Урок в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения."
план-конспект урока по мхк (6 класс)
Урок в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения." | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 6 КЛАСС
ТЕМА: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
"Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения".
Кузьма Петров-Водкин
Цель урока: расширить понятие о цвете, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, свойствах цвета; учить применять полученные знания в практической работе; развивать цветочувствительность, образное мышление, наблюдательность; совершенствовать навыки работы красками; прививать интерес и любовь к изобразительному искусству, формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве, формирование представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.
Тип урока: комбинированный;
Планируемые результаты:
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками, применять полученные знания на практике.
Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)
Наглядно-демонстрационный материал: схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветовой круг.
Мультимедийный ряд: презентация «Основы цветоведения»
Основные понятия и термины: спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, краски гуашевые, палитра, альбом.
Сценарий урока:
I. Организационная часть. .
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности).
II. Введение в тему.
- Прослушайте стихотворение Владимира Абрамова известного художника и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер, какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета!
Ответы учащихся (Предполагаемый ответ - о цвете).
Действительно, тема сегодняшнего урока "Цвет. Основы цветоведения"
III. Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке мы будем говорить о свойствах, многообразии и гармоничном сочетании цветов. И поможет нам в этом наука ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
С некоторыми из законов цветоведения вы познакомились еще в младших классах.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Как называется вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет? /живопись/.
- Перечислите основные (первичные) цвета? /желтый, красный, синий/.
- Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных? /составные (вторичные) цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый/.
- Назовите теплые и холодные цвета. Какие ассоциации они у вас вызывают? /теплые ассоциируются с солнцем и огнем, а холодные – с водой, морем, зимой/.
IV. Мотивация учебной деятельности
Мы видим мир цветным, и цвет оказывает на нас огромное воздействие. Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем, с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика – способы измерения цвета, биология – значение цвета в жизнедеятельности животных и растений (слайд 2).
Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте(слайд 3).
V. Изучение нового материала
У вас на столе лежит конверт в конверте разноцветные полоски. Выполните задание. Разделите эти полосы на две группы разложив на листе бумаги разбитой на две колонки. (Дается краткий анализ успешности выполнения заданий после их выполнения).
Все цвета делятся на две группы.
Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. Хроматические цвета - это все остальные цвета.
Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?
Известный физик 17 века Исаак Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.
Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? "Каждый охотник желает знать где сидит фазан". Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного "синего" и ахроматического "белого".
Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.
Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию, то получим картинку цветового спектра, которую способен увидеть человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета - инфракрасный и ультрафиолет.
Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отражённого света. Часть предметов, на которые падает солнечный свет, его поглощают, а часть — отражают.
Отражённые лучи дают ощущение цвета предмета. Например, снег отражает почти все лучи, а сажа — почти все поглощает. Зелёная листва отражает зелёные лучи, апельсин — оранжевые и так далее.
Для удобства работы художников из видимого цветового спектра был создан ЦВЕТОВОЙ КРУГ - геометрический порядок цветов, содержащий основные (первичные), составные (вторичные) и третичные цвета.
В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.
Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга. (слайд 11,12)
Назовите пример контрастных цветов.
Красный круг на зеленом фоне выглядит необычайно кричащим, вибрирующим, выпрыгивающим за пределы своей формы. Однако, в природе множество примеров, когда контрастное сочетание цвета отлично смотрятся вместе: красно-зеленая поляна земляники,
или желто-фиолетовые цветки орхидеи.
Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. (слайд 13)
Назовите примеры сближенных цветов.
Цвета, располагающиеся на цветовом круге по соседству друг с другом, очень хорошо смотрятся вместе, но не образуют никакого контраста. Если вы хотите, чтобы ваша работа вызывала у зрителя ощущение умиротворения и комфорта, используйте цвета, находящиеся по соседству друг с другом.
Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте.
Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки. Давайте практически попробуем с помощью выбеливания получить разные оттенки одного цвета. Используйте палитру.
Цветовой тон – это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных: красный, синий, желтый и т. д.
Светлота – это степень отличия данного цвета от черного.
Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического.
Скажите пожалуйста, оказывает ли цвет влияние на наше самочувствие?
В течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные представления о связи различных цветов с жизненными явлениями. Например, во времена древнего человека, красный цвет был символом Солнца, огня, крови, жизни. Белый цвет - символизировал свежесть, чистоту, покой, молодость. В разные эпохи и в разных культурах смысловое значение цвета менялось. Так в культуре Византии императорскую власть олицетворял – красный цвет, а в Китае – желтый, который был символом мудрости и просвещенности.
Ученые, психологи, врачи доказали, что цвет может изменить настроение человека. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, потому что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый, красный, - пробуждают энергию, желание действовать. Существует метод лечения депрессии цветом, называется "Цветотерапия".
VI. Физкультминутка. (Танцевальные движения под музыку песни "Радуга")
VП. Практическая деятельность учащихся
1. Работа в группах. Класс делиться на 3 группы: группа дизайнеров интерьера, дизайнеров одежды, мастеров декоративно-прикладного искусства.
С помощью цветового круга подобрать цветовое решение для комнаты, комплекта одежды, декоративной тарелки.
Объяснить выбор цветового решения
Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.
2. Упражнение "Зеленые черепашки".Нужно изобразить черепаху используя только основные цвета и белую, черную краски .
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль правильности организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся , испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
VIII. Рефлексия
Учащиеся представляют у доски свои работы, совместно с учителем анализируют и оценивают их. Учитель выделяет наиболее удачные работы.
Сегодня я узнал(а)...
Было трудно…
Я понял(а), что…
Я научился(лась)…
Я смог(ла)…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось...
IX . Домашнее задание
Выполнить задание в учебнике ст. 42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Основы цветоведения"
На уроке рассматривается цветоведение, как наука о цвете. Психологическое воздействие цвета на человека....
Открытый урок на тему: "Компьютерная графика и основы цветоведения"
Урок разработан для программы Adobe Photoshop....
Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"
В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....
Презентация к уроку изобразительного искусства "Основы цветоведения"
В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....
Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"
Данный урок для обучающихся средних классов на кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения....
План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)
Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образованияКраснодарский гуманитарно-технологический колледж РАССМОТРЕНО ...
Урок-игра. Цвет и основы цветоведения.
6 класс. Урок-игра. Цвет. Основы цветоведения....