Развитие русского регионального искусства
план-конспект урока по мхк (10 класс)

Миронова Нина Викторовна

Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе. Цель урока - познакомить учащихся с русским региональным искусством, архитектурой  трёх наиболее  развитых княжеств - Новгородского, Владимиро –Суздальского и  Московского; храмами и фресками русских княжеств; охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности. Конспект содержит самоанализ проведённого урока.                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_russkogo_regionalnogo_iskusstva_10_kl_mhk.docx338.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

п. Медвеженский

Развитие русского регионального искусства

Конспект урока

мировой художественной культуры

в 10 классе

Успенский собор московского кремля

Подготовила

учитель музыки и МХК

высшей квалификационной

категории

Миронова Н.В.

2018-2019 учебный год

Цель. Познакомить учащихся с русским региональным искусством, храмами и фресками русских княжеств.                                                                                    

Ход урока.

1. Организационный момент

а) проверка готовности учащихся к уроку;

2. Проверка  домашнего задания:

 На прошлом уроке, мы с вами, ребята, рассмотрели Архитектуру Киевской Руси.

- Почему изучение   Художественной культуры Древнерусского государства мы начали именно с Киевской Руси? (т.к.  примерно с 10 века Киев становится главным центром  Руси и культурным в том числе, именно в Киеве заседали князья, правившие  Русью).

- Давайте вспомним, какое событие предшествовало развитию храмового строительства на Руси? (принятие христианства в 988г).

- С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства.

- Посмотрите на храмы, что в них общего?

(У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены из камня).

- Новые постройки относятся к единому типу храма, какому?

 - Крестово-купольному. Как вы это понимаете?

-  Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов?  

( из Византии)

- Почему первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной?

- Назовите самый главный и величественный  русский храм (Святой Софии в Киеве)? При его строительстве, какой храм был взят за образец? (Храм Святой Софии в Константинополе). Из чего был построены стены  храма? (плинфа – плоский красный кирпич). Что символизировали 13 куполов храма?

- Почему 11 век на Руси называют веком трех Софий?    - были построены три храма Софии: в Киеве, Новгороде и Полоцке (храм не сохранился).

- По картинкам  определите храмы. Назовите отличительные черты Новгородской Софии.

3. Мотивация  на изучение новой темы. Постановка проблемы урока.

- Во второй половине 12в  в жизни Древнерусского государства происходят изменения, которые в дальнейшем определяют  судьбу русской культуры на много веков вперед. На Руси наступает период феодальной раздробленности. - Что это означает? Киевская Русь распадется на 14 княжеств.

Что характерно для этого периода? (войны)

Сегодня мы рассмотрим архитектуру  трех наиболее  развитых княжеств того времени: Новгородское, Владимиро –Суздальское и  Московское.

 Сейчас давайте откроем тетради, запишем число и тему сегодняшнего урока «Развитие русского регионального искусства»

- Посмотрите на слайд, что там изображено?

- Верно, храмы. Как вы думаете, что нам нужно будет сегодня сделать на уроке? (мы должны выяснить архитектурные особенности храмов каждого княжества. ПОЧЕМУ МЫ РАССМАТРИВАЕМ  ИМЕННО ОТДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА и ИХ ХРАМЫ? – НАМ НУЖНО ВЫЯСНИТЬ есть ли между ними принципиальные отличия (если есть, то какие)  или все они построены по общему принципу,  

 в самостоятельной работе  на оценку соотнести храм и  его название).

4. Самостоятельная работа учащихся.

В тетради чертим таблицу:

Новгородское княжество 17.1

 Владимро-Суздальское  княжество 17.2

 Московское княжество 17.3

                               Название храма, его архитектурные особенности.

1.Церковь Спаса Преображения на Нередице: 4 столпа, 1 купол, 3 нефа, 3 апсиды;

укрошение – аркатурный пояс.Осн.хар-ки – строгость и простота.

2. Церковь Рождества богородицы: иконопись- на красном фоне синим и зеленым цветами.(Феофан Грек – «Богоматерь Донская», «Старец Макарий»)

Новгородские церкви выглядят приземистыми и строгими. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатии новгородских мастеров, напротив, они стремились к суровой величавости и простоте.

1.Успенский собор во Владимире: новый тип храма - 6-тистолпный с притворами                     (доп. помещениями), высота в 2р. Больше ширины, иконы- «Византийская икона Владимирской богоматери»

2. Храм Покрова Богородицы: устремлен ввысь, легкость, стройность, 4-х столпный,  разделен на 3 неравные прясла, аркатурный пояс, резьба по камню.

3. Дмитриевский собор – гл.особенность – тонкое резное кружево.

1.Успенский собор

2.Кремль (первоначально имел оборонительное значение.

Московский стиль живописи – А.Рублев – иконы «Спас Вседержитель», «Троица».

Читаем  раздел 17.1 – выделяем храмы и их особенности, раздел 17.2- и т.д.

Архитектура Великого Новгорода. Характерные особенности новгородского зодчества: суровая простота, массивность и строгость внешнего облика, асимметрия форм. Храм Софии Новгородской, сложность планировки, пятиглавие, неровные поверхности стен, прорезанные узкими щелями окон, отсутствие декоративного убранства.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире, особенности оформления фасада. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль — шедевр мирового зодчества, «чудо русского искусства». Простота и благородство пропорций, динамичность и асимметрия внешнего облика, изящество и красота декоративного убранства.

Архитектура Московского княжества. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Успенский собор Кремля — главное украшение «первопрестольной» Москвы. Цельность и динамичность объемов, геометрическая четкость членения стен, легкость и стремительность ритмов. Особенности оформления внутреннего пространства. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском, характерные особенности внешнего облика.

5. Рефлексия. Анализ работы. Исходя из итогов работы,  давайте теперь распределим храмы по княжествам и дадим им названия (карточки).  

 При оценивании работы на уроке, мы  с вами уже применяли метод  взаимооценки. Сегодня оценим свою работу на уроке сами – используем метод самооценки. Оцениваете себя сами и выставляете себе оценки. Озвучиваем, обсуждаем, выставляем  в дневники.

6. Формулировка выводов:

Какие выводы о русском региональном искусстве мы можем сделать?

- Четырехстолпная  основа храма, крестово –купольный тип храма, символичное число куполов, внутренняя отделка – фрески и иконы – своеобразный русский стиль писания, строгость и простота, внушительность

- Но, несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и  экономической развитости храмы княжеств различаются  масштабами, количеством  куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделкой.

7. Подведение итогов. Домашнее задание.

Д/З – глава 17, прочитать. Спасибо за урок!

Литература и Интернет ресурсы:

  1. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. - М. 1990.
  2. Кремль ¬ школа. Эпоха Ивана III и московский кремль. Вспомогательные материалы к курсу истории для учащихся. - М. 2013.
  3. Крюкова Е.Н. Московский Кремль. От княжеской крепости до царской резиденции. ¬М. 2012.
  4. Архитектура Древней Руси

 http://sashakustov.ru/323-arhitektura-drevney-rusi.html 

Самоанализ урока МХК

Тема «Развитие русского регионального искусства», 10 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель. Приобщение учащихся к шедеврам русской архитектуры, как части мирового культурного наследия. Знакомство учащихся с русским региональным искусством, храмами и фресками русских княжеств.                                                                                

Задачи.

Образовательные.

Познакомить учащихся с архитектурой  трех наиболее  развитых княжеств: Новгородского, Владимиро –Суздальского и  Московского. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.

Развивающие. Развивать способности к анализу выразительных средств искусства, формировать навыки самостоятельной работы при подготовке выступлений, умение критически анализировать полученную информацию.
Воспитательные.

Воспитывать чувства патриотизма, гордости за культурное наследие предков, сопричастности к истории Родины. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное, умению находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.

Методы и технологии обучения: лекция, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.

   Данный урок является последующим после изучения архитектурного облика Древней Руси, знакомит учащихся с выдающимися шедеврами  Новгородской, Владимиро-Суздальской архитектуры и Московского княжества.

Общая организация урока.

Организационный момент ( 3 мин)

I.        Вводная часть (7 мин)

II.        Изучение нового материала (20 мин)

III.        Закрепление изученного материала (6 мин)

IV.        Подведение итогов урока. (4мин)

   Содержание урока основано на архивных документах, опубликованных в исторической литературе, сайтах интернет и учебнике по МХК, что позволяет достоверно передать дух и ценности народа, значимость исторических событий того времени для развития нашего государства, распространения  религии и развития культуры Руси.

   На данном уроке используется  пассивный метод обучения в сочетании с учебным диалогом, в котором учитель выстраивает рассуждения учащихся по развитию исторических событий и развития архитектурных и духовных ценностей, используя прием логических цепочек.

    На уроке применяются ТСО -  ноутбук, монитор, активные колонки; диалог и лекция выстраивается на основе презентации по теме. Ключевые моменты конспектируются.

   Первичное закрепление полученных знаний проводится в форме самостоятельной работы с таблицей, в которую учащиеся вносят данные об архитектурных памятниках отдельных русских княжеств, выявляя черты их сходства и различия.

   Опрос проводится в процессе урока фронтально, в конце урока – индивидуально, по тесту и осуществляется самопроверка.

    При подготовке к уроку были учтены программные требования. Выбор именно такой формы урока, как лекция с элементами учебного  диалога, обусловлена тем, что дискуссия является одним из активных методов обучения, которые часто применяются мной на уроках. При подготовке к уроку были учтены такие особенности обучающихся, как медленное «включение» в тему урока, у отдельных учащихся пассивное отношение к учёбе, пробелы в систематизации знаний.

   Цели урока были достигнуты, ученики получили новые знания, которые дают наибольшее представление о развитии одной из граней истории нашей страны, что подтвердили в процессе учебного диалога и в ходе самостоятельной работы с таблицей. Задачи урока выполнены.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

Развитие жанровой живописи в русском изобразительном искусстве ХIХ века.

Конспект повторительно-обобщающего урока МХК в 11 классе с творческими заданиями в историческом аспекте....

Страницы русской истории в русском изобразительном искусстве

В представленной работе исследуются картины русских художников на исторические темы: В.И.Суриков "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Переход Суворова через Альпы&quo...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОМО учителей математики Смоленской области .

ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОМО учителей математики Смоленской области Директору МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленск...

ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОМО учителей математики Смоленской области Учителю математики МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, члену творческой группы «СПЕКТР» педагогов Вяз

ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕОМО учителей математики Смоленской областиУчителю математикиМБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смо...