Конспект урока МХК Содружество изобразительных искусств и танец.
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему
Конспект урока МХК Содружество изобразительных искусств и танец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mhk_9_kl._izobrazitelnye_iskusstva_i_tanets.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по мировой художественной культуре 9 класс
Тема урока. Изобразительные искусства и танец.
Цели и задачи урока:
-проследить эволюцию развития профессионального танца;
-познакомить с особенностями хореографии как вида сценического искусства;
-рассмотреть виды хореографического творчества (бытовой и сценический танец);
-расширить знания о балетном искусстве, его исполнителях;
-дать понятия о балетных формах: вариации, па-де-де, па-де -труа, па-де-катр;
-формирование компетентностей обучающихся во время работы в группах;
-развивать творческое воображение и формировать эстетическую культуру учащихся;
-воспитывать эстетический вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов.
Тип урока: комбинированный.
Жанр урока: урок-панорама
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация познавательной деятельности.
Учитель. (Звучит музыка « СИРТАКИ»)
Весной и летом на склонах Геликона, на высоком Парнасе, Аполлон со своими музами водит хороводы. Вся природа слушает этот божественный хор.
Кто эти Музы? (— богини в древнегреческой мифологии[1], дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери богини Гармонии[3], живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка»
Мельпомена (с театральной маской) – трагедии;
Каллиопа (со свитками в руках) – эпической поэзии;
Талия (в воздушных одеждах) - комедии;
Терпсихора (с лирой) – танца;
Евтерпа (в венке из цветов с флейтой) – музыки к лиричным песням;
Эрато (со струнным инструментом) – лирической поэзии;
Клио (с грифельной дощечкой) – истории;
Полигимния (задумчивая, укрытая плащом) – песен-гимнов;
Урания ( с моделью планеты) – астрономии.
(Просмотр фрагмента мазурки из фильма «Война и мир» по роману Л. Толстова)
III. Мотивация познавательной деятельности.
Учитель
В греческих мифах живут 9 муз-покровительниц науки и искусства. Покровительница темы нашего УРОКА МУЗА ТАНЦЕВ ТЕРПСИХОРА.
МНОГИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ОБРАЩАЛИСЬ К МУЗАМ, ИЗОБРАЖАЯ ИХ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
IV. Изучение нового материала.
Эпиграф: «Танец-это тайный язык души».
Наш урок пройдет в жанре урока - панорамы, где мы проведем обзор хореографического искусства.
На Олимпе 9 МУЗ ВОДЯТ СВОИ ХОРОВОДЫ, А НОЧЬЮ СПУСКАЮТСЯ К ЛЮДЯМ И ОДАРИВАЮТ ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТЯМИ К ТВОРЧЕСТВУ, УСТАНАВЛИВАЮТ МОРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЗЕВСА.
Учитель. (БЕСЕДА В ФОРМЕ ДИАЛОГА).
ЧТО ОСТАЛОСЬ И СОХРАНИЛОСЬ ОТ ЭТИХ МИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ТАНЦАМИ? ВЫЯСНИМ ЭТО НА НАШЕМ УРОКЕ.
ЧТО ЗА МУЗЫКА ЗВУЧАЛА? (СИРТАКИ)
На слайде вы видите танец «Сиртаки»- это своеобразный древнегреческий хоровод. В античной Греции танцу обучали всех для того, чтобы человек мог достичь гармонии между физической силой мышц и красотой пластичности движений.
АНАЛИЗИРУЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАЛСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ.
СКУЛЬПТУРЫ, РОСПИСИ ,БАРЕЛЬЕФЫ ОСТАВИЛИ НАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРЕОГРАФИИ Древней ГРЕЦИИ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ВОЗНИКЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ В ХОРЕОГРАФИИ СЕГОДНЯ. ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ НА СЛОВЕ
«ХОРЕОГРАФИЯ».
Словарная работа.
ХОРЕОГРАФИЯ, ТАНЕЦ, РИТМ
УчительЧто такое хореография?
Обучающиеся.
ХОРЕОГРАФИЯ - ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ТАНЦА И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, А ТАКЖЕ ЗАПИСЬ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ СИСТЕМЫ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ. ХОРЕЯ-С ДРЕВНЕ ГРЕЧЕСКОГО - ТАНЦЫ,ГРАФО-ПИШУ. ХОРЕОГРАФИЯ ИПИСЫВАЕТ ТАНЦЫ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ.
Учитель.
СЛОВО ТАНЕЦ ТАКЖЕ СВЯЗАНО С ХОРЕОГРАФИЕЙ. ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ? ТАНЕЦ-ИСКУССТВО РИТМ ДВИЖЕНИЙ. ЧТО ТАКОЕ РИТМ?
РИТМ-ОСНОВА ТАНЦЕВАЛЬНОГО.ДВИЖЕНИЙ.
КТО ТАКОЙЙ ХОРЕОГРАФ?
ХОРЕОГРАФ-МАСТЕР ХОРЕОГРАФИИ, БАЛЕТМЕЙСТЕР.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧ-СЯ
Учитель
На слайде вы видите символы двух видов искусств.
ДВА РИСУНКА - ЛИРА И ПУАНТЫ
-КАКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВ ОБЪЕДИНЕННЫ В ТАНЦЕ? (МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ)
-МОЖЕТ ХОРЕОГРАФИЯ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ МУЗЫКИ? (НЕТ)
Так считал и французский хореограф, и танцор 19 века
Заложенная в нас природою любовь к музыке тянет за собою любовь к танцу. Эти два искусства-братья, неотделимы друг от друга.Ж.Ж. Невер.
Учитель
-Давайте проследим дальнейшее развитие танца.
История развития танца
С конца 16 века Терпсихора поселилась во дворцах знати. Ни один бал или праздник не обходился без дивертисментов и интермедий, которые исполняли артисты балета.
Словарная работа.
Дивертисмент - развлекательная сценка, с элементами танца, песен;
Интермедия - небольшая комическая сценка, исполняется между действиями.
В России и Украине традиции классического танца развивались в крепостном театре помещиков
В России - театр графа Шереметьева, у которого пела крепостная актриса Прасковья Жемчужная.
Сложно представить себе современное общество без танцевального искусства.
Слайды.
Виды танцевального искусства
Народные, классические бальные и современные танцы
Учитель:
Давайте вспомним значения этих слов, мы знакомились с ними на уроках музыки.
- Классический танец - образцовый, система строгих правил
- Народный танец - принадлежит народу, стране, отвечает духу народа, его национальным традициям
- Бальный танец - для исполнения на танцевальных вечерах, балах, хотя большинство имеют народные корни.
- Современный танец - касается одной эпохи. (Просмотр фрагментов видео – фильма, современных видов танцев).
Вы уже знаете, что такое балет, предлагаю вставить пропущенные слова и составить определение (задание в рабочей тетради).
Балет - музыкально-театральный вид искусства, мысли и чувства которого раскрываются при помощи музыки, танца и мимики.
Давайте вспомним, что является основой балета?
Основой балета является классический танец, который может быть связан с другими видами танцев. Слайды
V. Практическая, творческая деятельность.
Народный танец.
Народный танец отвечает духу, характеру той нации, которая его создала. Украинские танцы не перепутать с латиноамериканскими танцами. Это выражается в пластике, движении ,манере исполнения. Некоторые танцы стали визитной карточкой народа: лезгинка, тарантелла, хота, чардаш, полька, гопак.
( Просмотр народного танца).
Бальный танец.
Бальный танец произошел от народных танцев и исполняется в парах.
В 19 веке - это вальс, мазурка, полька.
Существуют и современные бальные танцы. Это европейские и латиноамериканские танцы.
(Просмотр бального танца)
Эстрадные танцы.
С эстрадными танцами мы встречаемся чаще. Это танцевальные композиции развлекательного характера, сопровождающие песни эстрадных исполнителей. За последние годы хореографическое искусство расширило сферу своей деятельности: хореографы работают и с фигуристами, и с гимнастами.
(Просмотр эстрадного танца).
Классический балет.
Классический балет - высшая форма хореографии. В основе его танец и пантомима.
Возник балет в Италии 500 лет назад. В 16-17 веках балет был роскошным видом искусства .в 17-18 веке во Франции стал самостоятельным видом искусства.
В 1826 году впервые балерина танцевала в пуантах. В театре Ла Скала в Милане, Италия. В 1838 году был издан трактат по теории балета «Кодекс Терпсихоры».
В балете взаимодействуют несколько видов танца: классический танец, характерный, ритмопластический (пантомима). Формы классического балета: па-де-де (фр. «танец вдвоём») который складывается с общего выхода солистов (антре). Парной лирической части (адажио). Двух сольных вариаций (аллегро) и общего финала (кода). Па-де-труа (фр. «танец втроём»), две солистки и солист. Па-де-карт (фр. «танец четверых»). Кордебалет – большая группа артистов, которая играет роль балетного «хора». Пантомима - искусство выражать мысли и чувства при помощи мимики и жестов.
( Просмотр танца).
Классический балет-вершина хореографического искусства.
(Просмотр видео-концерта с целью закрепления теоретического материала).
Русское балетное искусство имеет глубокие корни и традиции.
Демонстрация выступлений нескольких знаменитых актёров балета 20-21 века: Г. Улановой, М. Плисецкой, С. Лифаря, В. Васильева, Н. Бессмертной, М. Лиепы, Н. Павловой, Е. Максимовой
Учитель
Классическая школа танца нашла себя и на Востоке, и в Азии, Индии, Африке…
Индийский танец-драма на сюжеты легенд, эпических произведений, тем их жизни.
Первый создателем и исполнителем танцев был бог Шива, который танцуя, создал весь мир.
Для этого использовались элементы «мудра» пальцы и «хоста»-позиции рук и тела .Древнии скульптуры зафиксировали движения танцев.
Пекин национальная школа «Цзинцюй» - специфический китайский жанр музыкальной драмы, объединяет драматический диалог, пение, пластику, акробатику, у-шу…
( Просмотр китайского и индийского танца)
Учитель
Как вы считаете, есть отличие в композиционном построении танцев, балета стран Запада и Востока? Что общее?
Ответ
Несмотря на отличия, они не противостоят друг другу, а дополняют и обогащают общечеловеческую культуру.
Вывод:
Танец-это тайный язык души (народа, артистов, музыкантов и т.д.).
VI. Подведение итога урока.
Тестовое задание (В рабочей тетради).
1. Вид сценического искусства, основным способом которого есть неразрывно связанные между собой музыка и танец, которые отображают сюжетно-образную концепцию драматичного произведения:
а) народные танцы; б)свинг; в) ритуальные танцы; г) балет.
2. Танец, который является визитной карточкой фольклора народов кавказского региона:
а) фламенко; б) лезгинка; в) чардаш; г) румба.
3. Танцы Латинской Америки:
а) хастл, свинг, рок–н-рол; б) кадриль, полька, мазурка; в) самба, румба, танго; в) танго, рок-н-рол, ламбада.
Выставление оценок
Домашнее задание. Создать фотоальбом или презентацию: «Виды театров», «Корифеи балетного искусства», «Танцы народов мира» (по выбору)
Какова история театра графа Н.П. Шереметьева
Древний род Шереметьевых являлся одним из самых знатных и богатых в России. Представители этого рода занимались весьма широкой сферой деятельности: меценатством, строительством храмов и благотворительностью. Особой гордостью рода Шереметьевых стал домашний театр, который считался одним из самых лучших российских театров XVIII века и достойно конкурировал с придворным императорским театром. Основоположником театра был Петр Борисович Шереметьев, но руководил театром его сын – Николай Петрович.
Знакомство графа Николая Петровича с театральной жизнью началось во время его заграничных путешествий по Европе. С тех пор Николай Петрович стал знатоком театрального искусства и начал окружать себя артистами, музыкантами и художниками.
Крепостной театр графа Шереметьева был основан в 1751 году. Изначально спектакли театра показывались на двух сценах – усадебной, расположенной в резиденции Кусково, и городской, которая находилась в театральном флигеле, пристроенном к московскому дому Шереметьевых на улице Никольской.
В наследство от отца Николаю Петровичу досталась труппа крепостных актеров, и граф начал усиленно заниматься их совершенствованием и профессиональной подготовкой, приглашая для этого специальных педагогов. Обучение театральному искусству крепостные музыканты и артисты проходили в Москве и Санкт-Петербурге, но и сам граф любил заниматься со своими подопечными.
Каждый день актеров труппы занимали репетиции, занятия с педагогами и обучение иностранному языку, который был необходим для исполнения виртуозных партий на языке оригинала. Если актеры были ленивы и нестарательны в учении, их наказывали, ставя на колени либо ограничивая их питание хлебом и водой.
В крепостном театре Шереметьева существовала традиция – артистам присваивались новые сценические имена, соответствовавшие названиям драгоценных камней. Так, на спектаклях пела Анна Буянова-Изумрудова и танцевали Татьяна Шлыкова-Гранатова, Кузьма Деулин-Сердоликов и Фекла Урусова-Бирюзова.
Самой талантливой актрисой крепостного театра была Прасковья Ковалева-Жемчугова, которая в семь лет попала в дом Шереметьевых, была ведущей актрисой театра, а через несколько лет (в 1801 году) стала графиней Шереметьевой.
Репертуар театра соответствовал интересам зрителей той эпохи. На сцене театра ставились иностранные комедии и оперы, переведенные на русский язык, а также балеты, написанные специально для графского театра. При этом сам Шереметьев нисколько не жалел средств на развитие своего детища, приобретая прекрасные декорации и изумительные костюмы.
В 1787 году Николай Петрович в своем родовом гнезде Кусково построил новое здание, в котором он предполагал ставить грандиозные оперы и балеты с участием многочисленного хора и большого количества танцовщиков. На каждую премьеру, проходившую в этом театре, приезжала вся Москва, а содержатели частных театров жаловались городскому начальству, что граф отбивает у них зрителей.
Еще один новый театр Николай Петрович построил в своем подмосковном имении Останкино. Открытие театра состоялось в июле 1795 года. Главной особенностью этой сцены была оригинальная планировка, позволявшая за один час превращать ее из театрального в бальный зал. С 1796 года личные обстоятельства (смерть жены) и обязательства казенной службы в корне изменили образ жизни Николая Петровича. И в 1804 году крепостной театр Шереметьева полностью прекратил свое существование, оставив после себя множество достижений, которые стали наследием русской культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки и изобразительного искусства
Конспект урока иузыки и изобразительного искусства "Радуга музыкальной весны". Н аинтегрированном уроке поставлена цель: развитие творческих способностей у детей с помощью музыки. В конспекте ук...
Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.
Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока - проекта по изобразительному искусству на тему: "городецкая роспись"
Предлагаю конспект урока-проекта образовательной деятельности для учащихся 2 класса ДШИ по теме: «Городецкая роспись». Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО....
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...