ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – ЭКСКУРСИЯ "Казанский собор"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – ЭКСКУРСИЯ "Казанский собор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazanskiy_sobor_integrirovannyy_urok.docx | 893.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
307170, Курская обл., г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д. 6
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
УРОК – ЭКСКУРСИЯ
(мировая художественная культура, история, ИЗО)
Тема урока:
« КАЗАНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА».
Рыжова Наталия Александровна,
учитель МХК и ИЗО.
Железногорск
2017
Интегрированный урок – экскурсия (мировая художественная культура, история, ИЗО)
Тема урока: «Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери. Великая Отечественная война 1812 года.».
Цель урока:
сформировать представления учащихся о войне 1812 года, ее героях; о роли иконы Казанской Божией матери, познакомить с историей и архитектурой Казанского кафедрального собора, расширить и углубить знания учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Задачи :
Воспитание любви к родному краю, уважительного отношения к народной культуре, чувства ответственности и гордости за свою страну
Способствовать формированию патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного единства общества
Развитие общественной активности школьников
Расширение знаний учащихся о городе, где они проживают, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями.
Способствовать включению детей в творческую деятельность, результатом которых могут быть их собственные работы: рефераты, презентации, доклады, экскурсии.
Насыщать образовательное пространство ребенка большой информативной емкостью.
Способствовать развитию коммуникативных навыков, умения слушать и слышать, задавать вопросы, уважать чужое мнение и труд.
Способствовать формированию правил культурного поведения в общественных местах.
Инструктаж:
- Дорога от метро. Правила передвижения по улице. Правила перехода улиц и дорог.
- Правила безопасного поведения в метрополитене.
- Правила поведения в общественных местах (в т.ч. в православных храмах).
Ход экскурсии.
(Сквер перед Казанским собором)
Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нём. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим.
Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.
В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему захотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся Россия, но я раздавлю её» – заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».
В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.
К началу 1812 года «Великая армия» Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла не только из французов, но из представителей народов, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек и 1372 орудия. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники. «Я иду в Москву, – говорил он, – и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!».
Наполеон был уверен в скорой победе. В течение всего лишь одного месяца он надеялся разгромить русскую армию в генеральном сражении и захватить Москву. Своим маршалам Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
Переправившись через Неман, Наполеон направил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, другой к югу, к Киеву, а сам с главными силами направился на Москву.
Император Александр мог выставить против страшного врага не более 240 тысяч войска и лишь около 1000 орудий. Русские армии были с первых же дней отрезаны друг от друга и вынуждены были отступать. Вступая в короткие стычки с врагами, армии двигались в сторону Москвы для генерального сражения.
С первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.
Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего русского крупного города на пути к Москве.
Стоит отметить, что под Смоленском соединились три армии, которые до этого были разрознены.
1 армией командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (полководец). Петербургское направление
2 армия- князь Пётр Иванович Багратион. Московское направление
3 армия- Александр Петрович Тормасов. Киевское направление
Горели дома, продовольственные лавки, сараи, амбары, рушились здания. Наполеон бросил на штурм Смоленска свои лучшие армии. И французам удалось его захватить.
Мы подходим к памятнику Барклаю-де-Толли.
Сообщение «Барклай-де-Толли»
(начало войны, отступление русской армии, объединение армий под Смоленском, битва у Смоленска. Рассказ о памятнике)
-Задайте вопросы.
-Почему же Барклая-де- Толли можно назвать героем ВОВ 1812 года, не смотря на отступление?
Александр І был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов Михаил Илларионович- полный Георгиевский кавалер.
Солдаты встретили его с радостью. «Едет Кутузов бить французов »,- звучало среди солдат. Все с нетерпением ждали боя.
Мы переходим к памятнику Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Сообщение «М.И.Кутузов»
Чтение ст-я М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Сообщения о героях Бородинского сражения : П.Багратионе (Румянцева В.), Н.Раевском (Насир М.)
13 сентября в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военачальники во главе с Кутузовым решали, как быть: одни настаивали на продолжении сражения под Москвой, другие предлагали отступать к Нижнему Новгороду, к Калуге или идти на Тверь. Последнее слово было за главнокомандующим. Кутузов решил оставить Москву без боя.
«С потерей Москвы еще не потеряна Россия» – сказал Михаил Илларионович. Русской армии необходимо было оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и наказать его за все те бедствия, которые его нашествие причинило России.
2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вступили и нашли древнюю столицу покинутой и опустошённой.
Все запасы, приготовленные для войска, уничтожены; имущество вывезено. Все жители поспешно бежали в ближайшие к Москве города. Наполеон ждал торжественной встречи от населения Москвы, но он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Москва запылала огнём пожаров. Тогда Наполеон поспешил выбраться из города в один из загородных дворцов (в Петровский) и оттуда с ужасом смотрел, как пылала Москва, оставляя армию Наполеона без крова и провианта.
Москва стала последним городом, который смог захватить Наполеон. Французская армия был измотана русскими морозами, голодом, постоянными нападениями из засад русской армии, народных ополченцев и партизан. Поэтому Наполеон начал отвод своих войск из Москвы и России.
Первоначально Наполеон планировал свернуть на юг и отступать по южному направлению. Но русская армия не дала Наполеону осуществить этот план и погнала французскую армию по выжженной и опустошённой им же Смоленской дороге.
- Как вы считаете, что ожидало Наполеона во время отступления по уже пройденной им старой Смоленской дороге? (нападения партизан, ополченцев)
Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина! Соединитесь все!». И весь народ встал на защиту родной земли.
Партизанское движение возглавил Денис Давыдов.
Сообщение «Денис Давыдов»
-Для чего Давыдов отстаивал идею партизанского движения? Какова роль партизанской войны?
-Какие еще вопросы вы хотели бы задать?
На реке Березине была поставлена окончательная точка в «русском походе» Наполеона. Французская армия была окончательно разгромлена и перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж, а французских солдат еще долго ловили в лесах партизаны.
Так бесславно для захватчиков закончилась война.
В ходе войны русская армия применила сначала отступательную, а затем оборонительную тактику, а после того как французы покинули Москву, перешла к активным наступательным действиям.
Когда русские войска подошли к границе России, солдаты приветствовали Кутузова криками: «Ура, спасителю России!». На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. «Каждый из вас спаситель Отечества» – сказал Кутузов и поклонился солдатам.
Французская армия потеряла в войне более 570 тысяч солдат и все орудия. Наполеон бросил свою армию и тайно уехал в Париж.
С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.
-Почему война 1812 года названа Отечественной?
-Что помогло русским людям выстоять и победить в этой войне?
(рассказ об иконе Казанской Божией Матери)
Казанская икона Божией Матери: история
Обретена она была чудесным образом в 1572 году в Казани. Город незадолго до этого события был взят войсками Ивана Грозного. После пожара, из-за которого была уничтожена почти вся христианская часть Казани, Богоматерь три раза являлась во сне девятилетней девочке Матроне и велела отыскать на пепелище Её икону.
Когда мама с дочкой начали копать в том месте, где до пожара находилась печь, то на глубине около 1 метра они обнаружили икону. В числе первых очевидцев произошедшего чуда был священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал Патриархом всея Руси.
В этот же день к месту обретения иконы пришло много людей, город огласился праздничным звоном. С тех пор этот день стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей России. В 1579 году на месте обретения иконы Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась обретенная икона, которая вскоре стала всенародной святыней, знамением небесного покрова Богоматери над Россией.
Богородицкий монастырь Казани расположен недалеко от казанского кремля, на улице Большая Красная
В народе дату 4 ноября называют осенней (зимней) Казанской. Связан этот праздник с событиями Смутного времени, когда на территорию России вторглись польские интервенты. Москва была взята польскими войсками, а Патриарх всея Руси Ермоген заключен в темницу. В заточении Патриарх молился Богородице, уповая на её помощь и защиту. Его молитвы были услышаны, и в сентябре 1611 года было организовано второе народное ополчение. Русские войска освободили Москву и с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери вошли на Красную площадь.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади считается одной из древних святынь России
В честь Пресвятой Богородицы князь Пожарский в 1630-е годы воздвиг храм Казанской иконы, где она находилась на протяжении трехсот лет. В 1920 году церковь была варварски уничтожена. На её месте поставили павильон и общественный туалет. В девяностые годы прошлого века эти постройки снесли и возвели новый храм. Первоначальный вид собора был сохранен благодаря чертежам и замерам, сделанным перед сносом святыни.
Особо почитался образ Казанской Божией Матери Петром Великим. Во время Полтавского сражения на поле боя стоял чудотворный список с иконы (Каплуновский). Существует предание, что святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга благословил Петра I Казанскою иконой: «Возьми икону Казанской Божией Матери. Она поможет тебе победить злого врага. После этого перенеси святыню в новую столицу. Она станет покровом города и всего твоего народа».
В 1710 году Петр I велел перевезти из Москвы в Петербург чудотворный список с Казанской иконы. Какое-то время святой образ находился в Александро-Невской лавре, а позже (при Анне Иоанновне) его перенесли в специальный храм, возведенный на Невском проспекте.
Восшествие на престол Екатерины II тоже связано с этой петербургскою святыней. Павел I, став в 1796 году императором, решает построить более достойный храм для иконы. Он объявляет конкурс проектов, в котором одержал победу А. Н. Воронихин. Храм был спроектирован по образцу Святого Петра в Риме. На его строительство ушло 10 лет. Завершено оно было при Александре I.
Строительство Казанского собора завершилось в 1811 году. За проект А.Н. Воронихина удостоили орденом Анны
Перед чудотворной иконой в 1812 году за спасение России молился М.И. Кутузов. В Казанском соборе 25 декабря 1812 года был отслужен первый молебен за избавление России от нашествия французов.
Осенняя Казанская: приметы и традиции
Праздник Казанской иконы – важная дата в народном календаре. На пороге зима, с огородными и полевыми работами покончено, работники возвращаются с отхожих промыслов. Зимняя Казанская – традиционный срок расчетов. Все строительные работы к этому времени заканчиваются, а плотники, землекопы, штукатуры и каменщики получают расчет и возвращаются домой.
Потерпи, батрак, и у тебя на дворе будет Казанская.
И рад бы хозяин батрака поприжать, да на дворе Казанская: она всей ряде голова.
В этот день часто идёт дождь. По этому поводу говорили: «Если на Казанскую небо заплачет, то скоро и зима наступит». Если же 4 ноября день ясный, то грядёт похолодание.
В некоторых местах на эту дату приходится престольный праздник. В этот день многие играют свадьбу. Ведь, согласно поверью, кто женится на Казанскую, тот будет всю жизнь счастливым. А вот в путь 4 ноября отправляться не следует. Считается, что человека в дороге могут подстерегать неприятности.
В народе Казанская икона Божией Матери – бабья заступница и покровительница простого народа. Поэтому осенняя Казанская – один из главных женских праздников. Его отмечали пышным застольем с брагой и пивом.
Ещё эту икону считают помощницей в лечении болезней глаз. Говорят, что в этот день роса особенно целебная. Поэтому до восхода солнца старались собрать хоть немного росы, которой протирали глаза, лечили нарывы и кожные заболевания. Существует легенда, что одна юная девица думала, что не вышла лицом, потому её никто не любит. На осеннюю Казанскую она пораньше встала и отправилась в рощу, там отыскала берёзовый лист, который висел низко на дереве и был покрыт инеем. Взглянула она в этот лист, словно в серебряное зеркало, и вся неказистость с её лица сошла.
-Вас, наверное интересует судьба Кутузова и Наполеона, что с ними было после войны?
Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленённый англичанами. В 1819 году он заболел, а 5 мая 1821 года умер после тяжёлой и продолжительной болезни.
Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1812 года генерал-фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года умер. Похоронен М.И.Кутузов в Казанском Кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
На экскурсию в собор мы пойдем через несколько минут.
- Какие памятники ВОВ 1812 года вы знаете? Какие из них есть в нашем городе?
В честь Великого сражения осталась ещё одна память - популярный в наше время бородинский хлеб, вкусный, ржаной.
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших своё Отечество.
Экскурсия в собор.
Отзыв об экскурсии, проведенной учителем Рыжовой Наталией Александровной
Тема экскурсии «. Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери. Великая Отечественная война 1812 года».
Цель экскурсии: сформировать представления учащейсяя о войне 1812 года, ее героях; о роли иконы Казанской Божией матери, познакомить с историей и архитектурой Казанского кафедрального собора, расширить и углубить знания учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Дата проведения: 14 апреля 2017 года.
Урок-экскурси явился результатом серьезной подготовки: работа с историческим материалом, написание текста, изучение истории создания Казанского собора, памятников Кутузову и Баклаю де Толли, изучение основных событий Отечественной войны 1812 года и, особенно, Бородинского сражения.
Хочется отметить большую роль учителя в инициации, подготовке и организации этого серьезного, насыщенного материалом урока-экскурсии. Особо следует отметить, что большую часть экскурсии проводили дети самостоятельно. Педагог деликатно поправлял и помогал юным экскурсоводам справиться с волнением.
Ученица довольно развернуто рассказывали о Барклае де Толли (Плотникова Мария), о князе Петре Багратионе (Румянцева Лера), о Михаиле Илларионовиче Кутузове (Савина Елизавета). Прозвучало выразительно рассказанное стихотворение «Бородино» (отрывок) в исполнении Савиной Елизаветы. О поэте-партизане гусаре Денисе Давыдове и партизанском движении много и очень интересно рассказал Щербич Яков, а о роли иконы Казанской Божией Матери – Дробязко Алина.
Надо было видеть, как внимательно слушали дети (да и взрослые) юных гидов. Даже иностранная группа остановилась послушать экскурсию о ВОВ 1812 года и задавала свои вопросы экскурсоводам.
Следует отметить грамотно обработанный текст и правильные логические связки-переходы при построении экскурсии. Был хорошо поставлен показ объектов: Казанского собора, памятников, Невского проспекта.
Очень эмоционально было воспринято участниками завершение первой части экскурсии чаепитием с бородинским хлебом. Это дало детям и эмоциональную, и умственную, и физическую разрядку перед посещением собора.
Закончилось занятие посещением Казанского собора, где для детей была проведена экскурсия уже профессиональным экскурсоводом.
Заключение. Цели и задачи урока-экскурсии выполнены. Считаю, что такие занятия ученикам очень важны и полезны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (ЗАМЕТКИ ОБ ЭКСКУРСИИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ)
В содружестве с Исаакиевским собором школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка город Санкт-Петербург проводит курс на немецком языке для учащихся старших классов «Юный экскурсовод». Про...
Учебный фильм "Готический собор - гармония музыки и архитектуры". История 6 класс.
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фильм-пособие по средневековому искусству, который я сделал. В...
Презентация "Собор Святой Софии в Константинополе"
Презентацию можно имспользовать на уроках МХК в 10 классе при изучении темы:"Мир византийской культуры", по учебнику Г. И. Даниловой....
Кёльнский собор
Презентация по страноведению...
Литературоведческий ролевой проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».
Агинская окружная гимназия Сценарий урока: Литературоведческий ролевой проект«Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижск...
Стихи в честь 100-летия Морского собора
Стихотворение написано мною в честь 100-летия Морского собора в Кронштадте....
Урок-закрепление (Внеклассное мероприятие) по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Три собора"
Данная разработка предназначена для учителей истории и культуры Санкт-Петербурга. Материал поможет обобщить информацию по теме Петропавловский, Исаакиевский и Казанский соборы....