Конспект урока в 9 классе "Золотой век русской литературы" (обзор)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дисциплина: литература
Аудитория: 9 класс
Тема: Золотой век русской литературы (обзор)
Цель: ввести в базу учащихся общие сведения о литературе России 19 века, выявить характерные черты её развития в данный период.
Задачи:
Образовательные:
- проанализировать понятие «русская классическая литература»;
- познакомиться с основными литературными направлениями «золотого века»;
- сопоставить романтизм и реализм как литературные направления, выявив основные черты.
Развивающие:
- развивать видение межпредметной связи между историей и литературой;
- развивать аналитические способности в плане сравнения литературных направлений;
- расширять познавательную сферу учеников (определённая эпоха связана с историческими событиями, которые часто находят отражение в литературном творчестве);
Воспитательные:
- воспитывать осмысление русской литературы и её значения в мировой литературе; чувство патриотизма, гордости за великих поэтов и писателей, родившихся и творивших на земле российской.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу садиться. Поздравляю вас с началом 2 учебной четверти и желаю вам удачи в постижении поэтической и писательской мыслительной деятельности, новых открытий!
II.Постановка целей урока.
Ни для кого не секрет, что одним из самых драгоценных металлов является золото. Оно ценилось во все времена. На прошлых уроках мы с вами знакомились с литературой 18 века. Время не стоит на месте, на смену приходит 19 столетие. Как вы думаете, как можно связать моё замечание по поводу драгоценного металла с литературой 19 века. Подмечу, что в данный период появляются такие знаменитые поэты и писатели, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский. И вот моё задание к вам, уважаемые девятиклассники: подберите эпитет 19 веку с точки зрения литературы, приняв во внимание мои размышления о драгоценных металлах, а затем поясните, почему такая параллель в рассуждении возможна? (Ответы учащихся). Теперь я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока, исходя из ваших предложений. (Ответы учащихся). Попрошу вас записать тему урока в тетрадь. Сегодня 5 ноября. Разумеется, что литература в 19 веке не была оторвана от предыдущих поколений, поэтом вобрала в себя лучшие традиции древнерусских трудов и предшествующего века, достигнув невероятного развития, которое дало свои положительные результаты. Именно в данный период русская литература выходит на международную арену, обратив на себя внимание западных творцов пера. Некоторые русские литераторы стали учителями для зарубежных писателей и поэтов. Зная, что литература всегда тесно связана с историей, скажите, пожалуйста, каких целей мы должны сегодня достичь:
Проследить, какие события в истории наиболее ярко отразились в народе? Понять, как реагирует русская литература 19 века на окружающие события? Решать данные вопросы мы будем в течение урока.
III.Словарная работа (документ-камера).
Каждый из вас хоть раз слышал выражение «классическая литература». Так говорят о периоде 19 века. Давайте заглянем в литературоведческий словарь и выясним значение понятий «классическая литература», «классика», «писатель-классик»?
Классический —
1. античный и тем самым образцовый;
2. связанный с изучением античных языков и литературы;
3. относящийся к классицизму;
4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.
Классик —
1. специалист по классической филологии;
2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.
Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
Заметьте, что слова, разобранные нами по словарю, многозначны, слово «классический» можно трактовать по-разному, однако, стоит помнить о том, что слова «классика» и «классицизм» - однокоренные. А с понятием «классицизм» вы уже знакомы. Напомните, пожалуйста, что это такое. (ответы учащихся).
Общая характеристика русской литературы ХIХ века.
Само 19 столетие, как и литературу соответствующего периода, можно поделить на 2 части-периода: первая половина века и вторая половина века.
Изучение любого литературного произведения надо начинать со знакомства с историческими предпосылками, поскольку без этого невозможно выяснить мотивы, причины появления того или иного творения. Поэтому знание истории поможет нам установить логику зарождения идей в умах поэтов и писателей.
Работа с презентацией. Сегодня мы с вами будем работать с таблицей, состоящей из трёх колонок. В первой колонки будет отражаться название периода, во второй – важнейшие исторические события, повлиявшие на развитие литературы, в третьей колонке – общие черты, характерные для этапа.
1 колонку мы легко можем заполнить, поскольку уже поделили весь век на две части.
Реализация домашнего задания.
Учащиеся представляют свои сообщение об основных событиях истории данных периодов, попутно учащиеся заполняют таблицу.
Учитель и подготовленные ученики рассказывают, учащиеся попутно заполняют 3 колонку таблицы.
Период | Важнейшие исторические события в Европе и России | Общая характеристика развития русской литературы ХIХ века |
I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов) | Открытие Царскосельского лицея (1811) - Байбакова. Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе - Бикмеева. Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение - Аптикаева. Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций - Габдуллина. Революции в Европе (1848—1849), их подавление – Васильева. | Освоение европейского культурного наследия – Сайфутдинов. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма. Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным - Киреев. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой - Галяутдинов. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана |
II половина ХIХ века (1852—1895 годы) | Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855) - Гареева. Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия - Журавлёва. Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований - Измалков. Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций – Камалов. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата - Рафикова. Пропаганда идей марксизма - Султанова. | Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов |
Материал для учителя к лекции: сначала выступление ученика об освоении европейского культурного наследия. Фольклор продолжал жить и в 19 столетии.
Пока не отменили крепостное право, в творчестве народа в основном звучал призыв к отмене гнёта крестьян. Простой народ боролся против феодального строя с оружием в руках, не забывая отражать свой настрой и в творчестве.
(О закате классицизма и сентиментализма, напоминание основных черт).
Ко времени месту возникновения такого литературного направления, как романтизм, можно отнести Европу конца 18 века. В это время и в России, и во всей Европе люди переживают сильнейшие преобразования, которые глубоко отражались в душе каждого человека. Начать стоит с Французской революции, которая длилась с 1789 по 1814 годы. Под влиянием данного события, которое было наполнено шоком переворотов, переворот произошёл и в литературе, что кардинально изменило самосознание широких слоёв населения. Основные особенности: внимание к внутреннему миру героя, отказ от культа разума, под образом героя часто прячется образ самого автора с его истинными жизненными перипетиями судьбы, он всегда окружён ореолом таинственности, загадочности, но многим не удаётся его понять, поэтому он противостоит обыденному миру, ищет идеала и свободы для своих возвышенных устремлений.
В 19 веке по сравнению с 18 столетием увеличилось число людей, обращающих свой взор к литературе, ведь раньше это было прерогативой узкого круга образованных людей. С появлением образованного общества появляется возможность серьёзно читать и анализировать стихотворения и прозаические произведения соотечественников. Дворяне начали ставить литературу в один ряд с театром и музыкой, конечно, развитие больше происходило пока только в Санкт-Петербурге и Москве. Литературы и общественные деятели установили традицию собираться в литературные общества и кружки, многие из которых являлись подпольными, запретными в виду их пропагандистской деятельности.
В противовес деспотичному Павлу 1 взошедший на престол Александр 1 был настроен более демократично, поэтому общественная жизнь с 1801 года немного оживает. Пресса и литература получают второе дыхание, на слуху всё больше либеральные идеи. Журналы и альманахи, которые появляются в это время, чётко делятся на два противостоящих лагеря: либерально-демократические и консервативно-монархические. Кто-то считал, что народ готов к переменам в политическом строе, а кто-то говорил о том, что народ тёмен, не образован, и рано говорить о свободе, поскольку это не приведёт ни к чему, кроме анархии и произвола.
Сообщение ученика «Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным».
Основные приоритеты русских романтиков: искусство должно быть современным, оно не должно брать свои истоки из-за границы, а должно основываться на наших традициях и устремляться к воспитанию настоящих граждан. Очень рьяно пытались следовать этим канонам молодые писатели-декабристы – Пушкин и Лермонтов. Уже тогда характерно настроение разочарованности в культе разума, в движущей силе просвещения.
Реализм — литературное направление, в котором окружающая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры действуют в типических обстоятельствах». Теперь каждое произведение отражает жизнь, которой стоит поучиться. Жизнь полна противоречий, а человек, его личность теперь рассматривается в нескольких контекстах –психологическом, социальном. В то же время романтики отвергали реальность, считая, что она полна грязи и быта, который только мешает постигать истинные цели, связанные с высокими чувствами, с достижением совершенства и свободы. Основные особенности: все события являются следствием истории, все явления в жизни логично взаимосвязаны, окружающее общество и настроения влияют на мироощущение человека, фактически говоря поговоркой: «Жизнь – не сахар». Она полна конфликтов.
Очень скоро неустроенность жизни склонит большинство писателей к реализму. Тогда и появляется обращение к социальной сатире. Ещё Н.А. Некрасов считал, что любовь и заботу стоит выказывать через острое осмеяние недостатков, пороков, которые нужно искоренять во благо светлого будущего. Например, сатирическим смехом были наполнены произведения Н.В. Гоголя, который смотрел сквозь него на любые социальные проявления. Несомненно, нужно было обладать высоким уровнем внимательности знанием психологии человека в обществе. Гоголь наряду с современниками стал развивать в литературе образ «маленького» человека. За основу можно взять произведение «Шинель». Чаще всего – это угнетённый человек, не воспринимаемый обществом, права которого постоянно ущемляются. Призыв обратить внимание на таких людей прокатился в русской литературе упрёком к сильным мира сего. В противовес иронии, сатире Гоголя выступали поэты-лирики, которые брали за основу своего творчества романтизм, считая, что только в светлой грусти лирического героя можно увидеть отражение собственной души, что может способствовать переосмыслению личных ценностей.
Павел 1 в цензуре ориентировался на екатерининские идеи, а, следовательно, следующий правитель – Александр 1 считал их устаревшими и непригодными для эпохи своего правления. Ведь при Екатерине было гарантировано процветание науки и литературы. Поэтому 31 марта 1801 г. Александр I подписывает указ:
«Простирая попечения Наши в пользу верноподданных Наших и желая доставить им все возможные способы к распространению полезных наук и художеств, повелеваем учиненные указом 18 апреля 1800 года запрещения на впуск всякого рода книг и музыки отменить, равномерно запечатанные по повелению июня 5-го дня 1800 года последовавшему частные типографии распечатать, дозволяя как провоз иностранных книг, журналов и прочих сочинений, так и печатание оных внутри государства по точным правилам, в указе от 16-го сентября 1796 года постановленным».
Но уже в 19 веке негативно отзываются в правящих кругах и о творчестве Салтыкова-Щедрина, представлявшим чиновников бесполезными белоручками, неспособными без народа ни к чему, кроме «поедания булочек», и о творчестве Тургенева за идеи нигилизма, отрицавшего смысл человеческого существования и какого-либо порядка.
Александр 2 пришёл на смену власти Николая 1, выступив освободителем, который отменил крепостное право, разрешил обсуждение реформ в области политики и общества в прессе. В этот период ослабляется цензура. Можно считать данный период «оттепелью».
Такие известные личности, как Пушкин, Гоголь, Островский, Грибоедов, положили начало реалистическим традициям в русских романах 19 века. Писатели работают над причинами возникновения освободительных движений, описывают образы, которые казались идеалами для народа. Государство не выступает единственно правой силой, что позволяет говорить о вере в народных освободителей, которые, конечно, не идеальны в своих действиях, но в конечном счёте события формируются таким образом, что заставляет торжествовать добро над злом. В это время появляются такие герои, как Чацкий, которые качеством противостоял количество устаревшему обществу, основанному на иерархии власти (А.С. Грибоедов). В эту же эпоху появляется и образ Емельяна Пугачёва, называвшегося Петром 3, обещавшего свободу угнетённому властью народу. Островский приводит в народное сознание Екатерину, свою героиню, которая станет «лучом света в тёмном царстве», выступая против закостенелого двора Кабанихи. А гоголевский «Ревизор» с его немой сценой и «Мёртвые души» как история развития русского характера – настоящие шедевры сатирической мощи «золотого века».
Общество могло использовать единственной возможный способ высказать своё мнение – литературные журналы. Они объединяли труд деятелей различных искусств, от художников до писателей, которые одинаково смотрели на развитие социума и литературы эпохи. Журнальные статьи просматривались лично царём, поэтому писателям часто приходилось менять стиль, использовать различные литературные приёмы: аллегории, например. А.С. Пушкин и историк-писатель П.П. Свиньин издавали журналы «Современник» и «Отечественные записки», в котором издавались статьи по истории, географии, а также особое внимание уделялось быту и нравам российских людей.
Народничество — политика интеллигенции со второй половины 19 века, которая призывала сблизиться с простым народом, найти свои истоки и место в жизни. Интеллигенты чувствовали, что потеряли свою связь с народной правдой и мудростью. Первым этапом становления народничества можно считать дворян, марксистов.
Скульптор Александр Михайлович Опекушин создал памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который был установлен 6 июня 1880 года. Бронзовый памятник был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (теперь Пушкинская). Только в 20 веке его переместили на другую сторону площади.
Развивались светские СМИ. В Петербурге выходило 47 изданий, в Москве – 84, в глубинке – 3. Многие из них существовали не более 2 лет. Самым долговечным оказался “Вестник Европы”, который издавался практически 30 лет. В этот период больше писали о моде, светских приёмах, сплетни из жизни знатных особ.
Тогда же процветает работа поэтов чистого искусства, таких как А. Фет, Ф. Тютчев. Их поэзия была наполнена намёками, догадками, недосказанностью. Здесь больше отражаются не мысли и чувства, а поток сознания поэта. По мнению представителей данного направления – искусство и жизнь два параллельных полюса, которые не должны иметь ничего общего.
В широком кругу литературы золотого века было принято обличать социальное неравенство и общественные порядки 19 века. Тут можем вспомнить славное имя Ивана Андреевича Крылова. Он создаёт сатирические картины несовершенства в баснях «Обоз» и указывает на недальновидность тёмного общества в басне «Лягушки, просящие царя».
Усиление роли сказочно-легендарных и фантастических мотивов в литературе обусловлено тем, что теперь принято было рассматривать события не только через призму чуда, но, обращая внимание на поступки героев, а Салтыков-Щедрин и вовсе создавал взрослые сказки, иронично намекая на привычку надеяться на «авось», вечно искать виноватых, не замечая собственных недостатков. От сказки остаётся только гипербола, призванная усилить недоумение или смех читателей над глупостью мирской.
IV. Понятие о романтизме и реализме.
Итак, 19 век в русской литературе – это господство двух литературных направлений – романтизма и реализма. В чём их идеи и как они проявлялись? В чём их принципиальные различия? Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к учебнику на страницах 105-113.
Заполнение таблицы посредством установления соответствий на электронной доске:
Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века
Основания для сопоставления | Романтизм | Реализм |
Возникновение и развитие | Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя | Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос | Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие | Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности |
События и герои | Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности | Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней. |
Язык | Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис | Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
Судьба направления | Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним | Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности |
V.Итог урока
Богатый опыт духовного наследия человечества перерабатывается литературой 19 века. Здесь ставятся вопросы нравственности, социума, пропагандируются любовь к человеку, лучшие проявления, выражается ненависть к насилию, угнетению, классовым предрассудкам, здесь же говорится о великой силе души. Обращение к лучшим традициям древнерусской литературы и устному народному творчеству, понимание менталитета русского народа позволила сохранить поэтам и писателям самобытность русского прозы и поэзии в золотой век литературы, при этом умело был использован и опыт Запада.
VI. Домашнее задание
Создать рассказ об идеях и персонажах русской литературы 19 века, или подготовить сообщение о русской лирике начала ХIХ века (по выбору). Взять одно романтическое и реалистическое произведение, на их примерах проследить основные черты изученных литературных направлений – романтизма и реализма.
Индивидуальное задание
Написать сообщение об одном из поэтов-современников Пушкина.
Использованная литература:
- Л.Н. Лузянина. Проблема историзма в творчестве Н.М. Карамзина – автора «Истории государства Российского», электронное издание.
- Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...
Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»
Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опи...
Конспект урока на тему "Пиры русских князей"
В конспекте изложен план урока, его задачи, а также предложены формы и методы обучения....
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)
Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор) Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...
Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...