Музейный урок. Окружающий мир 3 класс. "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по мхк

Введенская Елена Анатольевна

Урок имеет краеведческий компонент. Идея урока - поиск сокровищ по старинной карте. В конце урока учащиеся приходят к выводу, что настоящее сокровище - русская культура, старинные города, их достопримечательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_urok_vvedenskaya.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Музейный урок-путешествие в 3 классе по теме «Золотое кольцо России»

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление о Золотом кольце  России как величайшей культурной, исторической и духовной ценности русского народа;
  • воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • создание условий для формирования у школьников понятия «Золотое кольцо России»;
  • ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в Золотое кольцо России.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса детей, образного мышления, воображения, речи учащихся, их кругозора;

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;
  • воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.

Форма урока: виртуальное путешествие с элементами игры.

Оборудование: экспонаты школьного музея русского быта и прикладного творчества,  связанные с городами «Золотого кольца»; карта «сокровищ»; изображения гербов городов Золотого кольца; учебник «Окружающий мир» для 3 класса, 2 часть; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока:

1. Мотивация.

- Сегодня урок окружающего мира пройдет в нашем школьном музее. Я узнала, что вы будете изучать тему «Золотое кольцо России» и неслучайно пригласила вас к себе, чтобы вы помогли мне кое в чем разобраться. Дело в том, что я недавно обнаружила в музее необычную карту с цифрами. Как вы думаете, где она лежала? (ответы уч-ся, достаю из плетеного сундука карту с обгоревшими краями). Посмотрите на нее внимательно. Может быть, в одном из старинных русских городов находятся сокровища, и это какой-то шифр? Вам интересно? Давайте сначала познакомимся поближе с каждым городом на этой карте, а потом подумаем над шифром. Согласны?

- Итак, следуя по маршруту карты, мы отправляемся в воображаемое путешествие по старинным русским городам. Представим себя в роли туристов. Города, в которых мы побываем, расположены на маршруте «Золотое кольцо». Давайте посмотрим на карту в учебнике на стр. 86. «Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам. «Золотому кольцу» - популярному и самому известному сегодня бренду российского туризма без малого 50 лет. Маршрут с таким названием был создан в конце 1960-х гг., прежде всего, для приезжающих в СССР иностранных туристов. Он проходил по старинным русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее культуру.

Золотое кольцо России — это древние русские города, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, они – центры народных ремёсел. Города Золотого кольца принадлежат к пяти областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской. В Золотое кольцо входят восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. В города Золотого кольца часто включают Углич и Плес, о которых сегодня тоже пойдет речь.

(Работа со стр. 53 в рабочих тетрадях – запись городов Золотого кольца: задание 1,2).

 

2. Целеполагание.

  • Ребята, посмотрите на карту городов Золотого кольца в рабочей тетради еще раз. Почему маршрут называется  кольцо? И почему Золотое? (Выслушиваются ответы детей)
  • Какие бесценные сокровища есть в каждом городе? В конце урока вы сами сможете ответить на этот вопрос и, уверена, поможете мне раскрыть тайну этой карты.

 

3. Организация учебной деятельности учащихся.

- Путешествовать мы будем группами. Каждая группа получает задание познакомиться с одним из городов Золотого кольца. Вы внимательно читаете о нем в учебнике и выданном вам дополнительном материале, заполняете свою часть таблицы в рабочей тетради на странице 54 с помощью текстов и иллюстраций учебника. Затем вы рассказываете друг другу в группе о городе и его достопримечательностях по алгоритму (он на доске).

 Алгоритм знакомства с городом.

  1. Показать город на карте
  2. Кто и когда основал город?
  3. Откуда произошло название города?
  4. Главные достопримечательности города?

а) монастырь, соборы

б) кремль,

в) собор,

г) река, озеро,

д) музеи

и т. д.

  1. Знаменитые люди города.

- После рассказа друг другу по алгоритму вы выбираете одного человека из группы, кто будет экскурсоводом для класса и расскажет об этом городе. Класс в это время внимательно слушает и заполняет таблицу на стр. 54 в рабочей тетради. Ваши рассказы я буду дополнять. В нашем музее есть много экспонатов, связанных с городами Золотого кольца. Музейные вещи помогут нам представить себя в другом городе, понять его самобытность.

- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. А кто был из вас в Москве?

  • Какие впечатления, что запомнилось особенно?
  • А вы знаете, кто и когда основал Москву?

Город Москва - столица  нашей Родины. Он  был основан в 1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

- Как вы думаете, в нашем музее есть экспонаты из Москвы? (Рассказ о куклах с киностудии «Союзмультфильм», подаренных музею Натальей Васильевной Сумароковой, бывшей начальником цеха киностудии «Союзмультфильм», потомком старинного дворянского рода Сумароковых, связанных с нашим краем. Показываю куклы и кадры мультфильмов из уголка дворян Сумароковых нашего музея).

- Итак, раздаю группам задания и желаю вам счастливого путешествия. (10 мин. на работу в группах)

4.  Контроль и коррекция (в процессе контроля).

- Итак, кто же начнет нашу экскурсию? (Играем в «Колечко», кладу колечко в руки  ребятам по логике карты Золотого кольца). Прикатилось наше колечко в Сергиев Посад.

Ответ учащегося, запись классом достопримечательностей в таблицу.

- (Показываю учащимся музейный экспонат – Богородскую игрушку). В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Что же касается игрушек, то рассказывают, что их вырезал из дерева еще сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы доставить радость крестьянским детям. Предание прочно связало имя великого Радонежского игумена с Богородской игрушкой.

Рассказы учащихся о городах Золотого кольца. (Обращаю внимание на изображения гербов.)

Дополнения учителя:

Ростов – показ ростовской финифти (серьги, кулон), слушание аудиозаписи ростовских звонов, показ литых малых колоколов школьного музея.

Углич – показ ручных часов «Чайка». Обратить внимание ребят на герб города и церковь царевича Димитрия на крови.

Ярославль – деревянная фигура медведя из Ярославля.

Кострома –экспонаты: петровская игрушка, экспонаты из ивовой лозы, ювелир. украшения, …  (Деревня Кузовцово на месте Волгореченска с говорящим названием. Плетеные корзины на фронт. Основные промыслы костромского края: ювелирный, глиняный, льняная промышленность …

Иваново – обратить внимание на герб города. Показ прялки. Палех в 60 км от Иванова. Показ экспонатов из Палеха. ? ребятам: Какие иконы в нашем храме написаны в Палехе?

Владимир – показ макета храма Покрова на Нерли в 3 км от Владимира 1165 г.

5. Рефлексия.

- Ребята, давайте обратимся к таинственной карте, попробуем разгадать шифр и узнать, в каком же городе спрятаны сокровища.

Шифр:

1 – 1,2

6 – 1

7 – 5,6

8 – 4,4

9 – 1

6 – 1

Учащиеся приходят к выводу: первый столбик цифр – номера городов по порядку( 1 – Москва, 2 – Сергиев Посад …Второй столбик цифр – буквы по порядку в названии города. Шифр – моя Россия. На фоне песни «Моя Россия» в исполнении группы «Непоседы» учитель делает вывод:

- Главное наше сокровище и богатство – наша прекрасная Родина с ее неповторимыми храмами и монастырями, памятниками старины и самобытной культурой. Города Золотого кольца – поистине жемчужины России, ее богатство, сила, честь. Вы согласны?

6. Домашнее задание: задание 8 в рабочей тетради на стр. 58-59 (подробное сообщение об одном из городов Золотого кольца.

7. Оценки за урок.

Литература:

  1. Города Подмосковья. Кн. 2. — М.: Московский рабочий, 1980.
  2. Вагнер Б. Б. Золотое кольцо Подмосковья. — М.: Вече, 2007.
  3. Рапопорт А. Д. Золотое Кольцо. Путеводитель. — Вокруг света, 2006.
  4. Мясников А. Л. Золотое кольцо. История городов. Подарочное издание. Александр ПРИНТ, 2000.
  5. Егорова Л. А. Окрестности Москвы. — ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
  6. Глушкова В. Путешествие из Москвы в Ярославль. Москва — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль. М.: Вече, 2007.
  7. Ярославль: история и архитектура / авт.-сост.: Д. С. Никитин, О. В. Тюремнова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.
  8. Дмитриев Ю. А., Дятлова Н. И., Савинова Р. Ф. Улицы Владимира. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989.
  9. http://images.yandex.ru
  10. http://www.727373-info.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе "Золотой запас русского языка"

Систематизация знаний об изобразительных средствах при подготовке к ГИАПрезентация к уроку...

презентация к уроку в 5 классе "Золотая осень"

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать познавательные способности каждого ученика, создаёт эмоциональный...

Урок математики 8 класс "Золотое сечение"

Полный конспект урока математики 8 класс "Золотое сечение". Урок можно давать в теме "Пропорциональное деление отрезка на части" или "Решение квадратных уравнений".  Комбинированный урок алгебры,...

Конспект внеклассного мероприятия (музейный урок) "За чашкой чая о ремёслах России и Англии»

Данный урок в школьном музее развивает познавательный интерес учащихся к родной истории и к истории страны, изучаемого языка; знакомит их с культурой и развитием ремёсел на Британских островах, позвол...

Методическая разработка урока «Окружающий мир», 3 класс «Школа России»

Цели урока:Продолжить работу по углублению представлений учащихся о животных, ознакомить с основной классификацией животных; рассмотреть особенности каждой группы.Учить анализировать, наблюдать, сравн...