Программа театральной студии «Дети ХХI века»
рабочая программа по мхк
Программа театральной студии для школьников средней и старшей возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа театральной студии
«Дети ХХI века»
Составлена Жаровым Д.Б.
педагогом доп. образования
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
При составлении рабочей программы основывались:
- на Приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Письмо министерства образования и науки КК от 27.09.2012г №47-44802/12-14
Наш меняющийся век трудно определить одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.
Психологи выделяют две главные особенности среднего и старшего школьного возраста – поиски детьми новых контактов и стремление к коллективизму. Школьник-подросток находится в преддверии вступления в жизнь, поэтому так важно помочь ему наладить коммуникативные связи, привить умение находить общий язык со сверстниками. Как доказывает имеющийся в педагогике опыт, плодотворнее всего это можно сделать, призвав на помощь великую силу искусства, постигая разные стороны художественной деятельности, ребенок становится не только богаче духовно, но и проявляет интерес к дальнейшему нравственному самосовершенствованию, творческой работе.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 7 классов. В нее включена как теоретическая, так и практическая часть занятий, с преобладанием практических. Занятия в студии проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Они могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально, в зависимости от творческой необходимости.
Цель программы: приобщить детей к основам мировой культуры, развивать художественно-эстетический вкус, воспитать нравственные чувства, понимание истинных духовных ценностей.
Задачи:
- знакомить учащихся с историей отечественного театра;
- формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
- воспитывать внимание, собранность, целеустремленность;
- расширять поэтический и музыкальный кругозор, воспитывать чувства сопричастности к прекрасному;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества;
- обогащать визуальный опыт детей посредством просмотров постановок профессиональных театров;
- развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного;
- развивать творческие способности для выступления на профессиональной сцене.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание участников коллектива, их интересы, возможности и способности.
В образовательной системе программы заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами мирового искусства, приобретают способность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе.
Прием в студию осуществляется на общих основаниях, без учета способностей и таланта учеников. В ходе занятий в каждом ребенке может раскрыться заложенный потенциал, который нельзя определить с первого взгляда. Способности каждого участника выявляются по истечению 1 половины учебного года.
Программа предусматривает проведение проверки знаний, умений и навыков с помощью контрольных срезов, которые проводятся в конце каждого полугодия. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета о деятельности данной студии. Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях педагог использует следующие методы обучения:
– репродуктивный;
– проблемно-поисковый (педагог ставит задачу и вместе с детьми ищет
пути ее решения);
– креативный;
– эвристический (творческий поиск обучающихся).
Данные методы в процентном соотношении представлены на диаграмме:
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в мини-группы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и самостоятельные творческие проекты, импровизации, занятия по сценарию со специальной подготовкой детей, праздники, концертные программы, творческие эксперименты.
Программа обучения в театральной студии
«Дети XXI века »
Образовательная программа студии «Дети ХХ1» включает в себя
- разделов:
- История развития и становления русского театра.
- Мастерская актера.
- Основы грима.
- ДХО как часть идейно-художественного замысла режиссёра.
- Сценическая практика.
Занятия в данной студии помогают участникам творчески и эмоционально развиваться, расширять свой кругозор, свободно держаться на публике, уметь адаптироваться в предложенной ситуации.
Первый раздел «История развития и становления русского театра» включает в себя историю зарождения и развития театра в России, знакомит с основателями русской театральной школы.
Второй раздел «Мастерская актера» состоит из подразделов: «сценическое движение», «сценическая речь», «туалет актера» (развитие психофизической техники актера).
Третий раздел «Основы грима» рассказывает о важнейшем элементе внешнего оформления сценического образа – сценическом гриме. Рассматриваются основные приемы нанесения грима, правила подбора грима и прически к образу героя.
Раздел «ДХО как часть идейно-художественного замысла режиссёра» знакомит с основными принципами изготовления и применения декорационного оформления постановки.
«Сценическая практика» - подразумевает подготовку, проведение и участие в мероприятиях различных уровней.
В связи с ограниченностью во времени занятий и необходимостью постоянной подготовки к различным мероприятиям, основной упор делается на разделы «Сценическая практика» и «Мастерская актера».
Учебно-тематический план
Раздел
«История развития и становления русского театра»
4
1
Основные этапы истории русского театра.
1
-
1
2
Родоначальники театрального искусства в России.
1
-
1
3
Несколько слов о великих театрах.
1
-
1
4
Великие актеры большой сцены.
1
-
1
Раздел
«Мастерская актера»
10
1
Внутренняя и внешняя техника актера (психотехника).
-
2
2
2
Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С.Станиславского.
-
3
3
3
Постановка этюдов на оценку фактов, событий; освоение предлагаемых обстоятельств сценических действий.
-
3
3
4
Практика сценической речи.
-
2
2
Раздел
«Основы грима»
3
1
История грима. Анатомические основы грима.
0,5
0,5
1
2
Технология грима.
Роль грима в создании сценического образа.
0,5
0,5
1
3
Характерный и национальный грим.
Грим и прическа.
0,5
0,5
1
Раздел
«ДХО как часть идейно-художественного замысла режиссёра»
4
1
Технология изготовления декорационного оформления. Декорационно-живописные работы
1
-
1
2
Жесткие декорации.
0,5
0,5
1
3
Мягкие декорации.
0,5
0,5
1
4
Театральная бутафория.
0,5
0,5
1
Раздел
«Сценическая практика»
12
1
Подготовка новогоднего представления
-
8
8
2
Работа над литературно-музыкальной композицией.
-
4
4
Итого: 34 занятия
Ожидаемые результаты
Личностными результатами занятий в студии «Новое поколение» является формирование следующих умений:
– чувство сопричастности к прекрасному – умение воспринимать красоту окружающего мира, понимать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– понимание ценности дружбы, чувства уважения друг к другу, ответственности по отношению к товарищам;
– фокусирование внимания на задании, данном педагогом;
– чувство коллективизма, ответственности каждого участника за успех (неудачу) коллектива.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно определять тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- совместно с педагогом и классом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы партнеров в соответствии с этими критериями.
Познавательные универсальные учебные действия:
- делать выводы в результате совместной деятельности коллектива и педагога;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную в пластическую);
- проводить анализ и синтез действий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения относительно своей деятельности и деятельности партнеров.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться работать в паре, группе: выполнять различные роли (актера, режиссера, костюмера, бутафора и т.д.);
- слушать и слышать других, воспринимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами являются знания:
- истории становления классического русского театра;
- основных приемов выполнения сценического грима;
- основополагающих теоретических принципов системы воспитания актера, разработанные К.С. Станиславским и его последователями;
- технологии изготовления простейшего декорационного оформления для сценической площадки.
Умения:
- органически владеть и пользоваться всеми элементами внешней выразительности и внутренней психотехники исполнителя-актера;
- правильно подбирать и наносить грим, соответствуя образу героя;
- изготовлять простейшее декорационно-художественное оформление;
- органично действовать на сценической площадке в условиях предлагаемых обстоятельств;
- работать над ролью, как в общем репетиционном процессе, так и в самостоятельной работе.
- органично взаимодействовать с партнерами театрального ансамбля.
Приложение 1
Темы одиночных этюдов на органическое молчание
• Первый раз в жизни.
• Находка.
• Музыкальный момент.
• Пропажа.
• Совершенно невероятное событие.
• Ожидание.
• На чердаке.
• На крыше дома.
• Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).
• Этюды на смену темпо-ритма.
• Этюды на свободную тему.
Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»
• Знакомство.
• Прощание.
• Подарок.
• Предательство.
• На охоте.
• Примирение.
• Обман.
• На рыбалке.
• Реванш.
• Встреча.
• Наказание.
• Свидание.
• Розыгрыш.
• Расплата.
• Открытие.
• Искуситель.
Коллективные этюды-импровизации
• Ремонт.
• Подготовка к празднику.
• Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).
Этюды на смену обстоятельств,
определяющих физическое самочувствие
Темнота,
Холод,
Жара,
Дождь,
Пожар,
Снежная пурга,
Наводнение,
Голод,
Жажда,
Боль
Список литературы:
- Бруссер А. М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008.
- Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика .- СПБ.: Речь, 2003.
- Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г.
- Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным
текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005
- Львов Н.А. О гриме. – «Советская Россия», 1969.
- Мир русской культуры (Руководитель авторского коллектива Мячин А.Н.). – М.: Вече, 2004.
- Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала XX века. М.: Искусство, 1970.
- Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС». 2002.
- Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.
- Физический тренинг актера по методике А.Дрознина. - М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»)- 2004.
- Шихматов Л. М. Сценические этюды. Учебное пособие для театральных институтов и колледжей культуры. Издание второе исправленное и дополненное. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Москва- 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/09/picture-277438-1591664497.jpg)
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную направленность. Новизна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-101184-1394781690.jpg)
Рабочая программа театральной студии "Артист"
программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-604039-1426126244.jpg)
Рабочая программа театральной студии "Актер"
Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-126391-1354905534.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/31/picture-28659.jpg)
Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/22/picture-1491507-1697987120.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Театральной студии «Арт-дети»
Дополнительная общеобразовательная программа «Арт-дети» реализуется в МБОУ ШР «СОШ №4» в рамках художественно-эстетического направлени...