Творческий проект. "Песня - душа народа"
материал по теме
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. И очень важно чтобы этот источник был наполнен мелодиями, песнями русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_-_pesnya_dusha_naroda.docx | 94.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детская школа искусств» г. Нарьян-Мара
ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ:
«Песня – душа народа»
Руководитель проекта:
Черняева Любовь
Леонидовна – преподаватель
ДШИ г. Нарьян-Мара по
классу домры
г. Нарьян-Мар
2013 год
Содержание.
Критерии успешности реализации проекта:
Наименование учреждения | МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»,166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского д.24,8(81853)4-20-55 |
Руководитель учреждения | Пудовкина Ирина Олеговна |
Тип и наименование проекта | Творческий проект «Песня-душа народа». |
Предметно-содержательная область | Моно проект |
Характер координации проекта | Непосредственный (гибкий) |
Разработчик проекта | Преподаватель струнно-народного отделения по классу домры Черняева Любовь Леонидовна |
Характер контактов Количество участников | Среди участников образовательного процесса. 1.Черняева Л.Л.(координатор проекта) 2.Учащиеся младших классов преподавателя Черняевой Л.Л. (9 человек) 3.Концертмейстеры: Верещагина Е.А.,Рогачева Л.В., Козицина Е.Ю., Артемьева Т.С. 4.Учащиеся старших классов преподавателя Черняевой Л.Л.: Трифонова Ира, Канюкова Алена, Бережных Марина, Остальцева Ксения,Лыченко Надя. |
Основные цели проекта | Приобщение современных школьников к национальному культурному наследию. Создание условий для развития творческой активности учащихся через метод проекта. |
Основные задачи проекта | Обучающие: -Обучить учащихся умению планировать свою работу. -Формировать навык сбора и обработки информации -Формировать интерес к самостоятельной работе. Развивающие: -Знакомство с историей возникновения и развития жанра русской песни. -Развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как юные артисты. -Подготовка к успешной социализации в обществе. Воспитательные: -Воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры (русской песни). -Воспитание уважения к традициям своей страны, умения работать в творческой группе. Практические: -Подбор материала и подготовка сценария конкурса «Песня-душа народа». -Подготовка музыкальных номеров. -Проведение конкурса. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный- 3 месяца. |
Место проведения | МБОУ «СОШ №1» г .Нарьян-Мара |
Ожидаемые результаты Реализации проекта | Конкурс «Песня-душа народа» на лучшее исполнение обработки русской народной песни . |
Рефлексия деятельности | Оценивание степени достижения поставленных целей, качества результата. Приобретенные знания, умения, навыки. Проведение опроса участниками проекта среди зрителей. |
Музыкальная народная культура является
тем чистым источником, из которого
подрастающее поколение, взяв лучшее
из прошлого, сделает лучшим будущее.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. И очень важно чтобы этот источник был наполнен мелодиями, песнями русской народной культуры.
Конечно, мы знаем что ребенок, обучающийся в детской школе искусств, должен воспитываться на произведениях композиторов классиков, на лучших образцах мирового наследия классической культуры. Но у детей младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки возникают затруднения если у них отсутствует первоначальный музыкальный опыт, основанный на впечатлениях от соприкосновения с национальной русской музыкой. Без этого у ребенка не сформируются эмоционально – слуховые представления и мотивация к познанию. Народная музыка подготавливает ребенка к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира. «Незнакомая музыка» начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребенка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления. Постепенно ребенок готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.
Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве происходит очищение души. Входя в мир народной музыки, народной песни, ребенок подсознательно ощущает в себе « зов предков». Характерные для русской народной культуры мелодии, интонации, распевы « пронизывают его насквозь». Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка, в частности русская народная песня, придает этому процессу социализации детей большую естественность.
К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни. Для современных масс медиа русская песня оказалась « вне формата». Все это великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на данном этапе. Среда, в которой растут дети, представляет хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура, а именно русская народная песня.
Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если русский народ перестанет петь, исполнять свои песни, то он перестанет существовать как нация. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами не помнящими родства.
Поэтому в настоящее время особенно актуальным является включение в образовательный процесс многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, русской песни.
Русская национальная культура включает в себя много составляющих: язык, литература, танцы, песни и, конечно, русские народные музыкальные инструменты - балалайка, домра. Именно домра и балалайка, как никакие другие инструменты, способны передать глубину и широту русской песни. Дети, обучающиеся на русских народных инструментах должны знать и чувствовать особенность и исключительность этих инстументов. Репертуар учащихся обязательно должен включать в себя обработки русских народных мелодий и песен.
Это явилось основанием для разработки проекта «Песня – душа народа» - конкурса на лучшее исполнение обработки русской народной песни среди учащихся младших классов. Организаторами и ответственными за подготовку конкурса выступают учащиеся старших классов.
Конечной целью проекта является, чтобы русская песня вошла в их жизнь и помогла в формировании национального самосознания и характера, формируя менталитет, свойственный русскому народу.
По свидетельству И.А. Ильина, ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Песня несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Русская песня научит его первому одухотворению душевного естества по - русски; песня даст ему первое « не –животное» счастье по – русски. «Русская песня,- писал он, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».
Цели творческого проекта: Приобщение современных школьников к национальному культурному наследию. Создание условий для развития творческой активности через метод проекта.
Задачи: Обучающие:
-Обучить учащихся умению планировать свою работу.
-Формировать навык сбора и обработки информации.
-Формировать интерес к самостоятельной работе.
Развивающие:
-Знакомство с историей и возникновения и развития жанра русской песни.
-Развитие коммуникативных навыков и умения вести себя на публике ,как исполнители.
-Развитие культуры поведения и общения.
-Подготовка к социализации в обществе.
Воспитательные:
-Воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры (русской песни).
-Воспитание уважения к культуре своей страны.
-Развитие организаторских навыков, умения работать в творческой группе, в коллективе с разновозрастным составом.
Практические:
-Подготовка сценария конкурса для учащихся младших классов «Песня-душа народа».
-Подготовка музыкальных номеров.
-Проведение конкурса, церемонии награждения.
Задачи для детей:
-Разработать положение конкурса на лучшее исполнение русской народной песни «Песня-душа народа».
-Написать сценарий конкурса.
-Оформить сцену.
-Подготовить ведущих конкурса.
-Пригласить членов жюри, родителей участников, зрителей.
-Приобрести призы для участников конкурса.
-Провести конкурс, церемонию награждения.
Задачи для педагога:
-Максимальное вовлечение детей в творческий процесс.
-Развивать коммуникативное поведение детей, обеспечить взаимопонимание между всеми участниками.
-Познакомить детей с алгоритмом написания положения о конкурсе, сценарного плана.
-Выявить организаторские способности детей.
-Подготовить с конкурсантами творческие номера.
-Сплотить коллектив класса.
-Развить у детей эстетический вкус, творческое мышление.
Результат проекта: Конкурс среди учащихся младших классов на лучшее исполнение обработки русской народной песни «Песня-душа народа».
Место проведения: МБОУ «СОШ № 1»
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое:
-музыкальный инструмент домра
-музыкальный инструмент фортепиано
-кабинет №23 (МБОУ «СОШ № 1№)
-подставка для ноги
-ноты аккомпанементов для концертмейстеров
-грамоты, призы для награждения участников конкурса
Кадровое обеспечение:
-преподаватель струнно- народного отделения по классу домры ДШИ г. Нарьян-Мара Черняева Л.Л.
-концертмейстеры ДШИ: Верещагина Е.А., Рогачева Л.В., Козицина Е.Ю.,
Артемьева Т.С..
-учащиеся младших классов преподавателя Черняевой Л.Л.- участники
конкурса.
Учащиеся старших классов преподавателя Черняевой Л.Л.-организаторы конкурса.
Срок реализации проекта: долгосрочный- 3 месяца
Слушатели: учащиеся класса Черняевой Л.Л., родители учащихся, администрация, учащиеся ДШИ, преподаватели ДШИ.
Уровень: Школьный
Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:
Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателя по классу домра Черняевой Л.Л. и его учащихся младших, старших классов. Работа распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап (подготовительный) | 1.Формулирует проблему (цель), (при постановке цели определяется и продукт проекта); 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию; 3.Формулирует задачу; |
|
II этап ( основной) | 4.Помогает в решении задачи; 5.Помогает спланировать деятельность; 6.Организует деятельность; 7.Готовит с учащимися музыкальные номера; 8.Оказывает практическую помощь ( по необходимости); 9.Направляет и контролирует осуществление проекта; | 5.Объединение учащихся в рабочую группу; 6.Распределение амплуа; 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков; 8.Разучивание произведений для участия в конкурсе; |
III этап ( итоговый) | 10.Готовит и проводит конкурс «Песня – душа народа»; | 9. Представляют зрителям продукт деятельности; |
I этап (подготовительный)
1.Создание творческой группы. Определяются участники проекта:-преподаватель МБОУ ДОД « Детская школа искусств г. Нарьян – Мара» Черняева Любовь Леонидовна, учащиеся класса преподавателя Черняевой Л.Л.(ученики младших и старших классов).
2.Задача преподавателя Черняевой Л.Л. – руководителя проекта: создать условия, совместно с учащимися сформулировать цель и задачи проекта.
3адача главных действующих лиц проекта – учащихся младших и старших классов, вжиться в проблему, принять и дополнить задачи проекта.
3.Разработка организационного плана проекта (Приложение №1).Изучение положений инструментальных конкурсов, знакомство с алгоритмом написания положения о конкурсе, сценария. Оценка масштаба предстоящего мероприятия.
4.Выбор обработок русских народных песен для учащихся младших классов, учитывая возрастные и технические возможности учащихся, наличие нотной литературы.
II этап (основной)
(Совместно с преподавателем)
1.Распределение обязанностей между участниками проекта.
2.Поиск материалов о жанре «русская песня».
3.Подготовка концертных номеров.
4.Разработка, утверждение и изготовление пригласительных билетов, дипломов, приобретение призов для награждения участников конкурса.
5.Подготовка ведущих конкурса.
6.Разработка сценария конкурса.
7. Разработка анкеты для родителей об отношении к теме конкурса – русской народной песни.
8.Оформление сцены, подготовка материально – технического оснащения для проведения конкурса.
9.Формирование жюри конкурса.
III этап (итоговый)
На данном этапе происходит проведение конкурса «Песня – душа народа» на лучшее исполнение обработок народных песен среди учащихся младших классов.
Проводится рефлексия:
1.Проведение опроса участниками проекта среди зрителей о впечатлениях о конкурсе.
2.Самоонализ выступления учащихся на конкурсе.
3.Саморефлексия: понравилась ли учащимся самостоятельная подготовка и проведение конкурса.
4. Анкета для родителей участников конкурса об отношении к теме конкурса – русской народной песне.
.
- доступность для восприятия учащимися младших классов информации о жанре русской народной песни.
- уровень исполнения обработок русских народных песен учащимися младших классов.
- эмоциональность и образность исполнения.
-культура поведения учащихся во время проведения конкурса (внешний вид, собранность, отношение к слушателям).
- объем самостоятельной работы учащихся старших классов при подготовке к проведению конкурса.
Проект « Песня – душа народа» имеет практическую направленность и может планироваться к применению для работы в образовательном учреждении на внутриклассном, школьном, городском и окружном уровне.
В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся, соприкасаются с великим пластом русской культуры – русской народной песней. Становятся ближе к истокам русской культуры, чувственнее ощущают принадлежность к великой нации – русский народ. Непосредственные участники конкурса – учащиеся младших классов обогащают свой репертуар русской народной песней в обработке современных авторов, учатся тонко передавать настроение, динамику и характер песни. Их исполнение дополняет информация учащихся старших классов о жанре русской народной песни. Эта связь дает возможность более глубоко почувствовать величие жанра и роль русской песни для русского человека.
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность реализовать свои организаторские способности, формируется навык умения работы в творческой группе, в коллективе с разновозрастным составом. Воспитывается интерес и позитивное отношение к самостоятельной работе, появляется чувство ответственности за общий результат. Создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления. Происходит накопление эмоционально-слуховых ощущений, основанных на интонации русской песни, появляется мотивация к дальнейшему творчеству, формируется чувство патриотизма, любви к Родине.
Критерии успешности реализации проекта:
В процессе реализации проекта у учащихся формируются новые навыки и качества.
Творческие навыки – способность почувствовать и создать музыкальный образ, предложенный в названии русской песни ( название песни, слова, темп, штрихи, динамика) – для учащихся младших классов. Доступно, интересно изложить материал о жанре русской песни, творчески подойти к оформлению сцены, созданию соответствующего настроения праздника – для учащихся старших классов.
Коммуникативные навыки – способность к работе в творческой группе с разновозрастным составом. Укрепление связей учащихся и преподавателя.
Толерантность – способность к восприятию полярного мнения. Уважительное отношение к творческим возможностям и способностям товарищей.
Патриотизм – приобщение к жанру русской народной песни, воспитание национального характера, становление потребности в исполнение русской народной музыки. Воспитание чувства гордости за русский народ, ощущения принадлежности к великой нации.
1.Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993.
2..Ильин И.А. Путь духовного обновления.- М.,1993.
3.Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. – М.,1996.
4.КопаловВ.И. 1150-летие России: от истоков до современности (862 – 2012). – Екатеринбург,2012.
5.Коринфский А.А. Народная Русь.- Самара,1995.
6.Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М.,1984.
7.Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М.,2001.
8.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. – Волгоград,2009.
Организационный план творческого проекта
«Песня – душа народа».
Проектное мероприятие | Ответственный участник реализации проекта |
Организационное собрание с участниками проекта (составить план совместных действий) | Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ Черняева Л.Л. |
Изучение положений инструментальных конкурсов, разработка положения конкурса «Песня – душа народа» | Трифонова Ира |
Написание сценария конкурса | Остальцева Ксюша |
Изготовление афиши конкурса | Лыченко Надя |
Разработка пригласительных билетов ,приобрете- ние призов для участников конкурса | Канюкова Алена |
Разработка анкеты для родителей | Бережных Марина |
Подготовка и оформление сцены | Бережных Марина |
Подготовка участников конкурса | Черняева Л.Л. |
Сбор материала и подготовка сообщения о жанре русской народной песни | Канюкова Алена Трифонова Ира |
Проведение конкурса | Канюкова Алена Трифонова Ира Черняева Л.Л. |
Консультативная помощь, редакция текста | Черняева Л.Л. |
Анализ проведения конкурса | Все участники проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Душа народа - в народных праздниках"
В нашей школе на протяжении многих лет существуют свои традиции. К ним относятся и фольклорно-спортивные праздники. Такие праздники являются комплексными, так как наряду с развитием физических качеств...
"Песня- душа народа"
Внеклассное мероприятие посвящённое русской народной песне....
Сценарий мероприятия " В песне-душа народа"
Мероприятие "В песне - душа народа" предназначено для учащихся 8х классов. В этом мероприятии могут принимать участие одаренные школьники, занимающиеся в танцевальных коллективах, а также вокалом, хор...
Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....
Круглый стол "Душа народа-душа России"
Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа....
Проект "Песня - душа народа"
Нравственно – патриотическое воспитание школьников средствами ознакомленияс разнообразием музыкального фольклора, приобщения учащихся к бурятской, эвенкийской культуре....
Фестиваль военной песни «Песня в солдатской шинели» в рамках проекта "Песня года"
Авторы-составители: Манзык М.В., классный руководитель 6а классаСивцова Т.И., педагог орагнизатор Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах...