Роль педагога в воспитании нового поколения
статья по мхк
Воспитание патриотических чувств сегодня - это главная задача Российского общества. Именно нам, учителям, необходимо участвовать в процессе воспитания будущих патриотов. Ведь от того каким вырастет новое поколение будет зависеть безопасность и благополучие государства, уверенность в завтрашнем дне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_vopitanii_nov_pokoleniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 380
Красносельского района Санкт-Петербурга
Мигина Надежда Владимировна учитель ИЗО и черчения, педагог доп. образования
«Роль педагога в воспитании нового поколения»
«Именно педагогу принадлежит
ведущая роль в новой цивилизации».
К.Д. Ушинский
Современное общество, современная школа, современные дети мы часто слышим эти слова. Но вот как развивается это общество, какими вырастут наши дети, мы задумываемся все чаще и чаще. «В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся… Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей… Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира…» ( из письма Минобразования России от 15.01.2003 г. №13-51-08/13).
Воспитание патриотических чувств сегодня – это главная задача Российского общества. Именно нам, учителям необходимо участвовать в процессе воспитания будущих патриотов. Ведь от того каким вырастет новое поколение будет зависеть безопасность и благополучие государства, а значит спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Вот почему необходимо как можно раньше начинать работу по формированию у детей прочных нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно переходят в привычки, опыта гуманного поведения и отношения к окружающему миру.
Поэтому, еще в начальной школе ребята знакомятся с этими понятиями. «Быть патриотом, патриотические чувства… – как вы понимаете эти выражения?» - часто на уроках и в жизни встают перед учениками такие вопросы.
Они всегда быстро и четко отвечают на поставленный вопрос: это значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, любить свой родной язык, ценить культуру, любить и сохранять природу своей родной страны и ее несметные богатства, а так же животный мир... Патриот – это человек, готовый защитить свое отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа. Но значение этих слов, их смысл учитель должен разъяснить учащимся понятно, доходчиво и просто.
Огромное влияние на воспитание патриотических чувств детей оказывают родители. Немалое влияние оказывают на подрастающее поколение радио, телевидение, печать, старшие друзья, с которыми происходит общение. И вот здесь мы с уверенностью и гордостью можем сказать, что особая роль в этом вопросе принадлежит школе, которая проводит работу по патриотическому воспитанию на протяжении 11 лет обучения. И такой вклад, в дело воспитания патриотических чувств учащегося, должен внести каждый учебный предмет.
Учитель готовит к уроку дидактический материал, который имеет
большое значение для воспитания гражданина. Мы ведь всегда внимательно и тщательно подбираем все нужное и необходимое для проведения каждого урока. Дидактический материал, подготовленный для урока, постепенно вводит учащегося в мир чего - то нового, еще незнакомого, но часто встречающегося в современной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Часто приводится в пример настойчивость ученика в преодолении учебных, спортивных, бытовых трудностей. Это шаг к воспитанию у них желания трудиться на благо своей семьи, города, страны.
Также требовательно мы относимся к сбору материала не только на патриотические темы учащимися (составление композиций, подбор художественного и публицистического текстов патриотического содержания, рассказов героев войны и труда, рассказы об историческом прошлом нашей Родины, о современных героях и др.) но и к их деятельности.
Сегодня учитель перестал быть единственным источником информации для учащихся. Дети владеют огромной базой информации, которую они черпают из интернета, компьютерных игр, фильмов, мультфильмов, и, к сожалению, очень редко из книг. А вот разбираться в огромном мире информации, правильно ее оценивать и воспринимать, сегодня должен и обязан помочь учитель.
«Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи». Эти замечательные слова сказал великий человек - К.Г.Паустовский. Как грамотно и четко он формулирует главную цель наших уроков.
Любовь самого учителя к своему предмету, его увлеченность наукой, основы которой он преподает, вызывает ответную любовь учащихся к этой науке, интерес к ее изучению.
Я учитель изобразительного искусства и черчения и, конечно же, никогда об этом не забываю. Каждый преподаватель имеет свой, особый стиль преподавания. Все мы знаем, что нет универсальных методов и приемов обучения. Нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Свои уроки я стараюсь проводить так, чтобы ребенку вновь и вновь хотелось приходить на занятия, чтобы он ждал, а что же еще интересного, нового и полезного можно узнать. Целью программы изобразительное искусство является формирование творческой личности, которая будет ориентирована в жизни на красоту, доброту, трудолюбие.
На уроках, в процессе работы, ученикам дается возможность открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, превратить его в предметы живой и неживой природы; насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин, построить композиции по своему замыслу.
А еще я педагог дополнительного образования. Вот где есть простор фантазии, полет мыслей, воплощение замыслов и идей! Но учитель должен не только призывать к участию, но и всегда должен показывать личным примером.
Участие в различных конкурсах, выставках и мероприятиях, посвященным памятным датам и просто праздниках – неотъемлемое звено в достижении поставленной цели. Принимаем участие в акциях, направленных на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды. Каждый раз, глядя на экспозиции различных поделок, выполненных с большой любовью и фантазией, яркие и красочные рисунки, выполненные в духе патриотизма, гордости за свою страну, за свой город, а также, посвященные защитникам Отечества, желающих участвовать в конкурсах становится все больше и больше. Желание мыслить, творить, а также честность, порядочность и ответственность не возникают сами собой - они воспитываются с детства.
Воспитание любви к своей Родине – это утверждение в сознании молодого поколения гордости за нашу родину, понимание перспектив развития нашего общества, вооружение школьников знанием того, что происходит в нашей стране, пробуждение стремления самому активно участвовать в жизни общества и гордится этим.
Особое значение на уроках отдается рассказам, былинам, стихотворениям. Учащиеся не только узнают о героическом прошлом нашей страны, о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, о бережном отношении к природе, о воспитании любви к животному миру, о красоте своего города и бережном отношении к памятникам скульптуры и архитектуры, о дружбе и взаимовыручке, помощи тем, кому она необходима.
Важную роль в воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации. Герб, флаг, гимн - символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные и иные традиции. Все это изучается, разбирается и осознанно отображается в работах учеников. Рисуя природу, животный мир, морские просторы, наши новостройки, символы нашего города, дымковскую игрушку, хохломскую роспись…- вот на каких темах воспитывается подрастающее поколение. А еще походы по родному краю, забота о памятных местах и ветеранах, изучение жизни и быта северной столицы, создание музея «Истории Красного Села» и проведение экскурсий для всех желающих и учащихся других школ. Любовь к Санкт – Петербургу, городу, в котором мы живем.
Уметь ценить красоту, дорожить дружбой, быть нужным, умным и полезным, любить свою Родину, быть в курсе политических событий, испытывать гордость и уверенность в завтрашнем дне – вот те качества, которые закладываются на уроках. Для этого и сам учитель должен постоянно работать над собой.
- Стремиться создать урок, который способен раскрыть личность ребёнка.
- Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.
- Учить и учиться.
- Важно в своем деле достигнуть высоких вершин мастерства.
- Очень важно владеть культурой речи. Речь учителя во многом является образцом его воспитанников, формирует их речевую культуру.
- Воспитание лидерских качеств, умение отвечать не только за свои поступки, но и нести ответственность за тех, кто идет за тобой.
- Военно-патриотическое воспитание молодежи.
В процессе воспитания на уроках изобразительного искусства используются следующие методы:
1. попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл рассказов, стихотворений и др.;
2. фронтальная беседа;
3. словесное поощрение учащихся собравших интересный материал для уроков;
4. Рефераты, доклады и презентации по пройденным темам;
5. Рисунки и зарисовки, выполненные на уроках и дома.
Часто уроки проходят в форме игры-викторины. Цель урока - обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений, ликвидации пробелов в знаниях, развитие творческих способностей учащихся. Задания викторины позволяют участникам продемонстрировать свои знания.
Воспитание лидерских качеств, умение отвечать не только за свои поступки, но и нести ответственность за тех, кто идет за тобой. Военно-патриотическое воспитание
молодежи – серьезная задача. Личным примером мы вдохновляем молодое поколение.
Проанализировав требования к результатам освоения основной образовательной программы мы ясно вырисовываем «Портрет выпускника школы» (личностные характеристики выпускника):
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Роль туризма в воспитании подрастающего поколения
Статья о роли туризма в школе...
Методическая разработка "Роль туризма в воспитании подрастающего поколения"
Роль туризма в воспитании подрастающего поколенияТуризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает...
О роли музея в воспитании подрастающего поколения
О роли музея в воспитании подрастающего поколения...
Роль традиций народного творчества в воспитании нового поколения.
Статья о роли народного творчества в воспитании...
«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)
laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...
Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения
Одной из главных задач любого государства является воспитание подрастающего поколения. Исторической ценностью Российского государства выступает чувство любви к с...