Урок ОПК в 4 классе на тему "Золотое правило этики"
план-конспект урока по мхк
Урок может быть использован для проведения классного часа, внеклассного мероприятия. Содержание урока имеет высокую воспитательную ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_zolot_prav_etiki.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по ОПК в 4 классе: «Золотое правило этики».
Учитель: Введенская Елена Анатольевна, преподаватель ОРКСЭ и ОДНКНР МБОУ «СОШ №2 городского округа город Волгореченск»
Дата проведения урока: 10 декабря 2020 г.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о «золотом правиле этики», объяснить суть человеческих взаимоотношений на примере действия золотого правила нравственности.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни;
развивающие: развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям; развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог;
воспитательные: формировать у школьников мотив к нравственному поступку, к осознанному выбору жить по совести, понимание самой жизни, как бесценного дара, через знакомство с золотым правилом этики; способствовать формированию дружного коллектива в классе; мотивировать на отказ от конфликта, нахождение компромиссного решения в любых спорных ситуациях; мотивировать на доброжелательное отношение к людям.
УУД:
Личностные:
развитие этических чувств как результата морального поведения,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания.
Метапредметные:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию.
Предметные:
знакомство с главным правилом человеческих отношений - «золотым правилом этики», понимание его значения в оценивании собственного поведения,
знакомство с понятием «неосуждение» других людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение.
Уметь строить человеческие отношения согласно главному правилу этики.
Личностные:
- стремление к усвоению основных общепринятых норм морали и нравственности;
- стремление к усвоению основных категорий золотого правила нравственности и их применение;
- стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми;
- уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к неосуждению их.
Метапредметные:
- уметь находить примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни;
- уметь выделять основные категории золотого правила нравственности;
- иметь представления о терминах и понятиях: золотое правило этики, неосуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;
- стремиться к выстраиванию правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;
- стремиться к усвоению общепринятых человеческих норм морали и нравственности.
Технологии, методы:
наглядный, словесный, практический (с элементами эвристического метода), ИКТ.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание по теме, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, участие в учебном диалоге, ресурсный круг.
Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация «Золотое правило этики», учебник: Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы, предметы (зеркало, бумеранг, бумажное солнышко).
Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение.
Ход урока:
- Организационный момент.
Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Начнем наш урок.
- Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение цели, темы урока.
Я принесла для вас некоторые предметы: (показываю ребятам) зеркало, бумеранг, бумажное яркое солнышко. Зачем? На этот вопрос, уверена, вы ответите в конце урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите пословицы. Прочитаем их:
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
На добрый привет - добрый ответ.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
...
Да, вы правы. Сегодня мы говорим об отношениях между людьми. Тема нашего урока – «Золотое правило этики». Запишем ее в наши тетради. Как мы понимаем все три слова темы?
…
Золотое – важное, ценное.
Правило – это то, что нужно знать и выполнять всем.
Этика – наука об отношениях между людьми, о правилах поведения.
- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Кто дал людям это золотое правило? Сын Божий Иисус Христос, когда приходил на землю и учил людей, как жить в согласии и любви с Богом и людьми. Прочитаем эти золотые слова в учебнике и весь материал учебника урока 13 (стр. 46-47).
…(изучающее чтение учебника).
Поработаем в тетрадях, чтобы еще раз осмыслить и понять прочитанное.
Запишите пропущенные слова. Почему правило назвали золотым?
«Итак, во всём, _________________________________________
____________________________, так и поступайте и вы с ними».
- Первичное применение приобретенных знаний.
План устного ответа на тему «Почему нельзя осуждать, сплетничать?» стр.46-47.
- Этому людей учил _______________________________________
- Сплетник приписывает другим то, _________________________
- Лекарство от болезни осуждения: помнить ______(о своих грехах, о Божьем Суде «Отче наш»)
- Осуждение слишком _________________, мешает видеть ______
- Надо осуждать не человека, а _____________________________
Знакомство с притчей.
Ребята, как вы понимаете, что такое сплетни?
(Наговор на человека. Неправда, ложь, рассказ о том, чего не было)
Сплетни можно сравнить с грязью, с пылью. Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо?
(Если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть.)
- Вот также и дурные слухи о человеке мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это так же, как смотреть на мир сквозь грязное стекло. Представьте, что вы смотрите на мальчика через забрызганное грязью стекло. Вы хорошо его разглядите? (ответы) А если стекло еще больше испачкать? (ответы) Вы даже не увидите, какого цвета у него волосы, глаза…
Также и наша душа: когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видим в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. Ведь прежде чем бросить эту пыль и грязь в другого человека, мы испачкаем ею свои руки.
Чтобы понять еще одну важную мысль урока, я прочитаю вам мудрую притчу. Вы помните, что притча – это рассказ с глубоким смыслом, поучением.
Мир вокруг нас - наше отражение. (ПРИТЧА)
У ворот одного восточного города сидел старик и смотрел на суетящихся людей. К нему подошел молодой парень и после приветствия спросил: «В этом городе я ещё не был ни разу. Скажи мне, какие люди в нём живут?»
Старик отпил воды и ответил вопросом: «Скажи мне, а в городе, в котором ты жил, какие люди были?»
-«В моём городе меня окружали злые и эгоистичные люди, из-за этого я ищу другой город», - ответил парень.
-«В этом городе ты встретишь таких же злых и эгоистичных людей», - ответил старик.
Спустя некоторое время к старику подошел другой человек с аналогичным вопросом: «Я только что приехал, ищу город, в котором живут хорошие люди. Скажи, мне, что за люди живут в этом городе?»
Старик взглянул на него и опять ответил вопросом: «Скажи мне, а в городе, в котором ты жил, какие люди были?»
–«О, это были благородные, гостеприимные и добрые люди. Мне нелегко было уезжать и расставаться с ними» - сказал он.
–«Ты встретишь и здесь много таких людей», - ответил старик.
Рядом стоящий купец, который поил своих верблюдов у воды, услышал оба ответа старика. Подошёл и упрекнул его, сказав: «Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?»
«Сын мой, – ответил старик, – каждый из нас носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. И напротив, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь также найдет верных и преданных друзей. Ведь, окружающие нас люди становятся тем, что находим в них мы».
Мир вокруг нас - наше отражение.
Ребята, вам понятно теперь, почему я принесла на сегодняшний урок зеркало? А для чего я принесла бумеранг?
…
Вы абсолютно правы. Если о вас кто-то сплетничает, то, скорее всего, сначала сплетничали вы. Если к вам с добрыми словами подбегает одноклассник, то, скорее всего, он помнит тепло ваших добрых слов и поэтому рад вас видеть. К вам вернулись ваши бумеранги.
Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется что-нибудь просить…
Прочитаем рубрику «Это интересно» на с. 47 и устно объясним выражения:
«Сучок в глазе брата твоего» – это ___________________________
«Бревно в твоём глазе» - это ________________________________
Лицемер – это человек, который ____________________________
Быть милосердным – это значит ____________________________
- Творческое закрепление материала.
«Итак, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди…» А как вы хотите, ребята, чтобы к вам относились другие? На следующем слайде фразы, которые мы продолжим:
- Я хочу, чтобы другие люди ко мне относились…
- Я хочу, чтобы для меня люди делали…
- Я хочу, чтобы окружающие…
(Ученики отвечают, передавая бумеранг по кругу друг другу).
Вы действительно этого хотите? Как же это сбудется? Где та волшебная палочка, которая нам поможет? Или для этого нужно перенестись в чудесную страну добрых людей?
…( Ребята делают вывод о том, что нужно самим поступать также).
А не обедняем, растрачивая свою доброту на других? Другим все отдадим, а сами-то с чем останемся?
…
На мои вопросы ответ на стр. 34 учебника в теме «Православное учение о человеке». Вспомните: «У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир». То есть, когда мы отдаем частицу тепла и доброты своего сердца, Господь возвращает в наше сердце гораздо больше. Это тоже действие закона бумеранга.
Понятно вам, ребята, почему я принесла на урок солнышко?
…
Ребята, давайте подарим сейчас друг другу частицу нашей доброты и света, скажем друг другу что-то хорошее.
(Ресурсный круг «Знаешь, (имя), я хочу тебе сказать …»). Ребята передают друг другу солнышко.
Вернулось к вам ваше добро, ребята? Какая же правильная детская песенка «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
- Итоги урока, оценки и домашнее задание.
- Всем спасибо за работу, Вы – молодцы. Оценки за урок: … Я от всей души желаю вам, ребята, чтобы добрые и чистые зеркала ваших душ отражали светлый и радостный мир вокруг вас!
Домашнее задание: стр. 47 учебника, устно ответить на 3 вопроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"
Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...
урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"
Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...
Урок истории 8 класс Отмена крепостного права
Урок построен на основе модульно-редуктивного обучения. В течение урока учащиеся работают с листом для учащихся....
Урок в 8 классе "Отмена крепостного права"
Урок в 8 классе "Отмена крепостного права" разработан в рамках ФГОС. Материалы урока включают конспект, презентацию, задания с использованием интерактивной доски, видеоматериалы, рабочий лист для учащ...
Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"
Конспект урока истории России в 8классе Урок истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...
конспект урока в 5 классе по теме "Правила вокруг нас"
Данный урок был проведен в 5 классе. На уроке проходила игра-соревнование по станциям по теме "Правила вокруг нас"...
Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"
Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"...