В песне- душа народа
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Орехова Лидия Гавриловна

Материал предназначен для закрепление  темы "Русское народное песенное творчество, как ценнейшее достояние народа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_pesne_-_dusha_naroda.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:   В песне –душа народа  

  Цели урока:

1.Познакомить учащихся с русскими народными песнями разных жанров, показать  

особенности жанрового разнообразия.            

2.Формировать представление о тесной связи в  русской песне двух искусств: музыки и литературы.

Задачи:

1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен.

2.Развивающая – развивать  музыкальные способности, слух, память,  чувство ритма, в процессе исполнения русских  народных песен. Способствовать развитию интереса и любви к народной музыке, формировать  способность ценить её красоту, развивать эмоциональную сферу учащихся.

3.Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах  народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Формы учебной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации по теме

 I.Организационный момент.

Добрый день всем вам, ребята. Давайте вспомним тему нашего прошлого урока. Да, мы познакомились  с храмовой музыкой:  православной, мусульманской, буддийской.  

В записи звучит песня « Я  люблю тебя, Россия» (1 слайд)

Я люблю тебя, Россия,

Дорогая наша Русь.

Неразгаданная сила,

Нерастраченная грусть.

Ты размахом необъятна,

Нет ни в чём тебе конца,

Ты веками непонятна

Чужеземным мудрецам.

Вопрос:

Ребята, о ком поётся  в этой песне?

Ответы.

 Давайте попробуем определить тему нашего урока.

 (Ответы)          (2 слайд)

Да, мы будем говорить сегодня о России, о загадочной русской душе, которая выражается в разных видах искусства.

             (3слайд)

Скажите, в каком жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

Давайте поставим цели нашего урока. (Ответы)          (4 слайд)

Да, мы будем говорить сегодня о России, о загадочной русской душе, которая выражается в разных видах искусства.

Сегодня мы будем  отслеживать  эту взаимосвязь  в разных жанрах  русской народной песни.   (5 слайд)

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.    (6 слайд) 

Песенное творчество – ценнейшее достояние народов мира.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное музыкальное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту.

Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Как кому на свете

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.       

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы будем говорить о многообразии русской народной песни.  В ней, как в зеркале   отражается, всё, что волнует,  и  окружает нас.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?  Почему песню называют живым свидетелем народной жизни? Ответы…

Песня рассказывает о трудовой деятельности, о праздниках и обрядах русских людей, она душевная и добрая.  Народных песен не сосчитать, и поётся в них обо всём.   (7 слайд)

Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках, обрядах  и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Песенное искусство имеет свои традиции, складывавшиеся на протяжении длительного времени.

(Привожу пример из рассказа Максима Горького, и Н.В.Гоголя)

К сожалению, собирать и записывать народные песни начали только в 19 веке. Так много ли песен у русского народа?.. Да, их великое множество, десятки тысяч…  (8 слайд)

Вопрос

Знаете ли вы  жанры народных песен?

Как вы понимаете слово жанр?

1«Собери слоги – назови жанр»      (9слайд)

  е вод хоро ны       (хороводные)

  лен ка дар ные    (календарные)

  дат ски  сол е      (солдатские)

  до тру вы е          (трудовые)

   со вы пля  е         (плясовые)

 

  ри чес ли ки е     (лирические)

  ные  бель  лы ко (колыбельные)

  е деб сва ны       (свадебные)

  туш час ки           (частушки)

Сегодня мы обратимся к некоторым из них. (Запись в тетради)

1.Календарные (Андреева Настя)        (10-15 слайд)

2.Хороводные (Немов Андрей)            (16-21 слайд)

3.Колыбельные (Новикова Лера)        (22-26 слайд)

4 Свадебные (Сергеева Настя)             (27 – 35 слайд)

Исполнение песни «Как со вечера пороша»     (36 слайд)

Задание 1.   Заполните таблицу, укажите жанр.

     Название песни

     Жанр

   На горе то калина

   Свадебная

   Ой, люлю-лю-люшеньки

  Хороводная

   Во поле берёза стояла

   Лирическая

  Вьюн над водой

  Хороводная

   Как со вечера пороша

  Колыбельная

Задание 2.   Собери название песни (работа с карточками)

Дополнительно, если останется время.

4.Как вы думаете, появились плясовые песни?   Ответы. Поговорим об особенностях жанра плясовых песен. Какие плясовые движения вы знаете?  (Ответы)

В русской плясовой песне, который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются  вприсядку, притопами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.

Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные. А  как называются  коротенькие песенки, часто смешного содержания. Правильно, частушки.

Рефлексия. Кроссворд   (37-56 слайд)

Самооценка.

 Домашнее задание

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе или напишите небольшое сочинение-эссе  (57 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песня- душа народа"

Внеклассное мероприятие посвящённое русской народной песне....

Сценарий мероприятия " В песне-душа народа"

Мероприятие "В песне - душа народа" предназначено для учащихся 8х классов. В этом мероприятии могут принимать участие одаренные школьники, занимающиеся в танцевальных коллективах, а также вокалом, хор...

Урок музыки "Песня - душа народа"

Цели урока: ·         Приобщать к культуре русского народа.·         Изучать истоки народной песни и ее дальнейшее разви...

Творческий проект. "Песня - душа народа"

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно  в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творче...

Урок "Песня - душа народа"

Этот урок способствует приобщению детей к традиционному народному творчеству....

Внеклассное занятие "В песне душа народа"

внеклассное занятие по нравственному воспитанию. цель занятия: приобщать детей к истокам русского народного творчества....

"Песня-душа народа"открытый урок по музыке в 5 классе

- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;- способствовать развитию навыков анализов текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского на...