Презентация "Первобытное искусство"
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему
Первобытное искусство, наскальная живопись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervobytnoe_iskusstvo.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, возникшего в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных эпохи плейстоцена и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок).
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Во времена нижнего палеолита, изобразительное искусство неандертальцев было очень примитивным - повторяющиеся знаки на камнях, весьма несовершенный орнамент. Одним из первых проявлений искусства человека как на европейском, так и на американском континентах было изображение рук на стенах пещер. Вероятно, они были первым выражением концепции формы и способствовали появлению идеи о том, что нечто вымышленное, несуществующее, может быть похожим на реальное, существующее.
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В период верхнего палеолита уже появлялись наскальные изображения в пещерах. Материалом для создания изображений служила, прежде всего, — краска. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски. Также использовался древесный уголь (как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных). На наскальных рисунках изображались , также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись предположительно создавалась в соответствии с культами.
СКУЛЬПТУРНОЕ ИСКУССТВО Одними из главных скульптурных произведений первобытных людей можно считать тотемы и каменные скульптуры животных , которым первобытные люди оказывали специальное поклонение, с которыми считали себя родственно связанными и по имени которых себя называли. Помимо тотемов, было найдено множество статуэток, изображавших женщин. В основном это были ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела. Культурная ценность «Палеолитических Венер» неизвестна, однако вид фигурок связывают с детородной функцией женского организма.
АРХИТЕКТУРА Первобытные люди создавали мегалитические сооружения ( доисторические сооружения из больших блоков) . Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
ПРЕДМЕТЫ БЫТА К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к симпатической магии. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией. Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ При создании изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием. Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски. Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер. В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.
ОРНАМЕНТ
РУКА
РУКИ
РИСУНКИ
ПРИМЕРЫ ТОТЕМОВ (СОВР.)
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ ВЕНЕРА
АВТОР : НИКИФОРОВА С.Г. , УЧИТЕЛЬ МХК ГИМНАЗИИ№71 Источники: http://crossmoda.narod.ru/Index.html http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
Тема :" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть." В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная законо...
Методическая разработка по предмету «История искусства» Раздел «Искусство Древней Передней Азии» Часть I. Искусство Шумера и Аккада. (автор: Никитина Д.А.)
Лекция содержит доступный и понятный материал по истории искусства Древней Месопотамии....
Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Воспитательные функции искусства. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостну...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.
Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....