Триумф модерна Част 4
презентация к уроку по мхк (11 класс)
Четвертая часть презентации "Триумф модерна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triumf_modernizma_chast_4.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почти все названные художники работали в качестве театральных художников-декораторов, многие стали участниками знаменитых Русских сезонов, организованных театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым (1872—1929). Обращение к миру театра было отнюдь не случайным: декорации к спектаклям, эскизы костюмов открывали возможность синтеза искусств — характерного признака стиля модерн.
Особенно близко к европейскому варианту стиля модерн подошел Лев Самойлович Бакст (1866—1924). Художнику удалось обрести свой творческий почерк и сохранить чувство меры.
Его небольшая работа гуашью «Ливень» — яркое воплощение стиля модерн. Прогулка светской красавицы внезапно прервана обрушившимся ливнем. Но это всего лишь повод к созданию декоративного, прихотливого узора из развевающихся на ветру легких тканей ее одежды, театрализованных жестов, преисполненных предельной выразительности. Рамой картины художник нарочито «срезает» ногу впереди бегущей женщины и фигурку ребенка сзади (явный прием импрессионистов).
Ужин
Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»
Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом , скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной. Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея . Невыносимая вещь!».
В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста , соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и « забеленности » этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.
Своеобразное воплощение стиль модерн нашел и в произведениях скульптуры. Хотя не существовало какой-то определенной школы, известные европейские и отечественные мастера сумели передать характерные черты модерна в пластике. Исследователь В. С. Турчин писал: «Стиль модерн вернул скульптуре своего времени символичность, масштабность, значительность, которые, казалось, вот-вот будут утрачены». Характерный для скульптуры язык аллегорий и символов (жестов, поз, определенных чувств и настроений) модерн использовал достаточно активно.
В начале своего творческого пути французский скульптор Эмлль Антуан Бурдель (1861 —1929) отдал дань стилю модерн. В созданных произведениях на античную тему заметно стремление художника к возвышенно-героическим образам, ярким и самобытным характерам. Стихия человеческих чувств и страстей передана в произведениях, полных экспрессии.
Одна из прославленных скульптурных композиций Бурделя — «Геракл, стреляющий из лука». Античный герой, совершая свой пятый подвиг, с огромным напряжением натягивает тетиву гигантского лука, чтобы выстрелить по мифическим птицам с медными когтями, клювами и крыльями. Опираясь ногами о выступы скалы, Геракл нависает над пропастью, из которой вырывается его огненный лук — символ жизни и смерти. Геракл гибок и напряжен, он воплощает в себе дух стихийной природы, все сокрушающей на своем пути. Создается впечатление, что ему достаточно приложить еще немного усилий, и он надвое разломит скалы. При всей динамике и экспрессии общая композиция выглядит вполне свободно и устойчиво. Творческая формула Бурделя («Уравновешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь») нашла здесь наглядное воплощение.
Российские скульпторы также откликнулись на новые веяния времени. Анна Семеновна Голубкина (1864—1927), работая в жанре декоративной скульптуры, отдавала предпочтение обобщенным образам. В 1902 г. был создан гипсовый горельеф «Волна» над входом в Московский Художественный театр, который она называла «Морем житейским». В нем символически запечатлен пловец, неимоверными усилиями преодолевающий сопротивление морской стихии.
Сколько трепетных чувств, жизненной энергии сумела передать Голубкина в скульптуре «Березка» (1927), созданной в последние годы жизни! Платье, подхваченное порывом ветра, подчеркивает хрупкость и стройность девичьей фигуры. Скульптура пленяет удивительно светлым настроением весенней полноты жизни и ощущением пробуждающейся природы.
В 1909 г., в дни празднования столетнего юбилея Н. В. Гоголя, на Арбатской площади открывали памятник великому писателю. Низко опущенная голова, измученное, скорбное лицо с воспаленными веками, сгорбленная фигура, словно придавленная наброшенным на плечи плащом, безвольный жест правой руки из-под полы... С тревогой и грустью взирает он не столько на окружающий мир, сколько в глубины своей надломленной и измученной души.
Такое необычное решение памятника было предложено начинающим скульптором Николаем Андреевичем Андреевым (1873—1932), представившим своеобразный духовный портрет Гоголя последних лет жизни, полных неразрешимых противоречий, болезней и разочарований. Трагизм фигуры усиливал веселый хоровод известных литературных героев, выполненных в горельефе на постаменте памятника. В общей композиции и в отдельных деталях автор удачно использовал прием контраста, свойственный модерну. Текучие, ниспадающие ритмы драпировок контрастируют с грубо обработанной поверхностью кресла, сложенного из гранитных плит. Внутри силуэта разворачивалась сложная игра линий складок одежды: противоположно направленных и сталкивающихся друг с другом. «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто! Сходство полное!» — так отозвался об этом произведении скульптора И. Е. Репин.
На рубеже XIX—XX вв. фотография также пошла по пути смелых экспериментов. Заняв прочные позиции в обществе, она заявила о себе как о полноправном виде искусства. Ее главную задачу определил известный русский мастер фотографии Николай Александрович Петров (1876—1940): «Художественная фотография, как и всякое искусство (независимо от направления: будет ли это реализм или символизм...), имеет своей задачей не копирование действительности, а воспроизведение субъективных представлений об этой действительности, создавшихся в психике художника».
Привычная документальная фотография уступала место фотографии художественной. Отказавшись от «точности видения», художники добивались совершенно неожиданных результатов: фотография выглядела почти как живописная картина. Негатив стал для художника лишь отправной точкой в работе. Каждый отпечаток представлял собой уникальный экземпляр. Специалисты не раз высказывали сомнение относительно фотографического происхождения некоторых работ, принимая их за живописные этюды, выполненные в манере импрессионизма.
Пейзаж с лодкой
Фотограф полагал, что пейзажисту необязательно выискивать для своих снимков экзотические скалы и кипарисы. Основа его пейзажей - монотонная природа родных мест: березовые рощи, парки, вкрапления города. При съемке пейзажа, основополагающими для мастера являются точка съемки и поиск необходимого освещения. И действительно, в летних пейзажах Петрова чувствуется великолепное умение работать со светом. Так, например, в работе «В лесу» туманные градации нескольких планов прекрасно передают ощущение пространства. На снимке «Вдаль» - эталоне композиционного мастерства - уходящие в глубину деревья создают эффект объемности.
Зимняя ночь
На рубеже XIX—XX вв. был также совершен настоящий переворот в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. В изготовлении ювелирных изделий, мебели, тканей, обоев, декоративного убранства интерьеров ощущались черты и признаки стиля модерн.
Эмиль Галле (1846—1904) — французский художник по стеклу, керамист , автор проектов мебели, один из основателей знаменитой школы декоративно-прикладного искусства в городе Нанси. Девизом представителей этой школы стали слова: «Наши корни лежат на пороге лесов, во мху и у края пруда». Темы и сюжеты для произведений Галле черпал в мире природы. Вазы из многослойного стекла с резьбой ,травлением, гравировкой и аппликацией современники образно называли «поэмами из стекла».
Один из критиков писал: «Творения Галле непознаваемы, как таинственный храм, в который нельзя войти без трепета и смятения. Красота и грация — это лишь внешний покров. В глубине священного пространства горит пламя духа». Бесконечно разнообразны цветочные мотивы его ваз: это ослепительно белые орхидеи и лилии, синеватые гортензии, разнообразные георгины, магнолии и глицинии... Он часто использует мотив подвижных стеблей вьющихся растений, сплетенные разноцветные нити в основании вазы — это корни, символизирующие источник жизни.
Ваза Красные осьминоги, цветное стекло, морские осьминоги и ракушки.
Ваза с ирисами, резьба, инкрустация. Ваза в форме цветка с изображением орхидеи, резьба, инкрустация. Ваза Крокус, резьба, инкрустация.
И при изготовлении мебели Галле активно использовал флоральные мотивы. На стенках комодов появлялись пейзажи с узорами из трав и цветов. >Ножки этажерок или чайных столиков по форме напоминали стрекоз. На спинках кровати экзотические бабочки распахивали свои великолепные крылья. Инкрустации в виде порхающих мотыльков, жуков с полосатыми панцирями, пятнистых божьих коровок украшали изделия из дерева. Овладев разными техниками обработки стекла, керамики и дерева, Галле совершил подлинную революцию в декоративно-прикладном искусстве.
Этажерка Журнальный столик
Творчество шотландского архитектора, дизайнера интерьера, живописца и графика Чарлза Ренни Макинтоша (1868—1928) также проходило в рамках модерна. Оформленные им интерьеры чайных салонов, музыкальных гостиных, библиотек и вилл отличают изящество и простота форм. В них преобладают прямые, геометрические, а не изогнутые линии, которые особым образом подчеркивают форму мебели. Стулья с высоко поднятыми вверх спинками, шкафчики с прямоугольным контуром органично включены в архитектурное пространство интерьера. Тщательно продуманное освещение, сдержанный декоративный орнамент из эмали, цветного стекла, полудрагоценных камней и витого металла свидетельствуют о тонком вкусе и универсальности мастерства художника.
Американский художник Луис-Комфорт Тиффани (1848—1933) сумел довести производство предметов из стекла до высокого художественного уровня. Яркие, красочные витражи с «павлиньим узором», вазы и лампы с распускающимися на тонких стеблях нежными бутонами экзотических цветов принесли художнику мировую известность. В своих произведениях он добивался самой разнообразной цветовой гаммы: от легких, пастельных до ярко фосфоресцирующих тонов (отсюда название «пламенеющее стекло» Тиффани). Один из современников справедливо отмечал: «Глядя на витражи Тиффани, кажется, будто это кусочек неба, цветочная клумба или собрание драгоценных камней, переплавленных и превращенных в стекло».
Два ангела
Витраж "Ангел о Воскресении".
Абажуры для ламп наглядно демонстрировали поистине фантастическую игру цвета и света. Лампы, выполненные в старинной технике мозаичного стекла, порой трудно было отличить от металлических изделий из бронзы или железа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»
Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...
Методическая разработка урока по МХК в 11 классе "Триумф модернизма"
Вид занятия: урок – созерцание Тема урока: «Триумф модернизма» Цель урока: познакомить учащихся с стилем «модерн» - «последней фазойискусства прошлого века». Задачи....
Элективный курс «Новейшая история: от исторического триумфа СССР до суверенной России», 11 класс
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, пр...
Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»
Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...
Триумф модерна
Цель данного урока: представлять роль и место искусства Модерна в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества. Первая часть урока ( изучение нового материала) - демонстрация презентации:&la...
Триумф модерна Част 2
Вторая часть презентации "Триумф модерна"...
Триумф модерна Част 3
Третья часть презентации "Триумф модерна"...