ПРОЕКТ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (ЗАМЕТКИ ОБ ЭКСКУРСИИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ)
статья по немецкому языку (8,9,10,11 класс) по теме

Колобова Ольга Николаевна

 

В содружестве с Исаакиевским собором школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка город Санкт-Петербург проводит курс на немецком языке для учащихся старших классов «Юный экскурсовод». Проект может быть интересен для школ, специализирующихся на иностранных языках. По окончании обучения ученики смогут провести экскурсию по собору и рассказать немецким школьникам из Гамбурга (существует школьный обмен с гимназией города) или других городов, главное, что они узнали об Исаакиевском соборе на немецком языке. 

 

Проект «Исаакиевский собор» может иметь продолжение, так как в следующие года могут проводиться экскурсии в храм Воскресения Христова и другие храмы города.

Изучая грамматические темы, ученики также пополняют запас лексики политического и социального характера.

Подробный перевод экскурсии на немецкий язык проходит каждый урок. Будет рассматриваться лексика религиозного и социального характера. Ученики должны продумывать, как рассказать о внешнем и внутреннем облике собора, о его истории на немецком языке. Полезность таких занятий, при изучении языка, не может вызвать сомнений. Кроме того, знакомство с историей и прикосновение к сокровищам мировой культуры формирует в учащихся творческое отношение к любому настоящему, интересному, увлекательному делу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolobovaon-statja-isaak-sobor.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колобова О.Н.,

учитель немецкого языка,

ГОУ СОШ № 72, Санкт-Петербург

ПРОЕКТ ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

(ЗАМЕТКИ ОБ ЭКСКУРСИИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ)

В содружестве с Исаакиевским собором школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка город Санкт-Петербург проводит курс на немецком языке для учащихся старших классов «Юный экскурсовод». Проект может быть интересен для школ, специализирующихся на иностранных языках. По окончании обучения ученики смогут провести экскурсию по собору и рассказать немецким школьникам из Гамбурга (существует школьный обмен с гимназией города) или других городов, главное, что они узнали об Исаакиевском соборе на немецком языке.

Величественная красота архитектуры, скульптуры, мозаики, живописи собора вызывает интерес учащихся. Возможно, в будущем они свяжут свою жизнь с профессией экскурсовода и на немецком языке смогут проводить подобные экскурсии.

Воспитательное развивающее значение проекта, который помогает узнать историю одного из музеев города, переоценить невозможно. У ребят, конечно же, появляется чувство гордости за свою страну, город.

Собор принадлежит к сокровищам мирового культурного наследия, и его влияние на формирование нравственного и духовного в жизни  неоценимо.

Мы начинаем курс с изучения трех церквей – предшественников собора. Их история возвращает нас в далекие времена начала XVIII века. Вновь появляющемуся городу нужна церковь. Город на Неве быстро развивается. И среди первых зданий в 1710 году была сооружена церковь в честь Петра I памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, ее назвали Исаакиевской.

Затем были вторая, третья и в 1818 году, во времена правления Александра I, который был известен своей реформаторской деятельностью, было принято решение о строительстве новой церкви под руководством Монферрана.

Феномен Монферрана, француза по национальности, который стал знаменитым русским архитектором, изучают учащиеся курса с вниманием и грамматические знания по пассивному залогу можно расширить на примере этой темы.

Фигура архитектора вызывает интерес у учеников. Они внимательно изучают все, что связано с ним и факт, что Монферран умер через несколько дней после завершения работ церкви, делает его образ таинственным. Александр II не разрешил похоронить Монферрана, как это было принято, под последним его творением. Его прах был отвезен во Францию и там затерялся.

На первых уроках рассматриваются грамматические темы: числительные, склонения порядковых числительных, артикль, ведь учащиеся должны правильно называть имена царей, во времена которых строились все четыре церкви, а строительство Исаакиевского собора растянулось на правление трех царей: Александра I, Николая I и Александра II.

Лексика первых уроков тесно связана с понятием «музей», какой он может быть, какова его цель, в также как начинать экскурсию.

Из мастеров, трудившихся на строительстве, выделяется также фигура бывшего крепостного Максима Салина. Это талантливый художник-самородок создал великолепную модель здания. Она была передана царю, Максим Салин получил за это «вольную». Мастер проработал на строительстве 27 лет. Монферран оказывал ему помощь. Далее судьба его трагична, он умер забытый всеми.

Интересно будет ученикам познакомиться с внутренним интерьером Исаакиевского собора. Облицовочный камень – это целая тема, ведь для строительства использовались полудрагоценные камни и облицовочный мрамор. Мрамор завозился из Франции, Италии, а также из России. Малахит с Урала применяли для монолитных изделий, используя особый метод «русской мозаики».

Более 150 картин, находящиеся в соборе, познакомят учащихся с достижениями русской школы живописи.

Внутреннее устройство собора требует изучения грамматической темы «Распространенные определения». Учащиеся составляют сложные предложения, расширяя свой лексический запас прилагательных.

Мозаика Исаакиевского собора – еще одна страница в изучении курса, ведь с ее помощью, были сохранены некоторые картины для будущих поколений. Монферран в 1842 году предложил заменить живописные произведения в соборе копиями из мозаики. Как создавалась мозаика? Этот вопрос будет интересен для будущих инженеров.

Скульптура Исаакиевского собора, особенно сводов и барабана купола, занимает большое место в убранстве собора.

Ученикам важно понимать многие термины, употребляющиеся в описании архитектуры, скульптуры, мозаики. Экскурсоводы собора подробно растолковывают эти термины, остается только перевести их на немецкий язык. Ученики имеют возможность, посещая собор, под руководством учителя, увидеть все своими глазами и достоверно понять каждый символ.

Курс рассматривает также вопросы возникновения христианства и другие вопросы религии.

История создания церквей возвращает нас к легенде об Исааке Далмацком и затрагивает лексику, связанную с  понятиями из жизни святых. Она направляет нас к истокам возникновения христианства.

Учащиеся должны научиться кратко рассказывать историю возникновения христианства, опираясь на лексику о религии и касаясь таких слов, как Старый завет, Новый завет, важнейшее отличие католической веры от православной. Это соприкосновение с понятиями религии позволяет детям расширить свои знания в истории религии и уметь применить их.

Когда рассматривается история строительства собора, применимы многие темы грамматики: формы прошедшего времени, сослагательное наклонение.

Для будущих архитекторов и других, связанных с архитектурой и строительством профессий используется специальная лексика, которая применима при рассказе о внешнем облике собора и истории его строительства.

Также при проведении экскурсии необходимо употреблять вежливую форму и ученики должны вспомнить и углубить свои знания по сослагательному наклонению.

Проект «Исаакиевский собор» может иметь продолжение, так как в следующие года могут проводиться экскурсии в храм Воскресения Христова и другие храмы города.

Изучая грамматические темы, ученики также пополняют запас лексики политического и социального характера.

Подробный перевод экскурсии на немецкий язык проходит каждый урок. Будет рассматриваться лексика религиозного и социального характера. Ученики должны продумывать, как рассказать о внешнем и внутреннем облике собора, о его истории на немецком языке. Полезность таких занятий, при изучении языка, не может вызвать сомнений. Кроме того, знакомство с историей и прикосновение к сокровищам мировой культуры формирует в учащихся творческое отношение к любому настоящему, интересному, увлекательному делу.

_____________________

Список рекомендованной литературы: 

  1. Butikov G. St.Isaaks Kathedrale. - Sankt Petersburg: Verlag GmbH Gottschalk & Plűschau, 1991
  2. Nagorski N. Isaak-Kathedrale / Brammerloh S. Űbersetzung., St.Petersburg: Kunstverlag, 2002
  3. Бутиков Г.П., Хвостова Г.А. Исаакиевский собор. - Л.: Лениздат, 1979
  4. Голикова Е.А. Музей-школе. Учебно-методическое пособие по немецкому языку. - Санкт-Петербург, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия на немецком языке по достопримечательностям Тамбова

Текст автобусной эксткурсии по достопримечательностям Тамбова на немецком языке....

Проект по немецкому языку "Экскурсия по музею "Дом со львом"

Проект "Экскурсия по музею "Дом со львом" был создан нами в 2014 году. В ходе проекта ребята создали экскурсию на немецком языке по музею. Виртуальная экскурсия была проведена для учащи...

Итоговый проект МГОУ "Интегрированный урок на английском и немецком языках"

Тип урока: комбинированный развивающего обучения, урок-дискуссия, телемост....

Знакомство с немецким яыком. Небольшой экскурс в мир немецкого языка. (с использованием программы- сканер QR-кодов и генератор QR-кодов).

Данные материалы предназначены для работы во внеурочной деятельности. Возрастной диапозон-5, 6 классы (аудитория слушателей, которая изучает немецкий язык в качестве второго иностранного, первый год о...

Проект по теме "Хобби" 6 класс по немецкому языку.

Материал представлен презентацией, которую составили учащиеся 6 класса вместе с учителем. В презентации собран материал о всемирноизвестных национальных игрушках каждой страны, так как многие дети в к...

Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.

Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...

Проект на тему: «Сленг как явление современного немецкого языка. Немецкий молодёжный сленг»

Проект по немецкому языкуна тему:«Сленг как явление современного немецкого языка.Немецкий молодёжный сленг»...