материалы, использовать выразительные
средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных
(информационных) технологиях.
Содержание учебного предмета
Раздел I .Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций.
Искусство первобытного человека. Причины возникновения художественного творчества. Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописи. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры: дольмены, менгиры, кромлехи. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца.
Искусство Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Библиотека царя Ашшурбанипала. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Популярные музыкальные инструменты.
Архитектура Древнего Египта. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Ритуальное назначение скульптуры. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Назначение рельефных и фресковых композиций. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества. Популярные музыкальные инструменты.
Искусство Мезоамерики. Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное искусство. Искусство майя. Искусство инков.
Раздел II Искусство Античности.
Эгейское искусство. Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая ордерная система. Дорический, ионический, коринфский ордеры. Афинский Акрополь. Театр Диониса. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Изобразительное искусство Древней Греции. Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Идеал физической силы и духовной красоты. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.
Архитектурные достижения Древнего Рима. Римский Форум. Инженерные сооружение. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки. Термы.
Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности. Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Искусство актеров пантомимы. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Римская музыка и поэзия.
Раздел III Искусство Средних веков
Мир византийского искусства. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Основные темы и сюжеты византийских мозаик. Происхождение икон. Шедевры византийской иконописи. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Нотное письмо. Светская музыка.
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных сооружений. Типы построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления. Архитектура готики. Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города. Шедевры готики.
Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных существ. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Развитие искусства скульптурного портрета. Техника витражной живописи. Излюбленные орнаменты витражных окон.
Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Высокая духовность музыки. Понятие о григорианском хорале. Католическая месса. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика.
Искусство Киевской Руси. Связь художественной культуры с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии. Характерные черты архитектуры. Зодчество Великого Новгорода. Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля.
Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Творчество Андрея Рублева.
Искусство единого Российского государства. Создание архитектурного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Шедевры творчества Дионисия. Москва — «Третий Рим» как центр христианского мира и общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском). Характерные особенности архитектуры 17 века. Мастерство деревянного зодчества. Творчество Симона Ушакова.
Театр и музыка Древней Руси. Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Характер первых придворных постановок. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев. Многораспевность. Светская музыка и наиболее популярные инструменты.
Раздел IV. Искусство средневекового Востока.
Искусство Индии. Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Пещерные храмы для моления (чайтьи). Богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение к архитектуру мусульманских традиций. Росписи в пещерных храмах Аджанты. Миниатюрная живопись Индии. Истоки индийской музыки. Спектакль как единство музыки, пения и танца.
Искусство Китая. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Китайская стена, ее назначение. Особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией. Характерные черты китайской живописи и графики.
Искусство Страны восходящего солнца. Выработка собственного архитектурного стиля. Иероглифическая каллиграфия. Садово-парковое искусство. Сад камней в Киото. Цветная гравюра на дереве. Скульптура нэцкэ.
Искусство исламских стран. Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций. Типичные архитектурные сооружения исламских стран. Основные виды изобразительного искусства. Арабеска. Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение. Рубаи Омара Хайяма. Своеобразие традиционной музыкальной культуры.
Раздел V Искусство Возрождения.
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Характерные особенности и значение творчества Джотто. Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Значение творчества Боттичелли. Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения. Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна творчества Брунеллески. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Возведение собора Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих».
Мастера венецианской живописи. Беллини как основоположник венецианской школы живописи. Художественное мастерство Джорджоне. Художественный мир Тициана. Богатство тематики и жанровое разнообразие в творчестве. Веронезе — певец праздничной Венеции. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.
Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Многогранность и оригинальность творческого дарования Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера. Искусство портрета в творчестве художника. Интерес к изображению мира живой природы.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Основные жанры духовной и светской музыки. Разработка новых правил полифонического исполнения. Начало профессионального композиторского творчества. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные представления. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Актерская импровизация — основа сценического искусства. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Значение шекспировского театра.
Учебно — тематический план
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций | 8 | ||
2 | Искусство Античности | 5 | ||
3 | Искусство средних веков | 9 | 1 | |
4 | Искусство Средневекового Востока | 4 | ||
5 | Искусство Возрождения | 8 | ||
Итого : | 34 | 1 |
|
Календарно — тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций — 8 час. | ||||
1 | Введение в МХК. Поэзия мифа и проза истории | 1 | 3.09 | |
2 | Виды искусства | 1 | 10.09 | |
3 | Искусство первобытного человека | 1 | 17.09 | |
4 | Древний Египет — циклы мифов, каменный архив. | 1 | 24.09 | |
5 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта | 1 | 1.10 | |
6 | Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | 8.10 | |
7 | Художественная культура Мезоамерики. | 1 | 15.10 | |
8 | Возникновение письменности. | 1 | 22.10 | |
Искусство Античности - 5 часов | 12.11 | |||
9 | Греческая мифология и её отражение в искусстве и литературе. | 1 | 19.11 | |
10 | Архитектурный облик Древней Эллады | 1 | 26.11 | |
11 | Архитектурные достижения Древнего Рима. | 1 | 4.12 | |
12 | Изобразительное искусство Древнего Рима | 1 | 10.12 | |
13 | Театр и музыка Античности. Тест. | 1 | 17.12 | |
Искусство Средних веков- 9 часов. | ||||
14 | Мир византийского искусства | 1 | 24.12 | |
15 | Архитектура западноевропейского Средневековья. | 1 | 14.01 | |
16 | Изобразительное искусство Средних веков | 1 | 21.01 | |
17 | Театр и музыка Средних веков. | 1 | 28.01 | |
18 | Искусство Киевской Руси, тест | 1 | 4.02 | |
19 | Развитие русского регионального искусства. | 1 | 11.02 | |
20-21 | Искусство единого Российского государства. | 2 | 18.02 26.02 | |
22 | Театр и музыка Древней Руси | 1 | 3.03 | |
Искусство средневекового Востока - 4 часа | ||||
23 | Искусство Индии. | 1 | 10.03 | |
24 | Искусство Китая | 1 | 17.03 | |
25 | Искусство Страны восходящего солнца. | 1 | 24.03 | |
26 | Искусство исламских стран. | 1 | 31.03 | |
Искусство Возрождения — 8 час. | ||||
27 | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения | 1 | 7.04 | |
28 | Архитектура итальянского Возрождения. | 1 | 14.04 | |
29 | Титаны Высокого Возрождения | 1 | 21.04 | |
30 | Мастера венецианской живописи. | 1 | 28.04 | |
31 | Искусство Северного Возрождения | 1 | 5.05 | |
32 | Музыка Эпохи Возрождения | 1 | 12.05 | |
33 | Театр эпохи Возрождения | 1 | 19.05 | |
34 | Итоговый урок по МХК , тест | 1 | 26.05 |
Приложение
Фонд оценочных средств
Тема : Искусство Киевской Руси
Контрольные вопросы предмет Мировая художественная культура класс 10
Тема «Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства»
1.Назовите дату возникновения Киевской Руси (последняя четверть 9 века)
2.В каком году Киев стал столицей нового государства? (882г.)
3.Назовите имя Князя , возглавившего это государство ( Олег Вещий)
4.Первоначальное вероисповедание (язычество)
5.Большой каменный столп, имеющий четыре грани , покрытых барельефами с раскрашенными фигурами богов, богинь, людей, на которых держится земля (Збручский идол )
6. Синкретические действа, в которых особое значение имели ритуальные слова, движения, жесты, мимика , танцы, песни (древние обряды)
7.Народные «спектакли», приуроченные к определенным датам календаря (календарные праздники)
8.Праздник проводов Зимы, сохранившийся до наших дней (Масленица)
9.Главная цель календарных праздников (забота об урожае)
10.Обряды, приуроченные к важным этапам земного пути человека ( семейно-бытовые)
11.Назовите дату окончания языческого периода (988 г. Крещение Руси)
12.Город, « Мать городов русских», воздвигнутый на Днепре в начале 11 века (Киев)
13.Чем было ознаменовано торжество православия на землях Древней Руси? (строительством соборов)
14.Первый 25-главый каменный храм, построенный на 1/10 часть великокняжеских доходов. (Десятинная церковь)
15.Грандиозный каменный храм(1017-1037гг.), плод совместного творчества иностранных и отечественных зодчих, «главный документ» Киевской Руси (Собор Святой Софии Киевской)
16.Сколько куполов в храме? (13, Образ Иисуса Христа и двенадцати апостолов)
17.Что расположено в центре алтарной композиции храма (изображение Богоматери)
18.Это изображение небесной заступницы получило название …(нерушимая стена)
19.Какое искусство росписи стен храмов 1) пройдет длительный путь, а какое 2) станет не по карману ? (1) фрески ,2) мозаика )
20.Назовите последний шедевр мозаичного искусства Киевской Руси (работы для Михайловского Златоверхого Монастыря 1112 год)
27.Знаменитая греческая икона, дошедшая до наших дней ( Владимирская Богоматерь)
( Итоговый тест)
Годовая контрольная работа.
- Архитектура и скульптура Древней Греции.
- Живопись в древнем Египте.
- Средневековая театр.
- Особенности Северного Возрождения.
- Особенности культуры Доколумбовой Америки
Вариант 2.
- Архитектура и скульптура Древнего Египта.
- Живопись Византии
- Сравнить романский и готический стиль.
- Особенности Раннего Возрождения
- Культура Критской – микенской цивилизации
Вариант 3.
- Культурные памятники первобытного мира
- Театр Древней Греции
- Куртуазная культура средневековья.
- Особенности Высокого Возрождения
- Особенности культуры Древней Передней Азии.
Критерии оценок.
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...