Эпос «Калевала». Учебно-методическая разработка.
методическая разработка по мхк

В данной методической разработке представлена возможность усвоения учебного материала в форме, которая адекватна возрастным особенностям мышления ребенка. В основе методических приемов лежат такие принципы преподавания учебного предмета «Мифология» в начальной школе как: дидактические принципы, принцип от простого к сложному, принцип наглядности, преемственности, сознательности и научности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich._razrab._kalevala_martyusheva.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Элла Олеговна Мартюшева

учитель МХК

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Российская Федерация, 198504, Санкт-Петербург, ул. Ботаническая, д.10, лит.А

ЭПОС «КАЛЕВАЛА». Учебно-методическая разработка.

Аннотация: В данной методической разработке представлена возможность усвоения учебного материала в форме, которая адекватна возрастным особенностям мышления ребенка. В основе методических приемов лежат такие принципы преподавания учебного предмета «Мифология» в начальной школе как: дидактические принципы, принцип от простого к сложному, принцип наглядности, преемственности, сознательности и научности.

Ключевые слова: художественное образование, художественная культура, духовно-нравственные ценности, художественное образование, художественное творчество.

Предлагаемые методические приёмы можно использовать по изучению мифологии разных народов – греков, славян, скандинавов, финно-угров и др.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Так давай свои мне руки,

Пальцы наши вместе сложим;

Песни славные споем мы,

Начиная с самых лучших:

Пусть друзья услышат пенье,

Пусть приветливо внимают…

По преданию, народные певцы, сидя попарно друг против друга и сложив вместе пальцы, исполняли руны карело-финского эпоса, составившие потом знаменитую “Калевалу", которую М. Горький назвал монументом словесного творчества.

"Калевала"… Вы произносите это слово - и в памяти всплывают образы героев эпоса: мудрого Вяйнямейнена, который умел петь и играть так, что грусть превращалась в радость, а радость переполняла сердца слушателей и изливалась у них слезами; «вековечного кователя» Ильмаринена; удалого Лемминкяйнена… Вы как будто слышите мелодичные звуки волшебного кантеле, воспринимаете размеренный, как морской прибой, ритм народных рун.

Творцы древних рун, обычные охотники, рыболовы, землепашцы, создали великую поэзию, которая пребудет вечно юной, вечно животворной, ибо в развитии искусства сохраняется преемственная связь времен.

Высокие художественные достоинства эпоса снискали ему мировую славу, он переведен на десятки языков. Этот литературный памятник можно смело назвать "настоящей энциклопедией народной жизни". Книга дает многостороннее представление о жизни, воззрениях, идеалах древних карел. "Мощные образы людей, грандиозные картины природы, точные описания процессов труда, одежды, быта - все это воплощено в рунах Калевалы в высокую поэзию," (40, 31).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В условиях современного развития нашего общества всё более актуальным становится вопрос о сохранении и укреплении культурно-исторических традиций, в границах которого должна осуществляться преемственность духовного опыта поколений, неразрывная связь настоящего с лучшими достижениями национальной культуры прошлого, без чего невозможно и движение в будущее.

"Каждая культура ищет связей с прошлым, обращается к одной из культур прошлого". Д. Лихачев.

Курс "Калевала" является частичным решением этого вопроса. Существует также ряд других причин для введения этого предмета в курс школьной программы.

Во-первых, наш город территориально находится в Северо-Западном регионе. А "Калевала" - великая поэма Севера, принадлежащая к выдающимся памятникам мировой литературы. Она также является эстетическим памятником и фактом истории народа. Слово "Калевала" стало символом национальной культуры для карел и финнов.

Во-вторых, курс литературы в нашей школе содержит в себе разделы, связанные с фольклором. Поэтому курс "Калевала" является продолжением углубленного изучения фольклорных жанров, т.к. в синтетичной "Калевале" можно найти различные жанры фольклора:

- прежде всего, это эпос. Сам характер повествования позволяет, безусловно отнести "Калевалу" в целом к эпическому жанру;

- содержит в себе элементы мифа. В ней имеются руны,. излагающие мифологические события: сотворение мира, светил, добыча для людей культурных ценностей;

- очень большое место в тексте всей "Калеваны" занимают заговоры и заклятия;

- особняком стоят в "Калевале" свадебные песни;

- в "Калевале" есть загадка (в руне 50) и тут же дается разгадка;

- очень много в "Калевале" общих мест со сказками;

- Христианские наслоения (их мало: это отдельные детали быта, упомянутый золотой крестик на шее девушки).

В - третьих, курс "Калевала" является также продолжением изучения мифологической литературы, начатой в 5 классе на уроках "Финно-угорская мифология", где учащиеся уже познакомились с основными мифологемами финно-угорских народов, что позволит облегчить освоение курса "Калевала".

В-четвертых, этот курс выполняет роль опережающего обучения. На примере этого произведения дети получат первичное представление о незнакомых им ещё литературоведческих терминах "драма" и "лирика"; эпос, руны и т.д.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание программы определяется миром интересов и предпочтении учащихся, структура – стремлением помочь освоиться в мире искусства слова.

Программа рассчитана на 17 часов. Вся программа делится на три раздела:

1-Введение; П -"Калевала"; III- заключение.

В первом разделе дети знакомятся с определениями эпоса, рун, видами эпоса, способами рассказывания рун (взявшись за руки), т.е. входят в мир "Калевалы". Здесь же дети знакомятся с биографией и творчеством Э. Леннрота, с его путешествиями за собиранием фольклора.

Во втором основном разделе дети знакомятся и работают с текстом. Здесь идет работа с фольклорными жанрами, литературными героями, литературоведческими терминами. По мере изучения текста дети знакомятся с построением "Калевалы" и сравнивают её построение с прохождением мира из яйца.

В третьем разделе идет работа по обобщению материала, выясняется значение "Калевалы" в литературе.

Итогом всего курса является: Урок-концерт "По страницам "Калевалы".

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Цели и задачи программы курса "Калевала". Главные цели мифоэпического образования:

- развитие интереса у учащихся к культурно-историческим ценностям прошлого;

- введение становящейся личности в поле родной литературы;

- первое прикосновение к национальной культуре;

- становление духовного мира человека;

- создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

"Калевала" имеет познавательно-практическую направленность. Это курс содержит в себе специальные задачи и общепредметные. Специальными задачами преподавания являются:

- познавательные: вооружение учащихся основами знаний об эпосе (определение эпоса, виды эпосов, определение рун); развитие языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи); знакомство с неизученными ранее фольклорными жанрами, литературоведческими терминами;

- практические: обобщение словарного запаса, обучение школьников умению связно излагать свои мысли.

Общепредметными задачами работы по курсу "Калевала" является: воспитание школьников средствами данного предмета; развитие их логического мышления; развитие всех видов памяти; формирование общеучебных умений работы с книгой, со справочной литературой, совершествование навыков чтения и т.д.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ "КАЛЕВАЛЫ" С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

"Калевала" имеет межпредметную связь с рядом предметов.

Наиболее тесные и органичные связи осуществляются с литературой. При преподавании курса широко используется литературоведческие термины, идет работа по составлению литературной характеристики главных героев, применяются различные виды фольклорных жанров, используются в тексте отдельные типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Используя на уроках репродукции картин известных художников, иллюстрации к тексту "Калевала" учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Учитель способствует эстетическому восприятию учащихся, учит их ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Прослеживая путь Э.Леннрота за собиранием фольклора мы обращаемся к географической карте, также работаем над вопросом о географическом размещении двух народов: Калевалы и Похьелы.

К карело-финскому эпосу написано много музыкальных композиций. При прослушивании некоторых из них мы опираемся на сведения, полученные на уроках музыки.

При чтении текста "Калевала" соприкасаемся с калевальской архитектурой, обработкой бревенчатого материала (некоторые способы обработки сохранились в наше время).

"Калевала" является фактом истории народа, поэтому часто обращаемся к историческим событиям.

Межпредметные связи обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по курсу "Калевала".

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть умениями и навыками по мифо-эпической литературе "Калевала":

- знать определения "эпос", "руны", виды эпосов;

- иметь представления о строении эпоса "Калевала";

- уметь доказывать значения "Калевала" в литературе;

- практически определять принадлежность изученного произведения к эпосу;

- знать биографию и творчество Э.Леннрота;

- уметь находить в тексте "Калевала" различные фольклорные жанры;

- уметь определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно, связно излагать повествовательные тексты, а также тексты с описанием местности размещения двух народов; Калевалы и Похьелы;

- уметь характеризовать и оценивать главных героев на основании их поведения, поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа и элементов сюжета для характеристики героев;

- уметь выразительно читать текст, знать наизусть фрагменты текста;

- уметь сопоставлять впечатления от изученного произведения и иллюстраций к нему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МИФОЭПИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА " Калевала".

Раздел

Тематика уроков

Основные понятия.

1 Введение

  1-Что такое эпос, руны?

Познакомить с определениями эпоса, руны

Типы эпоса. Способ рассказывания рун.

  2.Элиас Лённровг» Дело всей жизни

Знакомство с биографией и творчеством Э.Леннрота. Одиннадцать путешествий за собиранием фольклора.

  3.Одежда,крестьянский быт и особенности кухни карел

"Калевала"- энциклопедия народной жизни. Знакомство с крестьянским

бытом: устройство домов, описание кухонной утвари, одежды, кузниц и

т.д.

2 Калевала

4.Рамка всего повествования: описание, опирающееся на древний миф сотворения мира из яйца утки.

Космогонический миф. Устройство мира в карело-финской мифологии. Карельские руны о водоплавающих птицах. Онежские петроглифы..

5. Два народа:Калевалы и Похъёлы.

Познокомить с размещением двух народов по карте. Поэнокомить с главными героями, с природой Севера. Отработать вопрос: "Значение леса для калевальцев".

6.7.8.Главные герои Калевалы: Вековечный кудесник Вяйнямейнен.

Рождение Вяйнямейнена. Гимн мудрости Вяйнямейнена История скульптуры Вяйнямейнена в парке монрепо г.Выборга

Искусный кузнец Ильмаринен

Знакомство с рождением железа. Работа Ильмаринена над Сампо.

Сорви-голова молодой Лемминкяйнен

Трагическое описание несчастного пути Лемминкяйнена в Похьёлу, его гибель и воскрешение из мертвых. Гимн материнской любви. Миф о том, как Лемминкяйнен ловит чудесного лося. История скульптуры с изображением лося в городском парке г. Выборга

9.Главные герои Похьёлы. Властительница Похьёлы

Хозяйка Похьёлы-злая старуха Лоухи. Миф о том, как Лоухи варила пиво.

10.Центр эпоса. Описание свадьбы Похьёлы

Знакомство с видами свадебных песен: песня зачин; песня затя; величальная или песня-приглашение; провожальная Знакомство с некоторыми свадебными обячаями.

11.Видыфольклорных жанров: заговоры и заклятия; загадки; сказки.

Знакомство с видами фольклорных жанров, нахождение их в рунах. Виды заклинаний: свадебные, заклинания на животных

12.Тема противоположности и борьбы между народом. Калевалы и Похьелы

Похищение Сампо.

Борьба калевальцев с болезнями.

Борьба калевальцев за свет.

13."Калевалы"-гимн искусству

Искусство рождает любовь к своей Родине, своему народу, является воспитывающей силой. Добро побеждает зло. Сила дружбы.

14.Лирика "Калевалы"

Знакомство с лирическими песнями. Виды лирических песен.

15.Драма"Калевалы"

Трагическое описание Кулерво, рожденного героем, но ставшего рабом. Трагическая судьба девушки  Айна.

16."Калевала"- гимн труду

Труд-основа жизни калевальцев Труд на благо счастья родного края Труд с огоньком поэзией.

17.а) Итоговое занятие урок-концерт "По страницам Калевалы" б)урок"Калевальские посиделки.

Различные конкурсы: конкурсы рисунков, конкурс чтецов (руны), конкурс на лучшее карельское блюдо... Костюмы, поделки, декорации

Урок-экскурсия.

Тема: «Два народа: Калевалы и Похъелы».

Цели урока:

- Познакомитъ с географическим размещением двух народов.

- Познакомить с главными героями двух народов.

- Подобрать самые яркие эпитеты, характеризующие главных героев.

- Отработать вопрос: «Что значит лес для героев Калевалы».

Оборудование:

Рисунок (челнок).

Карта.

Старинные карельские предметы быта (ковш, бадья, полотенце).

Карельские народные костюмы, украшения.

Костюм березы.

Картины с изображением природы Калевалы и Похъелы.

Детские рисунки.

Примечание. Класс поделен на две группы: одна группа представляет народ Калевалы, друтая - народ Похъелы. Одна сторона класса освещена ярким светом, другая – в полумраке. Дети, представляющие народ Калевалы – в светлой одежде, представляющие народ Похьелы – в темной одежде.

В углу кабинета – камин с нарисованным огнём, рядом скамейка для рунопевцев и старинные карельские предметы быта.

Оборудование доски:

Два народа: Калевалы и Похъелы.

Главные герои Калевалы:

  1. вечный кудесник Вяйнемейнен;
  2. искусный кователь Ильмаринен.

Главные герои Похъелы:

  1. красавица Айно;
  2. злая властительница Похъелы – старуха Лоухи.

КАРТА.

РИСУНОК ЧЕЛНОКА.

Ход урока.

  1. Введение.

Сегодня мы с вами на уроке отправимся в гости к двум народам: Калевалы и Похъелы. Мы узнаем их местонахождение, главных героев, быт. А вот на чем отправимся мы в это необычное путешествие, вы должны узнать, отгадав загадку. Что делал Вяйнемейнен и не нашел для окончания работы трёх слов? (челнок). Открывается картина челнока. Да, мы отправимся на челноке. Он волшебный и домчит нас до места в считанные минуты. Но куда? Где же живу эти народы? Элиас Леннрот поместил в своей фантазии Похъелу на берегах Северной Двины в окрестностях Холмогор и Калевалу на расстояние трех дней на лодке от этого места (карта).

Ну что же, отправляемся в путь, закроем глаза и представим…

Побежал челнок дощатый,

И дорога убывает.

Лишь звучат удары весел,

Визг уключин раздается.

Он гребет с ужасным шумом,

И качаются скамейки,

Ручки их как куропатки,

Их лопатки как лебёдки,

Носом чёлн звучит, как лебедь,

И кормой кричит, как ворон,

И уключины гогочут.

(Этим временем появляются два рунопевца в костюмах и садятся на скамейку перед очагом, где находятся в течение всего урока).

Вот мы и прибыли на место, смотрите нас встречают рунопевцы. Два рунопевца, взявшись за руки произносят слова:

1-й:

Мне одно пришло желанье,

Я одну задумал думу, -

Быть готовым к песнопенью

И начать скорее слово,

Чтоб пропеть мне предков песню,

Рода нашего напевы.

На устах слова уж тают,

Разливаются речами,

На язык они стремятся,

Раскрывают мои зубы.

Золотой мой друг и братец,

Дорогой товарищ детства!

Мы споем с тобою вместе,

Мы с тобой промолвим слово.

Наконец мы увидались,

С двух сторон теперь сошлися!

Редко мы бываем вместе,

Редко ходим мы друг к другу

На пространстве этом бедном,

В крае севера убогом.

2-ой:

Так давай свои мне руки,

Пальцы наши вмести сложим,

Песни славные споём мы

Начиная с самых лучших;

Пусть друзья услышат пенье,

Пусть приветливо внимают

Меж растущей молодёжью,

В подрастающем народе.

Учитель: Спасибо вам, рунопевцы, за встречу, а теперь мы познакомимся поближе с краем каждого народа.

Знакомство с климатом, природой, каждой страны.

Ученик: Все это север, но как разнообразен этот Север!

Казалось бы, между Похъелой и Калевалой не может быть географически очень большой разницы: тот же скудный растительный мир, тот же суровый северный климат. Но народные певцы находят целую гамму красок для оттенения разницы между ними.

Похъела (картина).

Ученик: Похъела и ее жители описываются так, что до нас как бы ледяное дыхание полюса:

Приходи, о дочка Турьи,

Из Лапландии девица,

В лед и иней ты обута,

В замороженной одежде,

У тебя из снега обувь,

Снеговые рукавицы,

Носишь ты из снега шапку,

Снеговой на чреслах пояс!

Снегу в Пахъеле возьми ты,

Льду в деревне той обилье:

Снега реки и озера,

Там застыл морозный воздух;

Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах славных ходят,

По горам из снега бродят;

Там и лебеди из снега,

Ледяных там много уток

В снеговой живут протоке,

У порога ледяного.

Калевала (картина)

Ученик: Но стоит только передвинуться от Похъелы в сторону Калевалы, как эта ледяная корка земли раскалывается. Шумные реки и водопады, озера полные окуней и лещей, сигов и щук, веселые острова на озерах, покрытые зелеными рощами, и, наконец, самый лес с его непроходимыми топями и болотами, лес, где светятся гнилушки в старых пнях, где скачет искра, упавшая с неба, зажигая будущие пожары, где

… росла сосна в лесочке,

Елка там была на горке,

Серебро – в ветвях сосновых,

Золото – в ветвях у елки.

ЗНАКОМСТВО С ГЛАВНЫМИ ГЕРОЯМИ.

Главные герои Калевалы.

Учитель: А вот и герой, живущий в Калевале (входит Вяйнямейнен в костюме и произносит руну).

Вяйнямейнен:

Он ты, Укко, бог верховный,

Дай нам счастьем насладиться,

Провести всю жизнь счастливо

И ее окончить с честью

На полянах Суоми светлых,

В этой Карьяле прекрасной,

Укко, защити, всесильный,

Огради, о бог прекрасный,

От мужей со злою мыслью

И от жен с недоброй думой!

Будь сынам своим защитой.

Будь для чад своих подмогой.

Ночью будь для них охраной!

Учитель: Вы узнали этого героя? А что вы о нем знаете? (ответ детей).

Ученик: (подводит итог). Вяйнемейнен – вещий старец, и певец; изобретатель музыкального инструмента – кантеле. Обитатель первичного океана мирового: на его колене; торчащем из возы, птица снесла яйцо, из которого Вяйнемейнен заклинаниями сотворил мир.

Учитель. Давайте подберем к имени Вяйиямейнен самый яркий эпитет. (Вечный кудесник Вяйнемейнен... - записывает на доске).

Вяйнямейнен: Ну, а теперь, гости дорогие, я познакомлю вас со своими друзьями. Вот кузнец (кузнец в костюме, с молотом в руках).

Ильмаринен:

  • Я скую, конечно, Сампо,

Крышку пеструю устрою,

Взяв конец пера лебедки,

Молоко коровы дойной,

От овечки летней шерсти,

Ячменя зерно прибавив,

Я ведь выковал же небо,

Кровлю воздуха сковал я

Раньше всякого начала,

Раньше, чем что-либо было.

(Ответы детей, что они знают об этом герое; как его зовут).

Ученик: Подводит итог. Ильмаринен –культурный герой, кузнец. Он «кователь небесного свода»: он выковывает светила, плуг, меч. Ильмаринен своими руками выковывает чудесные предметы, например, чудесную мельницу Сампо в качестве свадебного дара.

Учитель: Какой эпитет подберем к его имени (искусный кователь Ильмаринен).

Вяйнемейнен:А вот еще мой друг.

Рунопевцы:

I-ый:

  • Скажем мьг теперь про Ахто,

Про молодчика споем мы.

Ахти был островитянин,

Лемпи сын молодцеватый;

Вырастал в высоком доме,

Возле матери любимой,

На морском брегу у бухты,

У залива на мысочке.

Кауко рыбами кормился,

Окуней ловил подросток.

II-ой:

  • Стал потом он сильным мужем,

Расцветая красной кровью:

Был он обликом прекрасен,

Ростом также превосходен,

Но он был не без порока,

Жизнь он вел не без ошибок.

Лемминкяйнен (выходит Лемминкяйнен):

  • Пусть мой дом не знатен вовсе,

Пусть мой род не спорит славой,

Статью, удалью возьму я,

Силой, ловкостью поспорю.

Учитель: Кто знает полное имя этого героя? Кто что о нём знает? Подберите эпитет к его имени. (Cорви-голова молодой Лемминкяйнен).

Главные герои Похъелы.

Рунопевцы:

I-ый

  • Айно. дева молодая,

Юкахайнена сестрица,

В лес пошла нарезать веток,

В роще веников наделать,

Для отца связала веник,

Веник матери связала

Крепышу связала братцу.

II-ой:

  • И идет спеша из лесу,

Прямо к дому меж ольхами,

Вот подходит Вяйнямейнен,

Он девицу в роще видит,

На траве в нарядном платье,

Говорит слова такие:

«Не носи ты для другого,

Для меня носи, девица,

Ожерелье из жемчужин,

На груди носи ты крестик;

Для меня плети ты косы,

Перевязывай их лентой».

Айно:

«Ни о ком не помышляя,

На груди ношу я крестик,

В волосах ношу я ленту.

Не ищу привозных платьев,

Белых хлебов мне не нужно.

Я ношу простое платье,

Ем я черную краюшку,

Я сижу в отцовском доме,

Вместе с матушкой родимой».

Учитель: Это Айно, из страны Похъелы, но что нам известно о ней? Подберите эпитет (красавица Айно).

Вяйнемейнен: Вот мы и познакомились со всеми... (речь прерывает вбегающая Айно).

Лоухи: А про меня вы забыли? Но вы еще пожалеете об этом.

У меня еще исход есть,

У меня еще есть средство

Против пашни и посевов,

Против пастбищ и растений,

Против месяца сиянья,

Против солнечного блеска.

Унесу в утес я месяц,

Я в горе запрячу солнце,

Я морозом заморожу,

Застужу я сильной стужей,

Что ты вспашешь и посеешь.

Я направлю град железный,

На твои большие пашни,

На прекраснейшее поле.

Вяйнямейнен:

Ты, Похъелы хозяйка!

Ты сажай в скалу злодеев,

В гору прячь одних преступных,

Заключай виновных в камни,

А не лунный свет прекрасный

И не солнышко драгое…

Ты морозь своим морозом,

Ты студи своею стужей

То, что ты сама посеешь.

То, что ты сама рассыплешь;

Шли туда свой град железный, Где твои же пашут плуги,

На поля твоей Похъелы.

(Вяйнемейнен наступает на Лоухи).

Лоухи:

Власть моя теперь погибла

И могущество ослабло (сгорбившись уходит).

Рунопевцы:

Тут домой уходит с плачем.

С горькой скорбию в Похъелу.

Учитель: Что вы знаете о Лоухи? Подберите эпитет (Злая властительница Похъелы - Лоухи). Ну что же, дети, мы познакомились с вами с размещением двух народов, с их главными героями. А теперь Вяйнямейнен хочет загадать вам загадку.

Вяйнямейнен: Какое самое, главное богатство у героев Калевалы (Лес, дерево).

Ученик:Лес для героев Калевалы - не только лес и не просто лес; в нем заключено будущее. Лес - это земля для посева. Ароматным запахом деревьев полны руны. Светло-зеленое, с белым станом, кружевное дерево Карелии, березка, так и вошедшая в ботанику под названием Карельской, жалуется на свою судьбу.

  • Что, краса береза, плачешь?

Что, зеленая, горюешь?..

Не ведут тебя на битву

И к войне не принуждают.

(Девочка в костюме).

Береза:

Может, многие наскажут,

Может, кто и насудачит,

Будто весело живу я,

Шелестя, смеюсь листвою…

Я же, слабая береза,

Я должна терпеть бедняжка,

Чтоб с меня кору сдирали,

Эти ветки обрывали.

Вкруг ствола красотки ходят.

Листья сверху обрезают,

Вяжут веники из веток.

Часто тонкую березку,

Горемычную частенько

При подсечке подсекают,

На поленья расщепляют.

Учитель: А какое еще значение имеет лес для наших героев? Спасибо, Вяйнямейнен, спасибо, рунопевцы, за прекрасное путешествие по вашей земле. Теперь нам пора возвращаться домой на нашем челноке. Закрываем глаза.

…Побежал челнок дощатый

И дорога  убывает.

Учитель: Вот мы и вернулись с вами обратно. Понравилось ли вам путешествие? (Дети говорят о своих впечатлениях).

Домашнее задание: 1. Нарисовать иллюстрации (понравился герой).

2. Найти и прочитать руны о рождении Вяйнямейнен.

Викторина

  1. Как называется страна холода и мрака?
  2. Как называется страна света и солнца?
  3. Перечислите героев страны Калевалы.
  4. Перечислите героев Пахъелы.
  5. На каком инструменте играл Вяйнямейнен?
  6. Из какого дерева сделан музыкальный инструмент кантеле?

Список литературы:

1. "Путешествия Элиаса Эннрота". Путевые заметки, дневники, письма. 1828-1842 гг.

2. В.И.Кайранен и Р.П.Ремшуева, "Карелия" Петрозаводск 1985г.

3. "Калевала в Финляндии", Хельсинки 1978г. Библиотека Хельсинского университета.

4. С.Я.Серов "Великая поэма Севера", статья к переводу "Калевала" Л.П.Бельского, Лениздат 1984г.

5. Словарь всемирной мифологии. Изд. «Братья славяне» и "Три богатыря" из Нижнего Новгорода 1997г., сост. Грушко Е.А., Медведев Ю.М.

6. Мариэтта Шагинян "Калевала", вступительная статья к переводу "Калевала" Л.Бельского, издательство "Художественная литература", Москва 1977г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.

Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580Приморского района Санкт-Пете...

Учебно-методическое пособие "Разработка модели информационные потребности школьников"По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой

По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой организацией нужен широкий спек...

Игра по литературе или краеведению для 7 класса по карело-финскому эпосу "Калевала"

Игра по карело-финскому эпосу "Калевала" представлена в виде "Своей игры". Ребята соревнуются в знаниях по содержанию поэмы, истории её создания. Ответы на вопросы всплывают при на...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Тест по эпосам "Калевала" "Песнь о Роланде"

Тестовые задания направлены на проверку знаний учащихся по отрывкам из эпосов "Калевала" и "Песнь о Роланде"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...