ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
статья по мхк на тему
Крупко Ирина Леонидовна
олигофренопедагог,
учитель музыки и ритмики
ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции»
СП№486
г. Москва
Е-mail: irina.krupko.@mail.ru
г. Москва
Специфика интеллектуального и личностного недоразвития детей с умственной отсталостью требует направленной коррекции не только учебной деятельности, - не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно поведенческих, интеллектуальных, эстетических свойств психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
Крупко Ирина Леонидовна
олигофренопедагог,
учитель музыки и ритмики
ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции»
СП№486
г. Москва
Е-mail: irina.krupko.@mail.ru
г. Москва
Специфика интеллектуального и личностного недоразвития детей с умственной отсталостью требует направленной коррекции не только учебной деятельности, - не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно поведенческих, интеллектуальных, эстетических свойств психики.
Искусство как художесвенно-образное отражение действительности способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ: воздействует положительно на эмоционально-волевую сферу, создает условия для развития познавательных процессов. Музыка, литература, театр, хореография , изобразительное искусство с помощью различных средств и специфического языка формируют жизненные компетенции, необходимых ребенку для вхождение и существование в социуме.
В решении коррекционных задач важную роль играет искусство драматизации-игра ролевая в урочной (русские народные сказки-мюзиклы,школьная опера, балет, песня) и во внеурочной деятельности совместно с учителем, логопедом, дефектологом, психологом, родителями на концерте, в школьном театре, досуговом мероприятии со сверстниками и гостями .
В СП №486 создаются оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков : игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды индивидуальной творческой деятельности, способствующие социальной адаптации. Использование мной в драматизации разнообразного наглядного материала (костюмы, декорации,реквизит), а также инновационной технологии-артпедагогики, мультимедийных средств обучения вызывает интерес детей и их активность на уроке ,на занятии кружка,концертной деятельности: выступлении на школьном концерте, с ролью в спектакле (вербальной, пластической)
В своей работе я опираюсь на принципы дидактических требований к обучению ребенка с ОВЗ музыке, ритмике , сценическому движению, созданию образа музыкального и пластического ( продвижение по этому пути требует индивидуального подхода, анализа возможностей , терпения и предчувствия положительной динамики ) ;использую доступный для воспитанников литературный и музыкальный материал классиков : В. Шаинский,Г. Струве, Г Гладков, Савельев, Е. Крылатов-композиторы,
К . Чуковский, С. Михалков, Ю. Энтин,Г. Х. Андерсен, В.Катаев, С.Маршак –поэты и писатели ;произведения классической музыки.
Для лаконичности и легкости запоминания текста моими воспитанниками
использую свою стихотворную форму прозаических произведений литературы при создании сценического театрального сценария,драматизации сказок.
Каждое проведенное мной занятие имеет образовательные,воспитательные и коррекционные задачи.
Важнейшей коррекционной задачей всех занятий является развитие связной речи учащихся, расширение их словарного запаса, формирование этических и эстетических норм.
Также важны коррекционные задачи, связанные с развитием высших психических функций учащихся.
Развитию и коррекции эмоционального восприятия и эстетического чувства , формированию коммуникативных навыков способствует слушание детьми текста и музыки, просмотр иллюстраций к спектаклю, разыгрывание сцен,
этюдов, хореографических элементов и номеров, а в итоге-исполнение ролей в музыкально-литературных композициях и спектаклях школьного театра «Времена года», кукольного театра «Петрушка»-многократных лауреатов и димломантов Фестивалей «Театр нашей Надежды», «Динаода»,»Семицветик».
Вашему вниманию ниже будет представлено два сценария школьного театра “Времена года», полувших звание Лауреат за лучший окружной сценарий и постановку сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка», и сценарий сказки «В гостях у Бабы-Яги».
Театральный сценарий сказки Г. Х. Андерсена
«Русалочка»
Автор-Крупко И. Л.
(В сценарии использованы стихи Ю. Энтина и Б. Ахмадулиной)
Действующие лица:Фея, Русалочка Принц, Ведьма, Матросы ,Русалки и морские обитатели ,Мать Русалочек ,Принцесса
В спектакле используется видеокадры, шумовые эффекты, музыка А. Петрова.
Сцена 1.
На экране – Земля голубая планета (съемка космическая), затем кадры моря и берега земли.
На сцене в центре – имитация Моря: голубые, белые и розовые полотнища тканей. С одной стороны сцены - огромный камень.
Появляется Фея.
Фея. «О, Земля – голубая планета, голубая от цвета Морей!?
Твоя песня как радуга где-то: в парусах неземных кораблей!
Море ласково Землю укроет нежным звуком бегущей волны,
Но бывает, и гнева не скроет: белой пены тяжелой Воды!
Вот- единство, два высших начала,все, что в нас: Земля и Вода!!
Ах, позвольте, Русалочки тень у причала, сказку вам рассказать нам пора!
На горизонте появляется Русалочка, усаживается на камень и смотрит на Море.
На экране Море , соприкасающееся с Землей. Звук бегущей волны.
Фея удаляется.
Сцена 2.
Импровизация Моря: полосы ткани горизонтальные вибрируют по всей сцене. Звук Моря, на экране – Море спокойное.
Между полосами ткани выплывает корабль – парусник, на нем сидят матросы.
Принц стоит у штурвала корабля.
Матросы поют песню: «День идет за днем,
(Б. Ахмадулина) Мы плывем, плывем,
Сине море нас учило,
Что на всех одно зелено вино И одна тоска – кручина!»
(На экране – Море штормящее. Матросы работают веслами, поют)
С нами гнев небес,
Нас глаза невест не увидят у причала,
Ветер все крепчал и корабль качал,
Ну, а нас не укачало!
Коли Бог не спас и маяк погас,
Лишь судьба нас выручала!
Мы до дна допьем и ко дну пойдем,
Только спляшем для начала.
(Крушения корабля: скрип, шум, волны поглощают корабль).
Сцена 3.
(На экране – спокойное Море, волны, набегающие на берег. Справа - замок, звучат колокола, музыка И. С. Баха.
Принц лежит на берегу, рядом сидит Русалочка, всматривается в лицо Принца)
Фея: « Как хорошо рассветом ранним,
(Ю. Энтин) Собраться к солнцу на свидание,
И славя Море громогласно
Шагать, вдыхая запахи трав.
Ах, кто сказал, что жизнь прекрасна
Был кое в чем, конечно, прав.
Взгляни на руки человечьи,
Творенья их пребудут вечно.
Бояться ль им работы грязной?
Их создал Бог не для забав»
Русалочка: О, милый Принц, вы так прекрасны!
Но, слышу рядом шум,
Здесь мне опасно,
Я покидаю вас, до встречи.
Мгновенья счастья быстротечны!
Сцена 4.
Морское царство – на сцене, плавают Русалочки, рыбы, Мать Русалочек.
На экране подводный мир: кораллы, рыбы, водоросли.
Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Человек-амфибия».
Танец.
Русалочка, обращаясь к Матери и сестрам:
(Б. Ахмадулина) «Сквозь радость я видела ладью.
Сама не понимала я, что я его люблю!
Зачем по Морю плавали Большие корабли?
Зачем матросы плакали и пели о любви?
(Все утешают Русалочку)
Сцена 5.
Появляется ведьма: «Я – ведьма. Красотки, речные наяды –
Вы все только женщины, все вы глупы.
У вас на уме только вздор и наряды,
В сердечках у вас только бредни любви.»
Русалочка обращается к ведьме:
«О сударыня, мне помогите:
Срочно зелье свое заварите,
Изнывает сердечко мое ,
На земле только счастье мое!»
Ведьма: «Ко мне, мои жабы и змеи!
Все люди глупы и твердят о любви.
Века на пролет я варю свое зелье,
Века на пролет я смеюсь над людьми!(ХА- ХА – ХА).
Я ведьма, мне ведомо все, Твой голос прекрасен,
За ножки людские отдашь мне его!
Но что-то сегодня случилось с луною,
С морскою волной, или может, со мной.
В котел колдовства надоело смотреть,
Хочу от любви умереть!»
Сцена 6.
На экране райский сад, звуки природы.На сцене – цветы в корзинах, Русалочка двигается между ними, с трудом ступает по земле.
Вдруг появляется Принц:
«Как хорошо рассветом ранним собраться к солнцу на свидание,
И, славя, Землю громогласно,шагать, вдыхая запах трав!
Ах, кто сказал , что жизнь прекрасна,был кое в чем конечно прав.
Принц видит Русалочку:
«Кто вы, о прекрасная незнакомка? Я поведу вас в райский сад,
И поселю в чудесном замке! Как встречи этой очень рад,
Такой алмаз нуждается в огранке!Я вас представлю при дворе,
И покажу принцессе. Мой друг, доверюсь как сестре,
Готовлюсь к свадебной я мессе.
Меня спасла она давно,
Средь волн соленых и обломков
Корабль мой ушел на дно,
Лишь помню голос звонкий.
Мне кто-то пел про море,
И растворилось горе,
Я слышал праздничную мессу,
Открыв глаза увидел я принцессу
Русалочка хотела сказать Принцу, что голос был ее, и что она спасла его в тот страшный шторм, а не принцесса. Но Принц не услышал ее. Поэтому Русалочка заплакала.
Сцена 7.
На экране спокойное море. На сцене - корабль с Принцем, Принцессой и Русалочкой.
Русалочка: «Как хорошо рассветом ранним
cобраться к солнцу на свидание И, славя, Землю громогласно
Шагать, вдыхая запахи Любви!»
Принц: «Так это ты!»
Русалочка: « Не высохла роса еще.И глубока вода.
Морского дна Русалочке не видеть никогда.
Зачем по Морю плавали большие корабли?
Зачем матросы плакал и пели о любви?
Сквозь радостное марев я видела ладью.
Сама не понимала я, что я его люблю!
Прощайте, сестры милые и хвост из серебра.
Что было – сплыло, сгинуло,зато душа добра!»
Русалочка превращается в морскую пену, Принц протягивает к ней руки.
Сценарий сказки «В гостях у Бабы-Яги»
автор театрального сценария-Крупко И. Л.,Фролова А. П.- логопед
Интегрированное лого- ритмическое , музыкальное занятие
по теме: «В гостях у Бабы-Яги».
Цель: формирование артикуляционного аппарата, развитие фонетического и фонематического слуха,коррекция эмоционально-волевой сферы, эстетического чувства.Вызвать у обучающихся положительные эмоции через сюжет сказки и её героев.
Задачи:
Образовательные: фомирование познавательной компетенции,активного и пассивного словаря;умения понимать литературное произведение.
Коррекционные: формирование базовых эмоций, умения слушать партнера,совершенствовать ритмическую структуру.
Воспитательные: воспитывать доброту, взаимопомощь на примере сказочных образов и поступках героев.
Действующие лица:
Ведущий кот (учитель-логопед ),Медведь, Лиса, Баба-Яга
Действие I
На сцену выходит ведущий Кот.
Кот: Здравствуйте ребята! Я – котик -коток, серенький лобок.
Пришел к вам с загадками, за умными отгадками. Слушайте ребята, первую загадку:
«Хитрая плутовка Рыжая головка.
Хвост – пушистая краса,Кто же это…? (ЛИСА)
«Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.Это зверь лесной….(МЕДВЕДЬ)
Кот: « Молодцы ребята!
За ступенькою ступенька - станет лесенка, слово к слову ставь складенько – станет песенка. А колечко на колечко – станет вязочка. Садись рядом на крылечко, слушай сказочку. Умненькие детки зверушки эти к Вам пришли, сказку принесли.»
Действие 2
Начало видеопрезентации. Звучит «Песенка Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты.
Медведь:
«Ох, устал же я Лиса.
Мы прошли через леса,
Города и страны, переплыли океаны.
Повидали белый свет, где найти теперь обед.
Солнце светит высоко, дом стоит наш далеко!
Лиса:
«Ой, медведь и я устала! Сколько стран я повидала!
С ног валюсь – но где же дом? Есть вода и пища в нём?
Медведь:
«Нет лиса, вокруг- леса, а вверху лишь- небеса.
Эй ребята, где же дом?
(Дети показывают на дом)
Вижу, светится окошко, потерпи, лиса, немножко.
(Лиса и медведь подходят к дому.)
Действие 3
Медведь:
«Люди, добрые, пустите, и обедом - накормите.
Мы устали от дороги, у лисы – больные ноги.»
(Стучат в дверь)
(Баба-Яга выглядывает в окно).
Баба-Яга:
«Кто там?! Кто там. Погодите! В доме вы все наследите.
В дом свой я вас не пущу и ничем не угощу!»
Кот:
«Баба-Ежка - не дури. Лисе, медведю – помоги! Дверь быстрее отвари
Накорми и обогрей, в доме станет – веселей!»
Действие 4
Кот:
Ну- ка звери, выходите, Бабку-Ежку веселите!
Звучит музыка.Герои танцуют «Русскую»
Баба-Яга:
«Ладно-ладно помогу (отворяет дверь)только пищи не найду!
Нету хлеба, нет воды, только- ядовитые грибы!
Лиса:
«Пахнет здесь ведь– не грибами, а сдобными блинами.
Молоком, сметаной, плюшечкой румяной!
Баба-Яга:
«Померещилось.Тьфу, тьфу!Ничего я не найду!
Вот Вам- лапти, вот вода…(показывает на лужу)Нету снега, нету льда!
Звучит «Веснянка». Дети выполняют лого-ритмическое упражнение.
«Ой, бежит ручьём вода (движение «мельница»)
Нету снега, нету льда.
Ой вода, ой, вода, (Хлопки)
Нету снега, нету льда.
Мы весняночку поём, (Руки на пояс, пружинки)
Весну – красную зовём.
Мы поём, всё поём, (Хлопки)Весну красную зовём.
Прилетели журавли, (взмахи руками, имитация полёта птиц)
И соловушки малы,
Журавли, журавли (Хлопки)
И соловушки малы.
Ой бежит ручьём вода.Нету снега, нету льда.
Ой вода, ой, вода.Нету снега, нету льда.
Действие 5
Медведь:
«Что нам, бабушка ,вода -есть хотим мы, вот – беда!
Сжалься, старая Яга. Накорми нас досыта!
Кот:
«Жадность бабушка – порок,ты запомни это впрок,
Если просят – помоги и скорее накорми!
Баба-Яга:
«Ладно, котик, накормлю пирогами и блинами угощу!
Ешьте, гости дорогие. Сядем дружно все за стол
И начнём наш разговор.
Кот:
«Тут и сказочки – конец.А кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Ребята, Баба-Яга исправилась. Какой она стала, ребята?
Дети: Доброй!
(Звучит песня «Дружба крепкая» муз Савельева! )
Заключительный Хоровод.
Список литературы:
1.Медведева Е. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»-М,2006
2. Грошенков И. А. «Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- под ред. В. В. Воронковой-М. 1982
3.Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества-М.1995
4.Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей.Развитие словесной регуляции действий.
5.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.М.1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"
В возрасте 5-6 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...
Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка
Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...
Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""
Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"...
Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что по итогам получения основного общего образования ученики должны демонстрировать не ...
Личностное развитие ребенка в современном мире
Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иным...
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.
Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....