Оптимизация восприятия произведения изобразительного искусства
статья по мхк на тему
В статье на конкретных примерах показано как мотивировать школьников анализировать произведение изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya_vospriyatiya_proizvedeniya_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация восприятия произведения изобразительного искусства
Восприятие школьниками произведения изобразительного искусства – это сложный многоуровневый процесс, который изучают искусствоведы, психологи и педагоги.
В рамках небольшого выступления я не буду касаться теории вопроса, а на конкретном примере попробую показать, как оптимизировать этот процесс, т.е. каким образом ученика созерцающего мотивировать стать учеником видящим и размышляющим.
Успех во многом зависит от выбора произведения искусства, которое вы предложите детям. Он определяется историческим и стилевым контекстом, возрастом учащихся, их прежним художественным опытом, но прежде всего, тем результатом , который прогнозируем получить в конце урока.
Я выбираю произведения, способные удивить моих учеников, заставить их сомневаться, а значит размышлять. «Сомнение приближает нас к истине»,-сказал Радий Погодин.
Большую роль играет и выбор педагогической технологии. Обычно я использую обучение в диалоге, потому что в этом случае учитель не передатчик информации, а своеобразный режиссер, выстраивающий свой спектакль, в котором нет второстепенных ролей. Аналогия с театром уместна, т.к. урок, как и спектакль, живет только в настоящем времени и невозможен без контакта актеров со зрителями, учителя с учениками.
Итак, урок в 7 классе. Тема урока «Своеобразие Северного Возрождения». Это первый урок, посвященный Северному Возрождению. На предыдущих занятиях учащиеся знакомились с итальянским Возрождением, в 5 классе изучали античное искусство.
Цель урока –показать разницу во взглядах на природу человека и его место в мире, которые сложились в Италии и у художников Северного Возрождения.
Показываю семиклассникам картину Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара» (1558 г.) Она будет молчать до тех пор, пока учитель не обратится к классу с вопросом, причем с таким, на который нет однозначного ответа, с вопросом-проблемой: «Кто главный герой этого произведения?»
Сразу появляются желающие с ходу на него ответить: «Икар, конечно!»
Тогда я предлагаю найти Икара. В процессе поиска детей одолевает сомнение, а есть ли там Икар вообще? Наконец, в правом углу картины находим две беспомощные торчащие из воды ноги. Дети разочарованы, они искали героя далеко в море , а он тонет у самого берега.
Обращаю внимание на название картины и задаю вопрос: «Как относится Питер Брейгель к Икару?»
Учащиеся отмечают, что художник лишает Икара героического ореола.
Предлагаю семиклассникам пофантазировать и придумать название картины на сюжет мифа о Дедале и Икаре, которую пишет итальянский художник эпохи Возрождения. Появляются варианты: «Полет Икара», « Парение Икара», «Взлет Икара» и т. п.
Спрашиваю: «Кто из итальянских художников мог бы создать такую картину?»
Дети , прежде всего, называют Леонардо да Винчи, который мечтал о покорении человеком воздушной стихии, сконструировав летательный аппарат и парашют.
Прошу описать Икара, героя картины итальянского мастера. Семиклассники говорят, что он был бы молодым, мускулистым, уверенным в себе юношей. Кто-то добавляет: «Таким, как Давид Микеланджело». Согласившись, что у Леонардо Икар был бы в центре композиции, завершаем воображаемую картину чтением отрывка из книги римского поэта Овидия «Метаморфозы»:
«Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,
Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший,
Все столбенели, и их проносящихся вольно по небу,
За неземных принимали богов».
Задаю вопрос классу: «Как реагируют герои картины Питера Брейгеля на падение Икара?»
Учащиеся отвечают, что никто не замечает катастрофы. Даже рыбак, находящийся рядом, продолжает, как ни в чем не бывало, ловить рыбу.
Тогда я прошу назвать главного героя в картине Питера Брейгеля. Семиклассники отвечают, что это пахарь, потому что он находится в центре композиции и художник выделяет его цветом, одев в красную рубашку.
Обращая внимание учащихся на композицию картины, спрашиваю: «Как художник, показывает нам огромность мира, который открыли для себя люди, жившие в эпоху Возрождения?»
Дети замечают, что Питер Брейгель как-будто сам совершает полет и с высоты разворачивает перед нами гигантскую панораму земли.
Прошу определить, какое место в огромном мире художник отводит человеку.
Учащиеся говорят, что в отличие от итальянцев, которые считали человека богоподобным, способным покорить морские глубины и преодолеть земное притяжение, Питер Брейгель утверждает, что человек – лишь маленькая частичка огромного мира. Он должен знать свое место и смиренно выполнять то, к чему предназначен: пахарь –пахать землю, пастух – пасти овец, рыбак – ловить рыбу. Всякая попытка человека изменить своему предназначению, возгодиться ,уподобиться птице, заканчивается катастрофой.
Сообща приходим к выводу, что для Питера Брейгеля , в отличие от итальянцев, Икар вовсе не герой, совершивший подвиг. Пахарь, пастух, рыбак для него настоящие герои и их подвиг в том, чтобы не изменяя своему предназначению –изо дня в день выполнять свою работу.
В конце урока спрашиваю детей, а кого они сегодня считают героем, того , кто преодолев земное притяжение однажды взмыл в небеса или того, кто просто каждый день честно выполняет свою работу. Мнения разделились. Точку в конце урока поставить не удалось, только многоточие, а это значит, что детям захочется вернуться к нашему разговору и самостоятельно поразмышлять на эту тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Образы Отечественной войны 1812года в произведениях изобразительного искусства
Проект выполнен для использования его материала на уроке МХК. Сделан ввиде текста . На его основе можно сделать презентацию....
Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности
Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, ск...
Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства
В данной статье раскрывается использование произведений живописи на уроках литературы в 10 - 11 классах....
разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"
Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...
Мастер-класс "Сравнение как один из методов оптимизации восприятия произведений живописи"
Мастер-класс,в котором на конкретных примерах показано, как с помощью метода сравнения научить школьников разных возрастов анализировать произведения живописи....
Фрагмент занятия с использованием произведения изобразительного искусства.
Предлагается пример использования на уроке произведения изобразительного искусства с алгоритмом вопросов, которые позволяют наиболее полно исследовать репродукцию (картину), получить необходимые сведе...