Творческий проект. "Песня - душа народа"
материал по теме

Черняева Любовь Леонидовна

 

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно  в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. И очень важно чтобы этот источник был наполнен мелодиями, песнями русской народной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_-_pesnya_dusha_naroda.docx94.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств»  г. Нарьян-Мара

ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ:

«Песня – душа народа»

                                                                     

                                                                       Руководитель проекта:

                                                            Черняева Любовь

                                             Леонидовна – преподаватель

                                                                       ДШИ г. Нарьян-Мара по

                                                      классу домры

г. Нарьян-Мар

2013 год


Содержание.

Проектное портфолио        

Пояснительная записка        

Этапы реализации проекта        

Содержание проекта.        

Критерии результативности:        

Заключение.        

Критерии успешности реализации проекта:        

Используемая литература.        

Приложение № 1        

Проектное портфолио

Наименование

учреждения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»,166000,

НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского д.24,8(81853)4-20-55

Руководитель

учреждения

Пудовкина Ирина Олеговна

Тип и наименование

проекта

Творческий проект «Песня-душа народа».

Предметно-содержательная

область

Моно проект

Характер

координации проекта

Непосредственный (гибкий)

Разработчик проекта

Преподаватель струнно-народного отделения по классу домры

Черняева Любовь Леонидовна

Характер контактов

Количество участников

Среди участников образовательного процесса.

1.Черняева Л.Л.(координатор проекта)

2.Учащиеся младших классов преподавателя Черняевой Л.Л.

(9 человек)

3.Концертмейстеры: Верещагина Е.А.,Рогачева Л.В., Козицина Е.Ю., Артемьева Т.С.

4.Учащиеся старших классов преподавателя Черняевой Л.Л.:

Трифонова Ира, Канюкова Алена,  Бережных Марина, Остальцева Ксения,Лыченко Надя.

Основные цели проекта

Приобщение современных школьников к национальному

культурному наследию. Создание условий для развития творческой активности  учащихся через метод проекта.

Основные задачи проекта

Обучающие:

-Обучить учащихся умению планировать свою работу.

-Формировать навык сбора и обработки информации

-Формировать интерес к самостоятельной работе.

Развивающие:

-Знакомство с историей возникновения и развития жанра русской песни.

-Развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как  юные артисты.

-Подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные:

-Воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры (русской песни).

-Воспитание уважения к традициям своей страны, умения работать в  творческой группе.

Практические:

-Подбор материала и подготовка сценария конкурса «Песня-душа народа».

-Подготовка музыкальных номеров.

-Проведение конкурса.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный- 3 месяца.

Место проведения

МБОУ «СОШ №1» г .Нарьян-Мара

Ожидаемые результаты

Реализации проекта

Конкурс «Песня-душа народа» на лучшее исполнение обработки русской народной песни .

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей,  качества результата. Приобретенные  знания, умения, навыки.

Проведение опроса участниками проекта среди зрителей.

                                                        


Пояснительная записка

Музыкальная народная культура является

                                                                            тем чистым источником, из которого

                                                                               подрастающее поколение, взяв  лучшее

                                                                              из прошлого, сделает лучшим будущее.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно  в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. И очень важно чтобы этот источник был наполнен мелодиями, песнями русской народной культуры.

Конечно, мы знаем что ребенок, обучающийся в детской школе искусств, должен воспитываться на произведениях композиторов классиков, на лучших образцах мирового наследия классической культуры. Но у детей младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки возникают затруднения если у них отсутствует первоначальный музыкальный  опыт, основанный на впечатлениях от соприкосновения с национальной русской музыкой. Без этого у ребенка не сформируются эмоционально – слуховые представления и мотивация к познанию. Народная музыка подготавливает ребенка к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.  «Незнакомая музыка»  начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления. Постепенно ребенок готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.

Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве происходит очищение души.  Входя в мир народной музыки, народной песни, ребенок подсознательно ощущает в себе « зов предков». Характерные для русской народной культуры мелодии, интонации, распевы « пронизывают его насквозь». Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка, в частности русская народная песня, придает этому процессу социализации детей большую естественность.

К сожалению,  сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни. Для современных масс медиа русская песня оказалась « вне формата». Все это великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на данном этапе. Среда, в которой растут дети, представляет хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура, а именно русская народная песня.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если русский народ перестанет петь, исполнять свои песни, то он перестанет существовать как нация. Сегодня перед нами стоит смысложизненная  дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или  же станем иванами не помнящими родства.

Поэтому в настоящее время особенно актуальным является включение в образовательный процесс многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, русской песни.

Русская национальная культура включает в себя много составляющих: язык, литература, танцы, песни и, конечно, русские народные музыкальные инструменты - балалайка, домра. Именно домра и балалайка, как никакие другие инструменты, способны передать глубину и широту русской песни. Дети, обучающиеся на русских народных инструментах должны знать и чувствовать  особенность и исключительность этих инстументов. Репертуар учащихся обязательно должен включать в себя обработки русских народных мелодий и песен.

Это явилось основанием для разработки проекта «Песня – душа народа» - конкурса на лучшее исполнение обработки русской народной песни среди учащихся младших классов. Организаторами и ответственными за подготовку конкурса выступают учащиеся старших классов.

Конечной целью проекта является, чтобы русская песня вошла в их жизнь и помогла в формировании национального самосознания и  характера, формируя менталитет, свойственный русскому народу.

По свидетельству И.А. Ильина, ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Песня несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Русская песня научит его первому одухотворению душевного естества по - русски; песня даст ему первое « не –животное» счастье по – русски. «Русская песня,- писал он, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».

Цели творческого проекта: Приобщение современных школьников к национальному культурному наследию. Создание условий для развития творческой активности через метод проекта.

Задачи: Обучающие:        

-Обучить учащихся умению планировать свою работу.

-Формировать навык сбора и обработки информации.

-Формировать интерес к самостоятельной работе.

Развивающие:

-Знакомство с историей и возникновения и развития жанра русской песни.

-Развитие коммуникативных навыков и умения вести себя на публике ,как исполнители.

-Развитие культуры поведения и общения.

-Подготовка к социализации в обществе.

Воспитательные:

-Воспитание через открытие нового, малоизвестного  современным школьникам пласта русской национальной культуры (русской песни).

-Воспитание уважения к культуре  своей страны.

-Развитие организаторских навыков, умения работать в творческой группе, в коллективе с разновозрастным составом.

Практические:

-Подготовка сценария конкурса для учащихся младших классов «Песня-душа народа».

-Подготовка музыкальных номеров.

-Проведение конкурса, церемонии награждения.

Задачи для детей:

-Разработать положение конкурса на лучшее исполнение русской народной песни «Песня-душа народа».

-Написать сценарий конкурса.

-Оформить сцену.

-Подготовить ведущих конкурса.

-Пригласить членов жюри, родителей участников, зрителей.

-Приобрести призы для участников конкурса.

-Провести конкурс, церемонию награждения.

Задачи для педагога:

-Максимальное вовлечение детей в творческий процесс.

-Развивать коммуникативное поведение детей, обеспечить взаимопонимание между всеми участниками.

-Познакомить детей с алгоритмом написания положения о конкурсе, сценарного плана.

-Выявить организаторские способности детей.

-Подготовить с конкурсантами творческие номера.

-Сплотить коллектив класса.

-Развить у детей эстетический вкус, творческое мышление.

Результат проекта: Конкурс  среди учащихся младших классов на лучшее исполнение обработки русской народной песни «Песня-душа народа».

Место проведения: МБОУ «СОШ № 1»

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническое:

-музыкальный инструмент домра

-музыкальный инструмент фортепиано

-кабинет №23 (МБОУ «СОШ № 1№)

-подставка для ноги

-ноты аккомпанементов для концертмейстеров

-грамоты, призы  для награждения участников конкурса

 

Кадровое обеспечение:

-преподаватель струнно- народного отделения по классу домры  ДШИ г. Нарьян-Мара  Черняева Л.Л.

-концертмейстеры ДШИ: Верещагина Е.А., Рогачева Л.В., Козицина Е.Ю.,

Артемьева Т.С..

-учащиеся младших классов преподавателя Черняевой Л.Л.- участники

конкурса.

Учащиеся старших классов преподавателя Черняевой Л.Л.-организаторы конкурса.

Срок реализации проекта: долгосрочный- 3 месяца

Слушатели: учащиеся класса Черняевой Л.Л., родители  учащихся, администрация, учащиеся ДШИ, преподаватели ДШИ.

Уровень:  Школьный

Этапы реализации проекта

Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:

Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателя по классу домра Черняевой Л.Л. и его учащихся младших, старших классов. Работа распределяется следующим образом по этапам проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

(подготовительный)

1.Формулирует проблему (цель), (при постановке цели определяется и продукт проекта);

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию;

3.Формулирует задачу;

  1. Вхождение в проблему;
  2. Вживание в сюжетную ситуацию;
  3. Принятие задачи;
  4. Дополнение задач проекта;

II этап

( основной)

4.Помогает в решении задачи;

5.Помогает спланировать деятельность;

6.Организует деятельность;

7.Готовит с учащимися музыкальные номера;

8.Оказывает практическую помощь ( по необходимости);

9.Направляет и контролирует осуществление проекта;

5.Объединение учащихся в рабочую группу;

6.Распределение амплуа;

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков;

8.Разучивание произведений для участия в конкурсе;

III этап

( итоговый)

10.Готовит и проводит конкурс

«Песня – душа народа»;

9. Представляют зрителям продукт деятельности;

        

 

Содержание проекта.

I этап (подготовительный)

1.Создание творческой группы. Определяются участники проекта:-преподаватель  МБОУ  ДОД  « Детская  школа  искусств  г. Нарьян – Мара» Черняева  Любовь  Леонидовна, учащиеся  класса  преподавателя Черняевой Л.Л.(ученики младших и старших классов).

2.Задача преподавателя Черняевой Л.Л. – руководителя проекта: создать условия, совместно с учащимися сформулировать цель и задачи проекта.

3адача  главных действующих лиц проекта  – учащихся  младших и старших классов,  вжиться в проблему, принять и дополнить задачи проекта.

3.Разработка организационного плана проекта (Приложение №1).Изучение положений инструментальных конкурсов, знакомство с алгоритмом написания положения о конкурсе, сценария. Оценка масштаба предстоящего мероприятия.

4.Выбор обработок русских народных песен для учащихся младших классов, учитывая возрастные и  технические возможности учащихся, наличие нотной литературы.

 II этап (основной)

(Совместно с преподавателем)

1.Распределение обязанностей между участниками проекта.

2.Поиск материалов о жанре «русская песня».

3.Подготовка концертных номеров.

4.Разработка, утверждение и изготовление пригласительных билетов, дипломов, приобретение призов  для награждения участников конкурса.

5.Подготовка ведущих конкурса.

6.Разработка сценария конкурса.

7. Разработка анкеты для родителей об отношении к теме конкурса – русской народной песни.

8.Оформление сцены, подготовка материально – технического оснащения для проведения конкурса.

9.Формирование жюри конкурса.

III этап (итоговый)

На данном этапе происходит проведение конкурса «Песня – душа народа» на лучшее исполнение обработок народных песен среди учащихся младших классов.

Проводится рефлексия:

1.Проведение опроса   участниками проекта среди зрителей о впечатлениях  о конкурсе.

2.Самоонализ выступления учащихся на конкурсе.

3.Саморефлексия: понравилась ли учащимся самостоятельная подготовка и проведение конкурса.

4. Анкета для родителей участников конкурса  об отношении к теме конкурса – русской народной песне.

.

 


Критерии результативности:

- доступность для восприятия учащимися младших классов  информации о жанре русской народной песни.

- уровень исполнения обработок русских народных песен учащимися младших классов.

- эмоциональность и образность исполнения.

-культура поведения учащихся во время проведения конкурса (внешний вид, собранность, отношение к слушателям).

- объем самостоятельной работы учащихся старших классов при подготовке к проведению конкурса.

Заключение.

Проект « Песня – душа народа» имеет практическую направленность и может  планироваться  к  применению для работы  в  образовательном учреждении на  внутриклассном, школьном, городском и окружном уровне.

В ходе  реализации проекта учащиеся  знакомятся, соприкасаются с  великим пластом русской культуры – русской  народной  песней. Становятся   ближе к истокам русской культуры, чувственнее ощущают принадлежность к великой нации – русский народ. Непосредственные участники конкурса – учащиеся младших   классов  обогащают  свой репертуар   русской народной  песней   в обработке   современных  авторов,  учатся  тонко   передавать   настроение, динамику  и  характер  песни. Их  исполнение  дополняет  информация  учащихся  старших классов о жанре русской народной песни. Эта связь дает возможность более глубоко почувствовать величие жанра и роль русской песни для русского человека.

В ходе подготовки  проекта  учащиеся  получают  возможность  реализовать свои  организаторские  способности,  формируется  навык  умения  работы в творческой группе, в коллективе с разновозрастным составом. Воспитывается интерес и позитивное отношение к самостоятельной  работе, появляется чувство ответственности за  общий результат. Создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития  эстетического вкуса,  образного  мышления. Происходит  накопление эмоционально-слуховых ощущений, основанных на интонации русской песни, появляется мотивация к дальнейшему творчеству, формируется чувство патриотизма, любви к Родине.

Критерии успешности реализации проекта:

В процессе реализации проекта  у учащихся формируются новые навыки и качества.

Творческие навыки – способность почувствовать и создать музыкальный образ, предложенный в названии русской  песни ( название песни, слова, темп, штрихи, динамика) – для учащихся младших классов. Доступно, интересно изложить материал о жанре русской песни, творчески подойти к оформлению сцены, созданию соответствующего настроения праздника – для учащихся старших классов.

Коммуникативные навыки – способность к работе в творческой группе с разновозрастным составом. Укрепление  связей учащихся и преподавателя.

Толерантность – способность к восприятию полярного мнения. Уважительное отношение к творческим возможностям и способностям товарищей.

Патриотизм – приобщение к жанру русской народной песни, воспитание национального характера, становление  потребности в исполнение русской народной музыки. Воспитание чувства гордости за русский народ, ощущения принадлежности к великой нации.

Используемая литература.

1.Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993.

2..Ильин И.А. Путь духовного обновления.- М.,1993.

3.Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. – М.,1996.

4.КопаловВ.И. 1150-летие России: от истоков до современности (862 – 2012). – Екатеринбург,2012.

5.Коринфский А.А. Народная Русь.- Самара,1995.

6.Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М.,1984.

7.Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М.,2001.

8.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. – Волгоград,2009.

Приложение № 1

Организационный план творческого проекта

«Песня – душа народа».

Проектное мероприятие

Ответственный участник

реализации проекта

Организационное собрание с участниками проекта

(составить план совместных действий)

Преподаватель МБОУ

ДОД  ДШИ      

Черняева  Л.Л.

Изучение положений инструментальных конкурсов, разработка положения конкурса «Песня – душа народа»

Трифонова Ира

Написание сценария конкурса

Остальцева Ксюша

Изготовление афиши конкурса

Лыченко Надя

Разработка пригласительных билетов ,приобрете-

ние призов для участников конкурса

Канюкова Алена

Разработка анкеты для родителей

Бережных Марина

Подготовка и оформление сцены

Бережных Марина

Подготовка участников конкурса

Черняева Л.Л.

Сбор материала и подготовка сообщения о жанре

русской народной песни

Канюкова Алена

Трифонова Ира

Проведение конкурса

Канюкова Алена

Трифонова Ира

Черняева Л.Л.

Консультативная помощь, редакция текста

Черняева Л.Л.

Анализ проведения конкурса

Все участники проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Душа народа - в народных праздниках"

В нашей школе на протяжении многих лет существуют свои традиции. К ним относятся и фольклорно-спортивные праздники. Такие праздники являются комплексными, так как наряду с развитием физических качеств...

"Песня- душа народа"

Внеклассное мероприятие посвящённое русской народной песне....

Сценарий мероприятия " В песне-душа народа"

Мероприятие "В песне - душа народа" предназначено для учащихся 8х классов. В этом мероприятии могут принимать участие одаренные школьники, занимающиеся в танцевальных коллективах, а также вокалом, хор...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Круглый стол "Душа народа-душа России"

Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа....

Проект "Песня - душа народа"

Нравственно – патриотическое воспитание школьников средствами ознакомленияс разнообразием музыкального фольклора, приобщения  учащихся к бурятской, эвенкийской культуре....

Фестиваль военной песни «Песня в солдатской шинели» в рамках проекта "Песня года"

Авторы-составители: Манзык М.В., классный руководитель 6а классаСивцова Т.И., педагог орагнизатор Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах...