Развитие русского регионального искусства
план-конспект урока по мхк (10 класс)
Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе. Цель урока - познакомить учащихся с русским региональным искусством, архитектурой трёх наиболее развитых княжеств - Новгородского, Владимиро –Суздальского и Московского; храмами и фресками русских княжеств; охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности. Конспект содержит самоанализ проведённого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_russkogo_regionalnogo_iskusstva_10_kl_mhk.docx | 338.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Медвеженский
Развитие русского регионального искусства
Конспект урока
мировой художественной культуры
в 10 классе
Подготовила
учитель музыки и МХК
высшей квалификационной
категории
Миронова Н.В.
2018-2019 учебный год
Цель. Познакомить учащихся с русским региональным искусством, храмами и фресками русских княжеств.
Ход урока.
1. Организационный момент
а) проверка готовности учащихся к уроку;
2. Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке, мы с вами, ребята, рассмотрели Архитектуру Киевской Руси.
- Почему изучение Художественной культуры Древнерусского государства мы начали именно с Киевской Руси? (т.к. примерно с 10 века Киев становится главным центром Руси и культурным в том числе, именно в Киеве заседали князья, правившие Русью).
- Давайте вспомним, какое событие предшествовало развитию храмового строительства на Руси? (принятие христианства в 988г).
- С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства.
- Посмотрите на храмы, что в них общего?
(У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены из камня).
- Новые постройки относятся к единому типу храма, какому?
- Крестово-купольному. Как вы это понимаете?
- Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов?
( из Византии)
- Почему первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной?
- Назовите самый главный и величественный русский храм (Святой Софии в Киеве)? При его строительстве, какой храм был взят за образец? (Храм Святой Софии в Константинополе). Из чего был построены стены храма? (плинфа – плоский красный кирпич). Что символизировали 13 куполов храма?
- Почему 11 век на Руси называют веком трех Софий? - были построены три храма Софии: в Киеве, Новгороде и Полоцке (храм не сохранился).
- По картинкам определите храмы. Назовите отличительные черты Новгородской Софии.
3. Мотивация на изучение новой темы. Постановка проблемы урока.
- Во второй половине 12в в жизни Древнерусского государства происходят изменения, которые в дальнейшем определяют судьбу русской культуры на много веков вперед. На Руси наступает период феодальной раздробленности. - Что это означает? Киевская Русь распадется на 14 княжеств.
Что характерно для этого периода? (войны)
Сегодня мы рассмотрим архитектуру трех наиболее развитых княжеств того времени: Новгородское, Владимиро –Суздальское и Московское.
Сейчас давайте откроем тетради, запишем число и тему сегодняшнего урока «Развитие русского регионального искусства»
- Посмотрите на слайд, что там изображено?
- Верно, храмы. Как вы думаете, что нам нужно будет сегодня сделать на уроке? (мы должны выяснить архитектурные особенности храмов каждого княжества. ПОЧЕМУ МЫ РАССМАТРИВАЕМ ИМЕННО ОТДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА и ИХ ХРАМЫ? – НАМ НУЖНО ВЫЯСНИТЬ есть ли между ними принципиальные отличия (если есть, то какие) или все они построены по общему принципу,
в самостоятельной работе на оценку соотнести храм и его название).
4. Самостоятельная работа учащихся.
В тетради чертим таблицу:
Новгородское княжество 17.1 | Владимро-Суздальское княжество 17.2 | Московское княжество 17.3 |
Название храма, его архитектурные особенности. | ||
1.Церковь Спаса Преображения на Нередице: 4 столпа, 1 купол, 3 нефа, 3 апсиды; укрошение – аркатурный пояс.Осн.хар-ки – строгость и простота. 2. Церковь Рождества богородицы: иконопись- на красном фоне синим и зеленым цветами.(Феофан Грек – «Богоматерь Донская», «Старец Макарий») Новгородские церкви выглядят приземистыми и строгими. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатии новгородских мастеров, напротив, они стремились к суровой величавости и простоте. | 1.Успенский собор во Владимире: новый тип храма - 6-тистолпный с притворами (доп. помещениями), высота в 2р. Больше ширины, иконы- «Византийская икона Владимирской богоматери» 2. Храм Покрова Богородицы: устремлен ввысь, легкость, стройность, 4-х столпный, разделен на 3 неравные прясла, аркатурный пояс, резьба по камню. 3. Дмитриевский собор – гл.особенность – тонкое резное кружево. | 1.Успенский собор 2.Кремль (первоначально имел оборонительное значение. Московский стиль живописи – А.Рублев – иконы «Спас Вседержитель», «Троица». |
Читаем раздел 17.1 – выделяем храмы и их особенности, раздел 17.2- и т.д.
Архитектура Великого Новгорода. Характерные особенности новгородского зодчества: суровая простота, массивность и строгость внешнего облика, асимметрия форм. Храм Софии Новгородской, сложность планировки, пятиглавие, неровные поверхности стен, прорезанные узкими щелями окон, отсутствие декоративного убранства.
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире, особенности оформления фасада. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль — шедевр мирового зодчества, «чудо русского искусства». Простота и благородство пропорций, динамичность и асимметрия внешнего облика, изящество и красота декоративного убранства.
Архитектура Московского княжества. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Успенский собор Кремля — главное украшение «первопрестольной» Москвы. Цельность и динамичность объемов, геометрическая четкость членения стен, легкость и стремительность ритмов. Особенности оформления внутреннего пространства. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском, характерные особенности внешнего облика.
5. Рефлексия. Анализ работы. Исходя из итогов работы, давайте теперь распределим храмы по княжествам и дадим им названия (карточки).
При оценивании работы на уроке, мы с вами уже применяли метод взаимооценки. Сегодня оценим свою работу на уроке сами – используем метод самооценки. Оцениваете себя сами и выставляете себе оценки. Озвучиваем, обсуждаем, выставляем в дневники.
6. Формулировка выводов:
Какие выводы о русском региональном искусстве мы можем сделать?
- Четырехстолпная основа храма, крестово –купольный тип храма, символичное число куполов, внутренняя отделка – фрески и иконы – своеобразный русский стиль писания, строгость и простота, внушительность
- Но, несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости храмы княжеств различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделкой.
7. Подведение итогов. Домашнее задание.
Д/З – глава 17, прочитать. Спасибо за урок!
Литература и Интернет ресурсы:
- Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. - М. 1990.
- Кремль ¬ школа. Эпоха Ивана III и московский кремль. Вспомогательные материалы к курсу истории для учащихся. - М. 2013.
- Крюкова Е.Н. Московский Кремль. От княжеской крепости до царской резиденции. ¬М. 2012.
- Архитектура Древней Руси
http://sashakustov.ru/323-arhitektura-drevney-rusi.html
Самоанализ урока МХК
Тема «Развитие русского регионального искусства», 10 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель. Приобщение учащихся к шедеврам русской архитектуры, как части мирового культурного наследия. Знакомство учащихся с русским региональным искусством, храмами и фресками русских княжеств.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить учащихся с архитектурой трех наиболее развитых княжеств: Новгородского, Владимиро –Суздальского и Московского. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
Развивающие. Развивать способности к анализу выразительных средств искусства, формировать навыки самостоятельной работы при подготовке выступлений, умение критически анализировать полученную информацию.
Воспитательные.
Воспитывать чувства патриотизма, гордости за культурное наследие предков, сопричастности к истории Родины. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное, умению находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.
Методы и технологии обучения: лекция, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.
Данный урок является последующим после изучения архитектурного облика Древней Руси, знакомит учащихся с выдающимися шедеврами Новгородской, Владимиро-Суздальской архитектуры и Московского княжества.
Общая организация урока.
Организационный момент ( 3 мин)
I. Вводная часть (7 мин)
II. Изучение нового материала (20 мин)
III. Закрепление изученного материала (6 мин)
IV. Подведение итогов урока. (4мин)
Содержание урока основано на архивных документах, опубликованных в исторической литературе, сайтах интернет и учебнике по МХК, что позволяет достоверно передать дух и ценности народа, значимость исторических событий того времени для развития нашего государства, распространения религии и развития культуры Руси.
На данном уроке используется пассивный метод обучения в сочетании с учебным диалогом, в котором учитель выстраивает рассуждения учащихся по развитию исторических событий и развития архитектурных и духовных ценностей, используя прием логических цепочек.
На уроке применяются ТСО - ноутбук, монитор, активные колонки; диалог и лекция выстраивается на основе презентации по теме. Ключевые моменты конспектируются.
Первичное закрепление полученных знаний проводится в форме самостоятельной работы с таблицей, в которую учащиеся вносят данные об архитектурных памятниках отдельных русских княжеств, выявляя черты их сходства и различия.
Опрос проводится в процессе урока фронтально, в конце урока – индивидуально, по тесту и осуществляется самопроверка.
При подготовке к уроку были учтены программные требования. Выбор именно такой формы урока, как лекция с элементами учебного диалога, обусловлена тем, что дискуссия является одним из активных методов обучения, которые часто применяются мной на уроках. При подготовке к уроку были учтены такие особенности обучающихся, как медленное «включение» в тему урока, у отдельных учащихся пассивное отношение к учёбе, пробелы в систематизации знаний.
Цели урока были достигнуты, ученики получили новые знания, которые дают наибольшее представление о развитии одной из граней истории нашей страны, что подтвердили в процессе учебного диалога и в ходе самостоятельной работы с таблицей. Задачи урока выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Развитие жанровой живописи в русском изобразительном искусстве ХIХ века.
Конспект повторительно-обобщающего урока МХК в 11 классе с творческими заданиями в историческом аспекте....
Страницы русской истории в русском изобразительном искусстве
В представленной работе исследуются картины русских художников на исторические темы: В.И.Суриков "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Переход Суворова через Альпы&quo...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОМО учителей математики Смоленской области .
ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОМО учителей математики Смоленской области Директору МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленск...
ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОМО учителей математики Смоленской области Учителю математики МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, члену творческой группы «СПЕКТР» педагогов Вяз
ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕОМО учителей математики Смоленской областиУчителю математикиМБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смо...