Развитие жанровой живописи в русском изобразительном искусстве ХIХ века.
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему
Конспект повторительно-обобщающего урока МХК в 11 классе с творческими заданиями в историческом аспекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zhanrovoy_zhivopisi.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока МХК в 11 классе в историческом аспекте
к.п.н., учителя МХК Давыдовой Натальи Ивановны
МОУ Крюковской средней общеобразовательной школы,
Чеховский район Московская область.
Тема урока: Развитие жанровой живописи в русском изобразительном искусстве Х1Х века.
Тип урока: повторительно-обобщающий с творческими заданиями.
Формы организации самостоятельной познавательной деятельности школьников: групповая (три группы), индивидуальная.
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся об этапах становления жанровой живописи в русском изобразительном искусстве Х1Х века.
Задачи: 1. Связать между собой изученные факты и явления в развитии русской художественной культуры Х1Х в., показав, как разные произведения искусства говорят о проблемах русского общества в пореформенный период.
2. Показать активную роль искусства в отражении жизни простых людей.
3. Подвести учащихся к тому, что произведения искусства, передающие великие идеи, приносят пользу и современному человеку.
Наглядные пособия: набор репродукций жанровых картин русских художников Х1Х в., раздаточный материал с заданиями для трёх групп учащихся (открытки, тесты, игровые упражнения, текст с ошибками).
На доске написан литературный эпиграф:
«Существованье наше, господа, обычно смена сумрака и света,
И трудно петь о сумраках всегда,
Хоть высшее достоинство поэта - суметь изгнать и клевету, и лесть,
И мир изобразить таким, как есть». Д. Байрон.
Ход урока.
1 часть урока – 10минут.
Учитель: На предыдущих уроках истории, литературы, мировой художественной культуры вы узнали, какие главные события волновали русское общество в Х1Хвеке, какие проблемы существовали в пореформенное время, и как все это повлияло на развитие русской культуры. Сегодня на уроке мы будем говорить о развитии жанровой живописи в русском изобразительном искусстве Х1Х века. Нам предстоит связать между собой изученные факты и явления в развитии русской художественной культуры и показать, как отразилась жизнь людей в жанровой живописи Х1Х в., как художники откликнулись на проблемы русского общества, т.е. показать активную роль искусства в отражении жизни разных слоев населения.
Вопрос учащимся: « Что такое жанровая живопись?»
(К жанровой живописи относятся картины на бытовые сюжеты, т.е. картины бытового жанра).
Давайте проследим, как же развивался бытовой жанр в русском искусстве.
В первой трети Х1Х века бытовая тема утверждается как изображение народной жизни. Художники стремились выразить чувства и переживания разных сословий, особенно запечатлеть тогдашнюю действительность, показать нравственную красоту и значительность образа русского простолюдина. Характерные примеры мы находим в творчестве В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова и его учеников и последователей. Давайте вспомним героев картин этих художников.
Индивидуальные выступления учащихся:
1. Творчество В.А.Тропинина
2. Творчество А.Г.Венецианова.
Оценка выступлений.
2 часть урока – 10 минут. (На доске - репродукции картин П.А. Федотова)
Учитель: Вторая треть Х1Хвека - новый этап в развитии бытового жанра. Расширяется круг изображаемых явлений. Если раньше бытовой жанр преимущественно представлял жизнь человека из народа, главным образом крестьянина, то теперь в поле зрения художника попадают различные слои общества от городского простонародья до купечества и крупного чиновничества в реальном столкновении и переплетении их жизненных интересов.
В соответствии с этим сюжет из простого становится острым, часто обличительным. Фигуры персонажей картин изображаются в движении. Новые черты бытового жанра мы можем наблюдать в творчестве П.А. Федотова, Т.Г. Шевченко и других художников 40-х годов Х1Хв. Именно в искусстве Федотова выразились черты критического осмысления реальной жизни, отражена реальная жизнь, поведение и судьбы людей, выявлены их социальные черты.
Выступление учащегося о творчестве Федотова.
Творческое задание группам: «Психологический портрет человека по произведению» (Федотов П.А)
1 группа: «Свежий кавалер»,
2 группа: «Вдовушка»,
3 группа: «Сватовство майора»
Выступления представителей групп.
3 часть урока – 20 минут. (На доске репродукции картин И.Н.Крамского, В. Перова, В. Пукирёва, В. Маковского и др.).
Учитель: Во второй половине Х1Х века жанровая живопись переживает настоящий расцвет в творчестве художников - передвижников. Отмена крепостного права и последовавшие за этим буржуазные реформы изменили страну. На смену дворянской пришла новая культура, ведущую роль в которой стали играть разночинцы. Обращение к народной теме привело передвижников к реализму, который стал главным принципом их творчества. Реализм они понимали как следование правде жизни. В начале 60-х годов жанровая живопись становится напряженной и драматичной. В ней преобладают мотивы разоблачения мрачных сторон жизни, вызывающих у зрителя гнев и возмущение.
Творческие задания групп №1 :
1.«Текст с ошибками»
2. Рассказать о Товариществе художников - передвижников.
3. «Описание ситуации по картине» (В. Пукирёв «Неравный брак»).
Творческие задания группе №2:
- Что вы знаете о творчестве В. Перова?
- «Описать преддействие и последействие в картине»
( В. Перов «Чаепитие в Мытищах»).
3. Работа с набором открыток «Третьяковская галерея»: «Найди репродукции картин В.Перова.
Творческие задания группе №3:
1.«Описать приметы времени по произведению» (В. Маковский «Свидание»)
2. Тест «Определи название картины и автора»
3. Игровое упражнение: « Какое слово лишнее в группе из трёх слов?».
Вступления представителей групп (10 минут)
Оценка выполненных заданий.
4 часть - Окончание урока – 5 минут.
Учитель: Мы проследили этапы становления бытового жанра в русском изобразительном искусстве Х1Хвека. Как вы думаете, что общего было в творчестве художников - жанристов? Что они старались запечатлеть? ( характерной чертой русской живописи пореформенного периода Х1Х века было неприятие общественных порядков, показ несовершенства и несправедливости жизни).
Какие идеи передают жанровые картины, которые мы рассмотрели?
Приносят ли эти произведения пользу современному человеку? О чем заставляют задуматься?
Обращаемся к эпиграфу урока:
«Существованье наше, господа, обычно смена сумрака и света,
И трудно петь о сумраках всегда,
Хоть высшее достоинство поэта - суметь изгнать и клевету, и лесть,
И мир изобразить таким, как есть». Д. Байрон.
Как вы думаете, можно ли слова английского поэта Байрона отнести к русскому изобразительному искусству XIX века?
Что дало вам выполнение творческих заданий к уроку?
Обобщаю и оцениваю ответы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Основные направления изобразительного искусства XX века"
В презентации представлены основные направления икусства ХХ века, а также характерные для каждого из них художественные произведения....
Обобщающий урок по теме "Изобразительное искусство ХХ века".
План урока МХК в 11 классе....
Абстракционизм в изобразительном искусстве XX века
Основные представители жанра "абстракционизм" XX века:*Кандинский*Алле*Клеманс ван де Велде*Мондриан*Малевич*Жан Арп*Поллок*Кандинский*Алле*Клеманс ван де Велде*Мондриан*Малевич*Жан Арп*Поллок...
Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству
В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...
Семинар «Педагогический ринг «Учитель изобразительного искусства XXI века»
28-29 марта в г. Нижнегорске состоялся республиканский семинар «Педагогический ринг «Учитель изобразительного искусства XXI века». Наш регион представили два молодых специалиста МОУ «Школа № 3» ...
Диктант по теме: «Изобразительное искусство XIX века в России.
Диктант по теме: «Изобразительное искусство XIX века в России....
«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века», 6 класс.
Урок нацелен на закрепление знаний по основам портретного творчества через работу с живописными и графическими портретами поколений. Урок проводится в форме творческой игры в группах. Высокий темп раб...