Развитие жанровой живописи в русском изобразительном искусстве ХIХ века.
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Давыдова Наталья Ивановна

Конспект повторительно-обобщающего урока МХК в 11 классе с творческими заданиями в историческом аспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_zhanrovoy_zhivopisi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока МХК в 11 классе в историческом аспекте

к.п.н., учителя МХК Давыдовой Натальи Ивановны

МОУ Крюковской средней общеобразовательной школы,

Чеховский район Московская область.

Тема урока: Развитие жанровой живописи  в русском изобразительном искусстве Х1Х века.

Тип урока: повторительно-обобщающий с творческими заданиями. 

Формы организации самостоятельной познавательной деятельности школьников: групповая (три группы), индивидуальная.

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся об этапах становления жанровой живописи в русском изобразительном искусстве Х1Х века.

Задачи: 1. Связать между собой изученные факты и явления в развитии русской художественной культуры Х1Х в., показав, как разные произведения искусства говорят о проблемах русского общества в пореформенный период.

2. Показать активную роль искусства в отражении жизни простых людей.

3. Подвести учащихся к  тому, что произведения искусства, передающие великие идеи,  приносят пользу и современному человеку.

Наглядные пособия: набор репродукций жанровых картин русских художников Х1Х в., раздаточный материал с заданиями для трёх групп учащихся (открытки, тесты, игровые упражнения, текст с ошибками).

На доске написан литературный эпиграф:

 «Существованье наше, господа, обычно смена сумрака и света,

 И трудно петь о сумраках всегда,

 Хоть высшее достоинство поэта - суметь изгнать и клевету, и лесть,

 И мир изобразить таким, как есть».  Д. Байрон.

Ход урока.

     1 часть урока – 10минут.

     Учитель: На предыдущих уроках истории, литературы, мировой художественной культуры вы узнали, какие главные события волновали русское общество в Х1Хвеке,  какие проблемы существовали в пореформенное время, и как все это повлияло на развитие русской культуры. Сегодня на уроке мы будем говорить о развитии жанровой живописи в русском изобразительном искусстве Х1Х века. Нам предстоит связать между собой изученные факты и явления в развитии русской художественной культуры и показать, как отразилась жизнь людей в жанровой живописи Х1Х в., как художники откликнулись на проблемы русского общества, т.е. показать активную роль искусства в отражении жизни разных слоев населения.

Вопрос учащимся: « Что такое жанровая живопись?»

(К жанровой живописи относятся картины на бытовые сюжеты, т.е. картины бытового жанра).

Давайте проследим, как же развивался бытовой жанр в русском искусстве.

В первой трети Х1Х века бытовая тема утверждается как изображение народной жизни. Художники стремились выразить чувства и переживания разных сословий, особенно запечатлеть тогдашнюю действительность, показать нравственную красоту и значительность образа русского простолюдина. Характерные примеры мы находим в творчестве В.А. Тропинина,  А.Г. Венецианова и его учеников и последователей. Давайте вспомним героев картин этих художников.

 Индивидуальные выступления учащихся:

1. Творчество  В.А.Тропинина

2. Творчество А.Г.Венецианова.

Оценка выступлений.

     2 часть урока – 10 минут. (На доске - репродукции картин П.А. Федотова)

     Учитель: Вторая треть Х1Хвека - новый этап в развитии бытового жанра. Расширяется круг изображаемых явлений. Если раньше бытовой жанр преимущественно представлял жизнь человека из народа, главным образом крестьянина, то теперь в поле зрения художника попадают различные слои общества от городского простонародья до купечества и крупного чиновничества в реальном столкновении и переплетении их жизненных интересов.

   В соответствии с этим сюжет из простого становится острым, часто обличительным. Фигуры персонажей картин изображаются в движении. Новые черты бытового жанра мы можем наблюдать в творчестве П.А. Федотова, Т.Г. Шевченко и других художников 40-х годов Х1Хв. Именно в искусстве Федотова выразились черты критического осмысления реальной жизни, отражена реальная жизнь, поведение и судьбы людей, выявлены их социальные черты.

Выступление учащегося о творчестве Федотова.

Творческое задание группам: «Психологический портрет человека по произведению» (Федотов П.А)

1 группа: «Свежий кавалер»,

2 группа: «Вдовушка»,

3 группа: «Сватовство майора»

Выступления представителей групп.

     3 часть урока – 20 минут. (На доске репродукции картин И.Н.Крамского, В. Перова, В. Пукирёва, В. Маковского и др.).

     Учитель: Во второй половине Х1Х века жанровая живопись переживает настоящий расцвет в творчестве художников - передвижников. Отмена крепостного права и последовавшие за этим буржуазные реформы изменили страну. На смену дворянской пришла новая культура, ведущую роль в которой стали играть разночинцы. Обращение к народной теме привело передвижников к реализму, который стал главным принципом их творчества. Реализм они понимали как следование правде жизни. В начале 60-х годов жанровая живопись становится напряженной и драматичной. В ней преобладают мотивы разоблачения мрачных сторон жизни, вызывающих у зрителя гнев и возмущение.

Творческие задания групп №1 :

 1.«Текст с ошибками»  

2. Рассказать о Товариществе художников - передвижников.

3. «Описание ситуации по картине» (В. Пукирёв «Неравный брак»).

Творческие задания группе №2:

  1. Что вы знаете о творчестве В. Перова?
  2.  «Описать преддействие и последействие в картине»

( В. Перов «Чаепитие в Мытищах»).

3. Работа с набором открыток «Третьяковская галерея»: «Найди репродукции картин В.Перова.

Творческие задания группе №3:

1.«Описать приметы времени по произведению» (В. Маковский «Свидание»)

 2. Тест «Определи название картины и автора»

3.  Игровое упражнение: «  Какое слово лишнее в группе из трёх слов?».

Вступления представителей групп (10 минут)

Оценка выполненных заданий.

     4 часть - Окончание урока – 5 минут.

     Учитель: Мы  проследили этапы становления бытового жанра в русском изобразительном искусстве Х1Хвека. Как вы думаете, что общего было в творчестве художников - жанристов? Что они старались запечатлеть? ( характерной чертой русской живописи пореформенного периода Х1Х века было неприятие общественных порядков, показ несовершенства и несправедливости жизни).

Какие идеи передают жанровые картины, которые мы рассмотрели?

Приносят ли эти произведения пользу современному человеку? О чем заставляют задуматься?

Обращаемся к эпиграфу урока:

«Существованье наше, господа, обычно смена сумрака и света,

 И трудно петь о сумраках всегда,

 Хоть высшее достоинство поэта - суметь изгнать и клевету, и лесть,

 И мир изобразить таким, как есть».  Д. Байрон.

Как вы думаете, можно ли слова английского поэта Байрона отнести к русскому изобразительному искусству XIX века?

Что дало вам выполнение творческих заданий к уроку?

 Обобщаю и оцениваю ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основные направления изобразительного искусства XX века"

В презентации представлены основные направления икусства ХХ века, а также характерные для каждого из них художественные произведения....

Абстракционизм в изобразительном искусстве XX века

Основные представители жанра "абстракционизм" XX века:*Кандинский*Алле*Клеманс ван де Велде*Мондриан*Малевич*Жан Арп*Поллок*Кандинский*Алле*Клеманс ван де Велде*Мондриан*Малевич*Жан Арп*Поллок...

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...

Семинар «Педагогический ринг «Учитель изобразительного искусства XXI века»

28-29 марта в г. Нижнегорске состоялся республиканский семинар «Педагогический ринг «Учитель изобразительного искусства XXI века». Наш регион представили два молодых специалиста МОУ «Школа № 3» ...

Диктант по теме: «Изобразительное искусство XIX века в России.

Диктант  по теме: «Изобразительное искусство  XIX века в России....

«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.

Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп раб...