Урок "Основы цветоведения"
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 5 класс) по теме
На уроке рассматривается цветоведение, как наука о цвете. Психологическое воздействие цвета на человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_cvet_i_chuvstva.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Цвет и чувства.
Задачи урока: а) обучающая:
-познакомить с понятием цветоведения - как наука о
цвете;
-закрепить понятие основные и составные цвета
ахроматические и хроматические цвета, теплые и
холодные цвета;
б) развивающая:
- развивать творческий и художественный вкус,
наблюдательность;
- развивать умения выражать свои творческие замыслы;
- развивать умения находить гармонические цветовые
сочетания;
в) воспитывающая:
- воспитывать художественный вкус;
Цель урока: дополнить уже готовое изображение фоном, решить
цветовое решение фона, учитывая чувства и эмоции, которые
переданы в изображение героев
Ход урока:
- Организационный момент: ( приветствие)
- Актуализация знаний:
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию- оранжевой,
Желтым одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем какого цвета
Огромная планета!
- Прослушав это стихотворение подумайте и скажите о чем мы с вами будем сегодня на уроке разговаривать?
- О цвете.
- Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства. Тема нашего урока «Цвет и чувства».
3. Сообщение нового материала:
- Проблемы цвета под различными углами зрения изучаются в настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия человеческим глазом цвета, психология проблемы восприятия цвета и воздействие его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельность живых и растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения цвета. В искусстве , цвет- одно из самых выразительных средств. Совокупность перечисленных наук является научное цветоведение.
Знание научных представлений о цвете, конечно, не может, заменить изучение художником природы во всем ее многообразии и сложности форм и цвета, но может обогатить художественную практику, как это неоднократно наблюдалось в истории искусства. В это период сложились основы цветоведения. Было выделено три главных цвета в искусстве. Назовите их?
- Красный, желтый, синий
- Почему они называются главными?
- Из них смешиваем все остальные цвета.
(работа с раздаточным материалом)
- Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной
Получим мы цвет…(фиолетовый).
А синий мы с желтой смешаем?
Какой мы цвет получаем? (зеленый)
А красный плюс желтый, для всех не секрет,
Дадут нам конечно (оранжевый) цвет.
- Как называются фиолетовый, зеленый, оранжевый?
- Составные или дополнительные.
- Цвета делятся на две большие группы, какие?
- Ахроматические и хроматические.
- Ахроматические цвета это белый и черный, при получение получается многообразие серых оттенков.
- Хроматических цвета – цветные цвета. Назовите их?
-…………
-Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет постепенно, без резких границ, по средством множества промежуточных цветов переходит в другой цвет. Те же чистые цвета, яркие цвета можно увидеть в радуге.
У хроматических цветов существуют различные качества цвета. Эмоционально одни цвета воспринимаются, как теплые ассоциируются с теплом, холодные ассоциируются с ощущение холода. Назовите теплые и холодные цвета?
(работа по парно)
-Предлагаю поиграть в игру «Тепло – холодно». Надо разделить понятия на две группы теплые и холодные : костер, снеговик, снежинка, солнце, небо, золотая рыбка, осенний лист.
Для художников, работающих в области живописи и декоративно прикладного искусства, большое значение психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия. Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей , например:
- Зеленый цвет - вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;
- Желтый цвет - теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;
- Оранжевый цвет - радостный, добрый, пламенный;
- Красный цвет – цвет Солнца, огня, жизни, согревает, возбуждает , и одновременно устрашает, вызывает тревогу;
- Синий - вызывает чувство холода, тоски ,серьезности, печали;
- Фиолетовый – соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;
- Белый – символизирует свежесть, чистоту, молодость ном ожжет означать покой, безжизненность, и даже траур у некоторых народов;
- Черный – отсутствие цвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
4.Практическая часть:
- У каждого из вас на партах лежит готовое изображение человека, изображение наделено разными эмоциями и чувствами, разным состоянием человеческой души. Вам нужно к своему изображению подобрать цветовое решение, учитывая эмоциональное состояние изображения.
5. Анализ работ:
-Какими чувствами наделено изображение?
-……………
Какое цветовое решение фона?
-…………….
-Присутствует ли в работе соответствие цветового решения с чувствами изображенного человека?
-……….
6. Итог урока:
-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели как цвет влияет на чувства человека. Закрепили основы цветоведения.
Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе
ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (три занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветове...
Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе
ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (три занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветове...
Внеурочная деятельность. Занятия (знакомство с основами цветоведения) по ИЗО в 1 классе
ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность."Сказка превращений" (3 занятия). Знакомство с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета)."Холодно-горячо". Знакомство с основами цветоведе...
Развивающие игры по цветоведенью - учебно-методич. пособие
Разработана серия развивающих настольных игр, которые способствуют формированию навыка «думать глазами», позволяют развивать цветовидение и осознавать основные положения и закономерности науки...
презентация на тему: "Цветоведение"
Данную презентацию можно использовать на любых уроках ИЗО...
Основы цветоведения
О контрастных цветах и локальном цвете....
Цветоведение
Презентация о ахроматических цветах....